Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3. Роль генотипа и среды в изменчивости успешности обучения




1. 3. Роль генотипа и среды в изменчивости успешности обучения

 

Успешность обучения (или академические достижения) представляет собой показатель, близкий по смыслу к психометрическому интеллекту, что является абсолютно закономерным, поскольку тесты интеллекта валидизировались относительно успешности школьного обучения. Именно в качестве ориентировочной оценки интеллекта академические достижения и были в свое время включены в генетические работы.

Об успешности обучения судят по трем типам показателей — по школьным оценкам, по баллам, получаемым испытуемыми по критериальным тестам достижений в академической сфере, и по заданиям, результаты выполнения которых непосредственно связаны с усвоением школьных знаний (например, свидетельствуют об овладении первоклассниками навыками чтения).

При оценке внутрипарного сходства близнецов по этим показателям обычно обнаруживается большее сходство МЗ близнецов, по сравнению с ДЗ, что свидетельствует о влиянии генотипа на изменчивость академической успешности.

Результаты генетического исследования академических достижений свидетельствуют о примерно одинаковом влиянии генотипа на успешность обучения по языковым предметам, математике, общественным дисциплинам и естественнонаучным дисциплинам. Для всей выборки близнецов (без учета половых различий) показатели наследуемых индивидуальных различий в академических достижениях варьируют в пределах 34 – 40%, а общий показатель наследуемости, высчитанный на основании успешности в разных академических сферах, равен 48% и оказывается равным оценке наследуемости, получаемой при использовании стандартных тестов интеллекта.

При сопоставлении оценок по разным школьным предметам обнаруживаются значительно большие различия между МЗ и ДЗ близнецами, чем по тестам академических достижений, и большее сходство МЗ девочек, чем МЗ мальчиков.

О существовании связей между показателями академической успешности и интеллекта свидетельствуют данные как близнецовых работ, так и исследований, проведенных на приемных детях. Связи академической успеваемости и интеллекта опосредуются не только генотипом, но и теми средовыми влияниям, которые имеют отношение к различающейся среде.

Роль общей среды более отчетливо видна в тех ситуациях, когда наблюдается некоторое неблагополучие в когнитивном развитии и снижение академической успешности. Так, в близнецовом исследовании при сопоставлении групп детей с высоким и низким интеллектом не было найдено различий между группами наследуемости интеллекта и академической успеваемости, однако было показано, что общая среда играет значительно большую роль в изменчивости обоих показателей у детей с более низким уровнем интеллекта.

1. 4. Генетика нарушений способности к обучению

 

В психогенетике особый интерес представляет природа отклоняющихся форм детского развития. Считается, что среди детей каждый десятый ребенок имеет риск аномального типа развития. Это может быть криминогенное поведение, эпизоды депрессии или тревожности, а также нарушение интеллектуального или эмоционального развития. Здесь будет рассмотрено несколько вариантов отклонений от нормальной траектории развития; в этиологии развития каждого из них существенная роль принадлежит генотипу. От редкой формы аутизма до специфической неспособности к обучению, а также в состоянии, пограничном с клиникой и нормой, – синдром дефицита внимания и гиперактивности.

 

Аутизм

 

Аутизм – болезнь развития, характеризующаяся дефицитом социального общения, отклонениями в речи, ограниченным набором стереотипов поведения.

Частота встречаемости аутизма составляет 0. 02%. Среди мужчин аутизм встречается чаще, чем среди женщин, коррекция синдрома аутизма возможна, но решающей является ранняя диагностика, систематическое целенаправленное вмешательство. Клинико-генетическое исследование синдрома аутизма позволило оценить наследуемость аутизма, которая равна 90%. Некоторые исследования позволяют предположить, что гены, распологающие к аутизму, находятся на 7 и 16 хромосомах.
^

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, который характеризуется невнимательностью, сверхактивностью и импульсивностью поведения, получил название гиперкинез. Среди проявлений этого синдрома отмечают двигательные беспокойства, легкую отвлекаемость, импульсивность поведения и мысли, неспособность учиться на опыте и на собственных ошибках, болтливость, рассеяность, недостаток чувства опасности. Центральным диагнозом для этого синдрома является расстройство внимания. Среди сопутствующих проявлений неспособность к обучению, тревожность. В подростковом возрасте этот синдром сопровождается симптомами асоциальности. Частота встречаемости синдрома от 2 до 15%. Мальчики страдают этим синдромом примерно в 4 раза чаще, чем девочки. Коэффициент наследуемости предрасположения к этому синдрому равен 70%.
^

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...