Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Роль генотипа и среды в изменчивости интеллекта




1. 2. Роль генотипа и среды в изменчивости интеллекта

 

За 75 лет экспериментальных исследований интеллекта в психогенетике было получено огромное количество дан­ных о роли генотипа и среды в его изменчивости. Для того чтобы убрать случайные факторы, которыемогут повлиять на результаты работ, проводящихся на небольших выборках, периодически все имеющиеся результаты обобщаются и подсчитываются средние для всех работ показатели компонент фенотипической дисперсии интеллекта — наследуемость, систематическая и несистематическая среда. Средние показатели внутрипарного сходства для разных типов родственников представлены в табл. 1. 2. 1.


Таблица 1. 2. 1

 

СХОДСТВО ИНТЕЛЛЕКТА У РАЗНЫХ ПАР РОДСТВЕННИКОВ

 

Большей степени генетического сходства соответствует и большее сходство по интеллекту: МЗ близнецы похожи друг на друга больше, чем ДЗ; дети и родители — больше, чем приемные дети и усыновившие их родители; родные сибсы, живущие со своими родителями, — больше, чем приемные дети, живущие в одной семье. Вместе с тем, для сходства по интеллекту важны и средовые влияния: генетически не связанные, но живущие вместе люди (приемные дети или приемные дети и усыновившие их родители) оказываются также в некоторой степени похожи друг на друга, хотя их сходство не столь высоко, как у биологически связанных друг с другом людей. На основании данных, представленных в таблице 1. 2. 1, можно подсчитать показатели наследуемости интеллекта.

Показатель наследуемости, вычисляемый на основании данных разлученных МЗ близнецов, равен внутрипарной корреляции МЗ близнецов, поскольку разлученные МЗ близнецы могут быть похожи только из-за сходства их генотипов. В данном случае сходство МЗ равно 0. 72, и, следовательно, показатель наследуемости также равен 0. 72.

Показатели наследуемости для других разлученных родственников равны удвоенной корреляции между ними, поскольку эти родственники имеют только половину общих генов. По данным родных сибсов, усыновленных в разные семьи, показатель наследуемости будет равен 2х0. 24=0. 48. По данным биологических родителей и их детей, отданных на усыновление, — 2х0. 22=0. 44.

Удвоенная разность между корреляциями родных сибсов и усыновленных сибсов равна: 2х(0. 47-0. 32)=0. 30.

Удвоенная разность между корреляциями родителей и детей, с одной стороны, и приемных детей и усыновивших их родителей — с другой, равна: 2х(0. 42-0. 19)=0. 46.

По данным табл. 1. 2. 1 можно получить 6 показателей наследуемости, 4 из них близки по значению и находятся в пределах 0. 44—0. 52. Один показатель (сравнение родных и усыновленных сибсов) оказывается по значению ниже остальных — 0. 30. Еще один показатель наследуемости, полученный на выборке разлученных близнецов, оказывается существенно выше и равен 0. 72. Полученные результаты позволяют, во-первых, прийти к выводу о том, что генотип оказывает влияние на индивидуальные различия в интеллекте и, во-вторых, утверждать, что генотип определяет от 30% до 50% изменчивости интеллекта.

Использование биометрических моделей при анализе тех же самых данных, которые приведены в таблице 1. 2. 1, то есть применение более совершенного способа оценки компонент фенотипической дисперсии, позволило заключить, что генотип определяет 51% дисперсии интеллекта.

С помощью биометрических моделей было также показано, что полученные при исследовании интеллекта данные хорошо соответствуют простой генетической модели, выделяющей в дисперсии признака три компоненты — наследуемость (преимущественно аддитивную), общую среду и различающуюся среду.

Первая компонента дисперсии — наследуемость — определяет половину межиндивидуальной изменчивости интеллекта.

Общая среда включает в себя те средовые влияния, которые совпадают у сравниваемых родственников (например, у родных сибсов). К ней относятся такие параметры среды, как социально-экономический статус семьи, общие интересы членов семьи, занятия и увлечения, которые у них не различаются. Общая среда, согласно этим данным, определяет от 11% до 35% дисперсии показателей интеллекта. Наименьшей оказывается роль общей среды для сибсов, несколько большей — для ДЗ близнецов и самой большой — для МЗ близнецов.

Третья составляющая дисперсии представляет собой различающуюся среду, которая включает в себя три параметра — ковариацию генотипа и среды, ошибки измерения и собственно различающуюся среду, то есть те средовые параметры, которые не совпадают у сравниваемых родственников. Например, дети могут учиться в разных классах, иметь разных друзей и разные увлечения. Может различаться отношение родителей к одному и другому ребенку в семье. При одинаковом отношении родителей часто различается восприятие детьми тех или иных действий родителей, и поэтому даже одинаковое отношение родителей может по-разному интерпретироваться детьми и оказывать на них разное влияние. Различающаяся среда, согласно полученным данным, определяет от 14% до 38% дисперсии показателей интеллекта. Наименьшей оказывается ее роль для МЗ близнецов и наибольшей — для сибсов.

Итоги обобщающих работ вполне соответствуют тому представлению о генотип-средовых соотношениях в изменчивости интеллекта, которое сложилось в психогенетике в последние 30 лет на основании данных отдельных исследований. Как правило, при обследовании детей, подростков и взрослых обнаруживаются аналогичные результаты: генотип определяет примерно половину изменчивости интеллекта, а роль общей и различающейся среды зависит от того, на какой выборке испытуемых проводится исследование. Если сравниваются МЗ и ДЗ близнецы, то вклад общей среды в изменчивость интеллекта оказывается примерно в 1, 5—2 раза больше, чем различающейся (например, 35% дисперсии определяется общей средой и 15% — различающейся). Если сравниваются приемные и родные сибсы, то соотношение общей и различающейся среды обычно бывает противоположным.

Анализ всех данных таблицы 1. 2. 1 методом наименьших квадратов позволил оценить вклад генетически-средовых факторов в межиндивидуальное различие по коэффициенту интеллекта. Вклад генетических факторов равен 60%, влияние систематических средовых факторов равен 25%, влияние случайных средовых факторов (различающаяся среда) 15%.

^

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...