Практическое и семинарское занятие 19. Конституционный судебный процесс в субъектах Российской Федерации
Форма проведения занятия – Интерактивная технология – ролевая игра – экскур-сия в Уставный суд Свердловской области
Основные вопросы:
1. Становление и развитие конституционных (уставных) судов субъектов Россий-ской Федерации.
2. Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
3. Решения конституционных (уставных) судов.
4. Характер и формы взаимоотношений Конституционного Суда РФ и конститу-ционных (уставных) судов субъектов федерации.
5. Разграничение компетенции между Конституционным Судом РФ и конститу-ционными (уставными) судами субъектов федерации.
6. Может ли Конституционный Суд РФ отменить, изменить решение конституци-онного (уставного) суда субъекта?
7. Какие могут возникнуть основания для пересмотра решения конституционного (уставного) суда субъекта? Регулируется ли подобный вопрос в законах субъектов?
Список рекомендуемой литературы
Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня инфор-мационных ресурсов программы.
Интерактивные формы проведения всех практических и семинарских занятий:
разбор конкретных ситуаций, решение кейсов (задач), диспут, дискуссия, ролевая игра.
Текущий контроль знаний, умений, освоенных компетенций обучающихся про-изводится преподавателем, ведущим практическое (семинарское) занятие по дисциплине в следующих формах: тестирование; выступления в ходе занятия; выполнение практических заданий (решение задач, кейсов и проч.).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
В целях успешного освоения дисциплины «Конституционное право» обучающиеся должны достаточно много работать самостоятельно. Самостоятельная работа, наряду с лекционным курсом и практическими (семинарскими) занятиями, является неотъемлемой частью изучения курса.
Для организации самостоятельной работы обучающихся по изучению курса Кон-ституционного права кафедрой подготовлены Методические указания по организациисамостоятельной работы и задания для обучающихся направления 40.03.01 «Юрис-пруденция (очная форма обучения) (приложение1). [Электронный ресурс] //http: www.usue.ru. Портал электронных образовательных ресурсов. Открытый сайт кафедры публичного права.
Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся включают:
общие методические указания по изучению дисциплины;
методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы (харак-теристика и описание заданий);
требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы обучающихся;
критерии оценки и шкалу оценки выполнения самостоятельной работы обучаю-щихся.
Для выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения кафед-
рой подготовлены Методические рекомендации и задания к контрольной работе длястудентов направления 40.03.01 «Юриспруденция» (приложение2) [Электронный ре-
сурс] // http: www.usue.ru. Портал электронных образовательных ресурсов. Открытый сайт кафедры публичного права.
Для выполнения курсовой работы студентами заочной формы обучения кафедрой подготовлены Методические рекомендации по выполнению курсовой работы40.03.01
«Юриспруденция» (приложение2) [Электронный ресурс]//http: www.usue.ru.Порталэлектронных образовательных ресурсов. Открытый сайт кафедры публичного права.
Обоснование затрат времени на самостоятельную работу обучающихся (СРО) Суммарный объем часов на СРО очной формы обучения составляет 152 часа.
№
| Виды самостоятельной работы
| Единица
| Норма
| Расчетная
| Принятая
|
|
п/п
|
| измерения
| времени, час
| трудоемкость
| трудоемкость
|
|
|
|
| СРО по нор-
| СРО, час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| мам, час.
|
|
|
| Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям
| 100, 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Повторение материала лекций
| 1 час
| 0,1-1,0
| 0,5*40
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельное изучение тем
| 1 тема
| 1,0-3,0
| 2*19
|
|
| курса
|
|
|
|
|
|
| Ответы на вопросы для самопро-
| 1 тема
| 0,3-0,5
| 0,5*19
| 9,5
|
| верки (самоконтроля)
|
|
|
|
|
| Подготовка к практическим (се-
| 1 занятие
| 0,3-0,5
| 0,5*30
|
|
| минарским) занятиям
|
|
|
|
|
| Подготовка к диспуту, дискус-
| 1 занятие
| 1,0-3,0
| 3*2
|
|
| сии, круглому столу
|
|
|
|
|
| Подготовка к контрольной рабо-
| 1 работа
| 1,0-6,0
| 6*2
|
|
| те (выполнение контрольной ра-
|
|
|
|
|
| боты)
|
|
|
|
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
|
| 51,5
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тестирование
|
| 1 тест по
| 0,1
| 0,1*3
| 0,3
|
|
|
| теме
|
|
|
|
| Выполнение
| самостоятельного
|
|
|
|
|
| письменного домашнего задания
|
|
|
|
|
| (составление глоссария, написа-
|
|
|
|
|
| ние эссе, проч.):
|
|
|
|
|
| -составление глоссария
| 1 тема
| 0,2
|
| 0,2
|
|
|
|
|
|
|
|
| -подготовка
| обзора правовых
| 1 обзор
| 6,0-10,0
| 6*4
|
|
| позиций судебных органов
| 5-8 стр.
|
|
|
|
| Подготовка к экзамену
| 1 экза-
|
|
|
|
|
|
| мен
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарный объем часов на СРО заочной формы обучения составляет 228 час.
№
| Виды самостоятельной работы
| Единица
| Норма
| Расчетная трудо-
| Принятая тру-
|
|
п/п
|
|
|
| измерения
| времени,
| емкость СРО по
| доемкость СРО,
|
|
|
|
|
| час
| нормам, час.
| час.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Повторение
| материала лек-
| 1 час
| 0,1-1,0
| 1*10
|
|
|
| ций
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельноеизучение
| 1 тема
| 1,0-3,0
| 3*19
|
|
|
| тем курса
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подбор, изучение и анализ
| 1 тема
| 4,0
| 3*19
|
|
|
| нормативных правовых актов
|
|
|
|
|
|
| Ответы на вопросы для са-
| 1 тема
| 0,3-0,5
| 0,5*19
| 9,5
|
|
| мопроверки (самоконтроля)
|
|
|
|
|
|
| Тестирование
|
| 1 тест по
| 0,1
| 0,1*2
| 0,2
|
|
|
|
|
| теме
|
|
|
|
|
| Подготовка
| к
| практическим
| 1 занятие
| 0,3-0,5
| 0,5*7
| 3,5
|
|
| (семинарским) занятиям
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к диспуту, дис-
| 1 занятие
| 1,0-3,0
| 3*7
|
|
|
| куссии, круглому столу
|
|
|
|
|
|
| Подготовка
| к
| контрольной
| 1 работа
| 1,0-7,0
| 6,9*3
| 20,7
|
|
| работе (выполнение кон-
|
|
|
|
|
|
| трольной работы)
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к текущему кон-
|
|
|
| 0,1
|
|
| тролю
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выполнение
|
| самостоятель-
|
|
|
|
|
|
| ного домашнего задания (со-
|
|
|
|
|
|
| ставление глоссария, написа-
|
|
|
|
|
|
| ние эссе, проч.):
|
|
|
|
|
|
| -составление глоссария
| 1 тема
| 0,2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -подготовка обзора правовых
| 1 обзор 5-
| 6,0-14,0
| 8*5
|
|
| позиций судебных органов
| 8 стр.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подготовка к экзамену
| 1 экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание самостоятельной работы студентов
Тема
|
| Виды работ
| Ссылка на методические
|
|
| рекомендации
|
|
|
|
|
|
Тема 1. Конститу-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
|
ционное право –
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
|
ведущая отрасль
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
|
правовой системы
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
|
РФ.
|
|
|
|
|
Тема 2. Конститу-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
|
ционно-правовая
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
|
норма.
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
|
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
|
Тема 3. Конститу-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
|
ция РФ – основной
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
|
закон государства.
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
|
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
|
| 4.
| Подготовка к тестированию
|
|
|
Тема 4. Основы
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
|
конституционного
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
|
строя Российской
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
|
Федерации.
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
|
Тема 5. Конститу-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
|
ционный статус
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
|
личности
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
|
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
|
Тема 6. Граждан-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
|
ство Российской
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
|
Федерации.
| (ответы на вопросы, решение ситуационных задач)
| для студентов направления
|
|
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
|
Тема 7. Конститу-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
|
ционные права и
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
|
свободы человека
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
|
и гражданина
| 3.
| Подготовка к контрольной работе
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
|
| 4.
| Самостоятельное изучение темы курса
|
|
|
Тема 8. Государст-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
|
венное устройство
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
|
Российской Феде-
| (ответы на вопросы, написание докладов)
| для студентов направления
|
|
рации
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
|
Тема 9. Субъекты
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
|
Российской Феде-
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
|
рации.
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
|
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
|
Тема 10. Избира-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
|
тельное право и
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
|
избирательная
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
|
система Россий-
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
|
ской Федерации.
| 4.
| Составление глоссария
|
|
|
Тема 11. Прези-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
|
дент Российской
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
|
Федерации
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
|
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
|
| 4.
| Подготовка к тестированию
|
|
Тема 12. Феде-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
ральное Собрание
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
Российской Феде-
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
рации
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
Тема 13. Прави-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
тельство Россий-
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
ской Федерации
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
Тема 14. Судебная
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
власть Российской
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
Федерации
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
| 4.
| Подготовка к тестированию
|
|
Тема 15. Консти-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
туционно-
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
правовые основы
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
местного само-
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
управления
| 4.
| Подготовка к контрольной работе
|
|
Тема 16. Консти-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
туционно-
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
правовой статус
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
органов конститу-
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
ционного судебно-
|
|
|
|
го
|
|
|
|
контроля в России
|
|
|
|
Тема 17. Стадии
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
конституционного
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
судопроизводство
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
и общие правила
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
рассмотрения дел
|
|
|
|
в Конституцион-
|
|
|
|
ном Суде РФ
|
|
|
|
Тема 18. Решения
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
Конституционного
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
Суда РФ. Право-
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
вые позиции Кон-
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
ституционного
| 4.
| Подготовка к дискуссии
|
|
Суда РФ
|
|
|
|
Тема 19. Консти-
| 1.
| Повторение материала лекции
| Методические указания по
|
туционный судеб-
| 2.
| Подготовка к практическим (семинарским) занятиям
| организации СРС и задания
|
ный процесс в
| (ответы на вопросы)
| для студентов направления
|
субъектах Россий-
| 3.
| Самостоятельное изучение темы курса
| 40.03.01 «Юриспруденция »
|
ской Федерации
|
|
|
|
| Курсовая работа (очная и заочная форма обучения)
| Методические рекоменда-
|
|
|
| ции по выполнению курсо-
|
|
|
| вой работы
|
|
|
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: