Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование целенаправленного альянса




В Коактивном коучинге определяющая сила принадлежит отношениям, а не коучу. Клиент и коуч совместно создают альянс, соответствующий потребностям клиента. Клиент сам играет важную роль в определении того, какими будут отношения. В Коактивном коучинге клиент не получает готовую программу, а сам участвует в создании эффективных отношений, соответствующих его стилю работы и обучения. Отношения приспосабливаются к тому стилю взаимодействия, который наиболее подходит клиенту. Процесс формирования альянса подразумевает взаимную ответственность коуча и клиента. Таким образом, клиент чувствует, что он осуществляет контроль над отношениями и, в конечном итоге, над изменениями, которые совершает в своей жизни.

Коучинг — это деятельность и обучение

Продуктом совместной работы коуча и клиента являются дея­тельность (action) и обучение. Эти две силы — деятельность и обучение — соединяясь вместе, создают изменение. Поскольку понятие деятельности (action), продвигающей клиента вперед, является центральным в коучинге, мы говорим, что одной из целей коучинга является «катализация деятельности» клиента. Другой движущей силой процесса изменения является обучение. Обучение не является просто побочным продуктом деятельности — это равномощная и дополняющая сила, которая создает новые ресурсы, расширяет возможности и дает силы для изменений.

Существует ошибочное мнение, что коучинг направлен лишь на выполнение определенных задач, поэтому его часто сравни­вают со строгим родителем, который следит, чтобы ваша постель была убрана, домашнее задание сделано, а вы создавали свою жизнь такой, какой бы хотели ее видеть. Однако коучинг связан не только с деятельностью, но в равной степени и с обучением. Поэтому можно сказать, что вторая часть работы коуча заключается в «углублении обучения».

Деятельность и обучение происходят в рамках целостной системы — системы Коактивного коучинга (рис. 1).

Ядро системы: сценарий клиента

Коучинг ориентирован на клиента. Желания и побуждения клиента являются предметом работы коуча. Отношения между коучем и клиентом направлены исключительно на решение задач клиента, поэтому на рис. 1 задачи клиента находятся в цент­ре диаграммы. Задачи клиента связаны с тремя основными аспектами, или принципами, жизни: самореализацией, балансом и процессом. Это фундаментальные условия полноты жизни. Как кислород, топливо и тепло необходимы для возникновения огня, так и совокупность этих принципов необходима для горения жизни.

Рис. 1. Модель Коактивного коучинга

Самореализация

Каждый человек по-своему понимает самореализацию. Пытаясь это сформулировать, он поначалу говорит о чем-то внешнем — о хорошей работе, финансовом благосостоянии, опреде­ленном образе жизни. В большинстве случаев в процессе работы клиент очень быстро приходит к более глубокому определению самореализации. Оно уже больше относится не к внешним, количественным параметрам (чем наполнены карманы или сейфы клиента), а к тому, что наполняет его душу и сердце. Реализованная жизнь — это ценная, стоящая жизнь, и каждый чело­век имеет свое представление о ценностях. Если он ценит риск, достаточно ли рискованных предприятий было в его жизни? Если он ценит семью, не обкрадывает ли он себя, уступая требованиям работы? Что он ценит в своей работе? Шкала ценностей помогает лучшему принятию решений, поскольку совпадение решений человека с его ценностями делает его жизнь более реализованной, естественной и приносящей большее удовлетворение. Удовлетворение может принести достижение определенных целей, особенно в качестве промежуточных шагов, но большинство клиентов, в конце концов, приходит к заключению, что реализация — это не столько достижение конечных целей, сколько, на глубочайшем уровне, обретение смысла жизни, пол­ная реализация человеком своего потенциала.

Жизненный баланс

При сегодняшнем ритме жизни, с множеством обязанностей, заманчивых возможностей, требований и развлечений, баланс может казаться неосуществимой мечтой. Особенно он -представляется недостижимым тем, кто обращается к коучингу. Обычно это неудовлетворенные жизнью, пребывающие на каком-то минимальном жизненном уровне люди, которые хотят больше получать от жизни и больше отдавать. Они могут со всей страстью отдаваться тому, что им интересно, полностью сосре­доточиваясь на этом, в результате чего одна часть их жизни оказывается превосходно развитой, тогда как остальные пребывают в забвении. Эти люди понимают важность баланса и, возможно, неоднократно пытались достичь его, решая больше за­ниматься физическими упражнениями, больше отдыхать или больше времени общаться с друзьями, однако проходили недели и месяцы без каких-либо изменений.

Коактивный коучинг обращается ко всей жизни клиента в це­лом. Бесполезно пытаться помочь человеку преуспеть в какой-то одной сфере его жизни, пренебрегая всем остальным. Поэтому коуч на первой же сессии дает общую расширенную оценку жизни клиента. Это позволяет увидеть, какую планку устанав­ливает для себя человек в наиболее важных областях сбалансированной жизни, таких как карьера, здоровье, финансы, отно­шения с близкими людьми, личностный рост, духовность и отдых. Поскольку жизнь человека составляет единое целое, все эти области взаимосвязаны. Здоровье может влиять на карьеру; от финансового положения зависят отдых и развлечения; отно­шения связаны со всеми другими областями. Таким образом, сложно вытянуть какую-то одну «нить», чтобы за ней не потяну­лись две или три другие.

Отсутствие баланса часто воспринимается как нечто неизбежное, присущее самой жизни. Так уж устроен мир. Этого ожидают от меня все — мой начальник / моя семья / партнер по бизнесу / друзья. Существует только один взгляд на это, и он не очень-то радужный. Коучинг, однако, расширяет перспективу, увеличивая возможности выбора. Ведь баланс, по существу, — это вопрос выбора: способность говорить чему-то «да», а чему-то «нет». Это совсем не простая задача. Человек часто хочет говорить больше «да» в своей жизни, не освобождая пространства для этого с помощью «нет», не желая от чего-то отказываться. В результате возникает ощущение перегруженности, загнанности и отсутствия баланса в жизни.

Баланс — это текучее, подвижное состояние, поскольку сама жизнь динамична. Поэтому не имеет смысла предлагать клиенту «баланс» как цель для достижения, скорее, нужно определить, приближается он к состоянию баланса или удаляется от него. Подобно временам года, баланс лучше всего наблюдается в долговременной перспективе. И это вопрос, с которым коуч будет сталкиваться снова и снова в той или иной форме в ходе работы с клиентом.

Процесс

Мы всегда находимся в процессе. Иногда он становится неистовым и бурным, иногда — изящным и плавным. Поскольку коучинг особенно эффективен в достижении результатов, клиент и коуч могут попасть в ловушку, сосредоточиваясь исключительно на конечной цели и упуская из виду сам процесс. Процесс напоминает реку: жизненный поток может быть активным, бурным, несущим прогресс, но затем наступают периоды, когда движение почти останавливается, вас затягивает в водоворот работы или отношений и вы проваливаетесь в предательские омуты и трясины. Могут быть дни спокойного, умиротворенного течения, но также и дни бурлящих потоков; могут быть наводнения и засухи.

Задача коуча состоит в том, чтобы замечать и указывать клиенту все опасности пути и быть с ним рядом в его путешествии. Коуч воодушевляет и оказывает поддержку, указывает на скалы и отмели, проводит клиента через темные воды неудач, а также празднует вместе с ним его успехи и радуется мастерству прохождения трудных порогов. Помощь коуча на уровне процесса позволяет клиенту проживать свою жизнь полнее и теснее вза­имодействовать со всеми ее аспектами.

Таким образом, Коактивный коучинг охватывает все аспекты жизни клиента: самореализацию, баланс и процесс. Это основные принципы, составляющие ядро системы. Все вместе они создают свет и тепло полностью пробужденной жизни.

Пять контекстов

Модель коучинга (см. рис. 1) представлена в виде пятиконечной звезды. Каждый луч звезды — это определенный контекст, который привносит в работу коуч. Каждый из них — это также область контакта с клиентом. И каждый из них подразумевает определенные способности и навыки коуча. Коуч постоянно пользуется этими навыками в процессе работы. Со временем, обретая опыт, коуч развивает эти навыки и способности подобно тому, как музыкант развивает свой врожденный талант.

Слушание

Конечно, коуч слушает слова, которые произносит клиент. Но действительное слушание происходит на более глубоком уровне. Это слушание скрытого смысла, основополагающего процес­са, темы, которая углубляет познание. Коуч прислушивается к мнениям, ценностям и целям клиента. Он прислушивается к противодействию, страхам, недостаткам, к голосу внутреннего диверсанта — «гремлина»[1] — который противится изменениям, указывает клиенту на его слабости и недостатки и находит причины для остановок в пути.

Коуч слушает одновременно на многих уровнях, пытаясь понять, как развивается процесс, где нарушается баланс и как прогрессирует клиент на пути реализации. Коуч улавливает признаки колебаний и сомнений, замечает нотки неискренности. Даже при коучинге по телефону можно услышать гораздо больше, чем могут передать слова. Значительную долю информации можно получить через тон и темп речи, особенно когда коуч уже хоро­шо знает клиента.

Для того чтобы лучше это понять, представьте себе, что существуют три уровня слушания:

♦ первый уровень — поверхностное слушание. Мы слышим слова другого человека, но сосредоточиваемся на том, что они значат для нас. В отношениях с коучем клиент находится на первом уровне слушания, т.е. слушает поверхностно;

♦ второй уровень — сфокусированное слушание. В этом случае все внимание сконцентрировано на другом человеке. Коуч должен слушать на втором, а также на третьем уровнях;

♦ третий уровень — многомерное, или всеобъемлющее слушание: восприятие эмоций, «языка тела» (невербальных проявлений) клиента и всего окружения.

На первом и втором уровнях слушание обращено главным образом к словам. На третьем уровне улавливается все остальное, включая все сенсорные данные, а также настроение, ритм, энергию. Наиболее успешные коучи способны слышать как на втором, так и на третьем уровне, что дает им наиболее полный материал для работы. Это справедливо как для индивидуального, так и для группового коучинга, а также для коучинга по телефону. Опытный коуч слышит гораздо больше, чем просто слова. И, хотя при непосредственном общении добавляется зрительный компонент и возможность воспринимать язык тела, это может быть также отвлекающим фактором. Коучи, работающие по телефону, со временем значительно развивают способность улавливать нюансы тона и энергетики клиента. Телефонный коучинг имеет также много других преимуществ, таких как удобство (подробнее см.: глава 4 части третьей настоящей книги).

Интуиция

Слушание на втором и третьем уровнях дает также коучу больший доступ к интуиции — глубинному знанию, где смешиваются явные и неявные данные. Это вид внутреннего знания, который обычно остается невысказанным. Он остается «в тени», потому что мы не привыкли ему доверять. В нашей культуре не принято относиться к интуиции как к достаточно надежному источнику, позволяющему делать заключения или принимать решения, поэтому мы, боясь показаться глупыми, обычно не решаемся произносить то, что она нам подсказывает. Тем не менее, интуиция — это одно из наиболее эффективных качеств, которые коуч использует в работе.

Коуч получает от клиента определенную информацию и затем, в момент работы, соединяет ее с предыдущей информацией, а также со своим собственным опытом как коуча, так и обычного человека. Кроме того, добавляется еще один фактор: знания, которые приходят неизвестно откуда. Когда все это сходится вместе, мы получаем сообщение. Мы можем не называть это интуицией, определив как мысль, предчувствие или внутреннее чувство. И все же это исходит или возникает в виде определенного утверждения из нашей интуиции. Это способность, которую коучу необходимо развивать. Она чрезвычайно важна и ценна, поскольку обрабатывает гораздо больше впечатлений и информации, чем мы можем проанализировать сознательно.

Любознательность

Одним из основополагающих принципов Коактивного коучинга является то, что клиент обладает достаточными способностями и ресурсами и сам знает все ответы. Задача коуча — задавать вопросы. Качество любознательности (curiosity) создает определенные условия для процесса задавания вопросов. Любознательность открывает пространство, приглашает к откровенности, она почти игрива. Но при этом она чрезвычайно действенна. Подобно любознательности ученого, который исследует неизведанные тайны материи, жизни и вселенной, любознательность в коучинге позволяет коучу и клиенту проникать в глубочайшие сферы жизни последнего, проявляя любопытство и интерес ко всему, что они там обнаружат.

Поскольку коуч — не какой-то инквизитор, он, действительно поддерживая клиента в этом исследовании, находит такие во­просы, которые разрушают его старые защиты. Когда клиент начинает больше интересоваться своей жизнью, уменьшается степень напряжения и риска. Он начинает охотнее заглядывать в различные темные уголки и берется за трудные дела, потому что это, оказывается, тоже интересно и любопытно.

Деятельность / обучение

Взаимодействие в коучинге имеет важную цель, точнее, две цели — стимулировать деятельность и углубить обучение. Вербальное взаимодействие в коучинге отличается от других практик тем, что оно не предназначено для объяснения, предоставления информации, исправления или развлечения; его цель — порождать действие и обучение.

Что особенно привлекает людей в коучинге — это его акцент на действии, а также система подотчетности (accountability). Система подотчетности очень эффективна. Когда человек, обладающий достаточно высокими моральными качествами, дает кому-то обещание, он гораздо больше старается справиться с зада­чей. Это соответствует нашим культурным стандартам. В коучинге клиент отчитывается в своих действиях и обучении.

Подотчетность делает процесс изменения более ощутимым, более сосредоточенным и организованным, а, следовательно, и более успешным. Подотчетность подразумевает следующие вопросы: «Что вы будете делать?», «Когда вы будете это делать?» (или: «Сколько времени вы собираетесь на это потратить?») и «Как я узнаю, что вы это сделали?». Коуч и клиент часто устанавливают определенную форму подотчетности. Это могут быть ежедневные телефонные звонки, послания по факсу или электронная почта. Подотчетность в рамках отношений коучинга совершенно уникальна, поскольку она свободна от каких-либо оценок и суждений. Здесь не может быть ни осуждения того, что делает клиент, ни чувства стыда. Целью является действие и обучение, а не достижение каких-то определенных результатов. А учиться клиент может как на своих достижениях, так и на неудачах.

 

Управление собой

Чтобы полностью следовать сценарию клиента, коуч должен предоставить ему свободу, не вмешиваться, что зачастую бывает нелегко. Самоуправление — это способность коуча отказаться от собственных личных мнений, предпочтений, чувства гордости, защитных реакций, от своего эго. Коуч должен быть «там» — с клиентом, полностью погруженным в его ситуацию и борьбу, а не «здесь» — со своими суждениями и мыслями. Управление собой подразумевает отказ от желания выглядеть хорошим и быть всегда правым. Для коуча управление собой означает быть практически незаметным.

Более того, коуч помогает клиенту развивать его навыки управления собой, т.е. способность справляться с суждениями и мнениями как своими собственными, так и других людей. Он также должен распознавать внутренний дух противоречия клиента, помогая ему освобождаться от своего «гремлина».

Место коуча в модели

Вы уже могли заметить одно явное упущение в модели — коучу не отведено в ней никакого места. Но в этом как раз и заключается суть системы Коактивного коучинга. Роль коуча состоит в создании такой атмосферы, которая позволила бы клиенту полностью сосредоточиться на самореализации, балансе и процессе. Коуч и клиент совместными усилиями формируют рабочий альянс, при этом коуч использует пять контекстов коучинга для установления контакта с клиентом и побуждения его к действию и обучению.

Таким образом, клиент находится в центре системы, а коуч остается «за кулисами». Другими словами: сама модель является двухмерной, а коуч находится в третьем измерении, обеспечивая весь процесс коучинга.

Следование за клиентом

Поскольку постановка задачи в Коактивном коучинге полно­стью принадлежит клиенту, коуч должен быть готов следовать тому, что его подопечный считает наиболее важным для себя, Задачи, с которыми клиент приходит на сессию, редко бывают полной неожиданностью; в процессе длительных отношений обычно уже вырисовываются основные проблемы, над которыми коуч и клиент работают, используя определенную форму отчетности. И, тем не менее, акцент в Коактивном коучинге делается на такой постановке вопросов, при которой клиент сам находит ответы, а не принимает навязанные ему решения или готовые ответы.

Так как коуч не дает ответов, он всегда находится в стороне, ожидая, что скажет клиент. И именно ответ клиента определяет дальнейшую работу и взаимодействие. Таким образом, коуч всегда должен быть очень открытым и внимательным, готовым задать следующий вопрос или применить тот или иной навык, до последнего момента не зная, что от него потребуется. Это создает уникальное свойство Коактивного коучинга — текучее, подобное танцу следование за клиентом. Поэтому мы часто определяем процесс Коактивного коучинга как «спонтанный танец, следующий моменту».
Глава вторая.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...