Умение спрашивать разрешения
Один из самых действенных способов напомнить клиентам об их ответственности за происходящее — спрашивать у них разрешения: «Можем ли мы поработать сейчас с этой проблемой?», «Можно, я скажу Вам, что вижу я?», «Не хотите ли Вы узнать, что я думаю об этом?». Спрашивая разрешения, коуч тем самым показывает клиенту, что тот обладает властью в их отношениях, а также демонстрирует понимание границы собственных полномочий во взаимоотношениях. Такая просьба является признаком управления собой со стороны коуча и позволяет клиенту взять на себя ответственность за развитие отношений и свою собственную работу. Коуч показывает свое уважение клиенту, когда просит у него разрешения, границы его личности соблюдаются. Особенно это важно, если проблема, которую предполагается затронуть, слишком интимная или может вызвать у клиента дискомфорт: «Могу ли я сказать Вам, что вижу в том, как Вы справляетесь с этим?». Диалог Клиент: Я понял, что разработанный нами план просто не сработает. В этом затруднительном положении мне пришлось сымпровизировать... Как будто я сплясал чечетку. Совсем как раньше, когда приходилось принимать решения по мере продвижения. Коуч: Прежде всего, я хочу сказать, что ничего незыблемого в наших совместных планах нет. Вы по-прежнему сами определяете свой оптимальный курс. Я уверен, Вы знаете, что правильно, поэтому будете продвигаться вперед и учиться на основе любых принятых решений. Итак, что же Вы решили? Клиент: Ну, в основном, именно это я и сделал. Начал действовать. Избрал совершенно другой курс. Коуч: Хорошо, но, прежде чем мы начнем, я прошу позволения высказать Вам свое мнение по поводу Ваших действий. Это будет нормально?
Клиент: Кажется, мне может не понравиться то, что я услышу. Ну, ладно — давайте Ваши плохие новости, коуч. Сообщение по сути Порой рассказ клиента начинает непомерно затягиваться и занимает все время, отведенное для сессии. Иногда клиент начинает отвлекаться от темы, перескакивать с истории на историю. Бывает, что это просто стиль беседы данного человека, но чаще это способ уклонения от неприятного прямого разговора. Клиент отсутствует, блуждая в густом тумане. Сообщение по сути — это навык, позволяющий коучу вернуться к главному и требовать того же от клиента. В чем сущность нашего разговора? В чем состоит вопрос? Каковы ваши выводы? Это искусство кратких сообщений. Полезно практиковать этот навык на протяжении всех сессий, чтобы клиентов не застигло врасплох намерение коуча «подвести итоги». Дело не в том, что эта история никому не интересна. На самом деле она может быть очаровательной. Но эта история второстепенна для отношений коучинга. Сообщение по сути особенно ценно — даже необходимо — в течение получасовых телефонных сессий коучинга, не предполагающих обстоятельные рассказы. Коучу необходимо вникнуть в суть и попросить клиента сообщить главное, что происходит, чтобы помочь ему увидеть самую сердцевину проблемы. Это позволит клиенту найти ключевую проблему, которая отомкнет следующие врата, через кои ему надлежит пройти. Сообщение по сути — важный навык для самого коуча. Коуч тоже не должен чрезмерно разглагольствовать. Его разговоры с клиентами должны иметь четкий «сухой остаток». Рассказывать — прерогатива исключительно клиентов. Диалог Клиент: Я знаю, что начинаю уподобляться заевшей пластинке, но у меня действительно не было времени на этой неделе. Я не выдумываю, правда. Я один-два дня в неделю не бываю в городе... Я все еще провожу по вечерам занятия... Я должен хоть сколько-то времени проводить со своей семьей...
Коуч: И в чем же суть, Том? Клиент: Я действительно хочу следить за своим здоровьем. Я просто не могу следовать графику, расписанию. Коуч: Что Вы собираетесь сделать для своего здоровья? Клиент: Я намереваюсь правильно питаться и работать на открытом воздухе. И я просто не понимаю, как мне удастся все это выполнять при моем расписании — особенно сейчас... Коуч: По сути, пожалуйста, Том. Что Вы обещаете делать? Клиент: Я обещаю не есть чипсов в промежутках между основной едой и делать гимнастику трижды в неделю. Быть союзником [5] клиента Ранее мы уже говорили о признании заслуг клиента. Признание заключается в том, чтобы оценить, кем же надо быть, чтобы совершить то, что сделал клиент. Быть союзником клиента — процесс в чем-то сходный, направленный, скорее, на поддержку клиента, нежели на совершенствование его индивидуальных черт. Как союзник своих подопечных коуч принимает их сторону в тот момент, когда они сомневаются в своих способностях. При этом он не просто подбадривает клиента как болельщик на стадионе. Коуч защищает то, что знает о клиенте и во что верит. Если коуч будет неискренным, клиент тут же почувствует это; в данном случае коуч не только причинит ему вред, но и разрушит его доверие к нему. Но, подчеркивая способности своих подопечных, их сильные стороны, давая им понять, что верит в них, коуч тем самым предоставляет им дополнительный доступ внутрь себя самих. Возможно, они обладают незадействованными способностями, или силой, поставленной под сомнение их «гремлином». Коуч выступает в качестве союзника, когда путь нелегок, а клиент устал. В эти минуты коуч подзаряжает энтузиазм клиента: «Вы дали обязательство выполнить эту задачу. Я знаю, Вы сделаете это!», или: «Вы не раз показывали, что можете быть любящим, заботливым и в то же время непоколебимым в своих решениях. На этот раз у Вас снова получится!», или: «У Вас огромный творческий потенциал, конечно, Вы преуспеете!». Диалог Клиентка: Возможности, конечно, огромные, но и риск непомерный. Я могу стать героиней или ославиться перед целым светом, как полная коза. Коуч: Ну, да... «А теперь продайте козу...». Клиентка: Вы шутите?
Коуч: Шучу, а вдруг это поможет снять излишнее напряжение?.. Мэри, я знаю, что Вы на это способны. Вы действительно хотите этого, этот шаг вполне соответствует выбранному Вами пути. У Вас достаточно умений, чтобы справиться, чтобы перед Вами «снимали шляпу». Конечно, это рискованно, потому и уровень адреналина повышается, и «гремлин» не дремлет. Но я все-таки верю, что Вы это сделаете. Клиентка: Я знаю, что Вы верите в меня. Это дает мне возможность снова поверить в себя. Прояснение Ранее в этой же главе мы довольно подробно рассматривали прояснение как навык и средство самоорганизации коуча. Для клиентов это упражнение тоже не лишено ценности — часто по тем же причинам, что и для коуча. Клиент звонит коучу сразу по получению известия либо об увольнении с работы, либо о смертельной болезни лучшего друга, либо после беседы с налоговым инспектором, либо тогда, когда конкурент увел у него из-под носа выгодный контракт. Или, напротив, он только что вернулся из отпуска: его сознание все еще окутано ананасами в шампанском, или он нашел свою любовь и никак не может прийти в себя от радости. Когда клиент озабочен какой-то ситуацией, это сильно сказывается на его способности действовать. Сигнал тревоги может быть отключен — нельзя рассчитывать, что каждый раз будет слышен пронзительный клаксон. Клиент может казаться немного обиженным, возможно, почувствуется незначительное «возмущение в энергетическом поле». Сначала клиенту, возможно, даже не захочется обсуждать «такую мелочь». Но, заметив заблокированность его обычного творческого настроения, коучу следует подтолкнуть клиента к прояснению. Допустим, клиентка раздражена из-за того, что с ней где-то поступили несправедливо; это настроение окружает ее, как облако. Можно сказать ей: «Вы, похоже, по-настоящему заблокированы. Давайте потратим три минуты, чтобы разобраться с этим... Можете жаловаться, хныкать, жалеть себя. Преувеличивайте». Самое лучшее в этой ситуации — помочь клиентке прийти в себя.
В действительности только коуч может определить степень необходимого прояснения. Часто клиент ощущает неловкость, едва начав «проветривать помещение», и стремится прервать процесс. Коуч должен подталкивать его, пока остатки «дурного воздуха» не будут изгнаны. Можно превратить это в игру: «Ну-ка, повысьте громкость. Что еще произошло? А потом? Как это ощущалось? Вот это удар! Рассказывайте дальше». Диалог Коуч: Вы выглядите рассеянным, мне кажется, нам приходится сегодня затрачивать очень много усилий, чтобы Вы не отвлекались. Клиент: Я действительно думаю о другом. Вчера я потерял 2500 долларов на дурацкой сделке. Чувствую себя полным идиотом. Коуч: Похоже, Вам нужно немного прояснить свои эмоции, прежде чем мы сможем двигаться дальше. Что Вы чувствуете? Клиент: Я думаю, Вы правы. Я чувствую себя старым чурбаном. Хуже того — я обещал двум своим друзьям, что это будет чистейшая сделка столетия, и они тоже потеряли деньги. Коуч: Ой-ей-ей! Что-то еще? Давайте усилим Ваши чувства. Клиент: Хорошо, я просто вне себя от того, что влип в схему «простых денег». Мне стыдно выглядеть лопухом. Коуч: Давайте. Что еще? Клиент: Боюсь, что жена меня пристрелит... Я подставил ее и детей... Где я найду еще две с половиной тысячи на летний отдых? Коуч: Вам кажется, что Вы подставили своих близких... А еще? Клиент: Я должен был отследить то, что произошло. Коуч: Таким образом, Вы высказываете суждение: «Должен был отследить» или это делает ваш «гремлин». Еще что-то? Клиент: Какое-то чувство пустоты... Коуч: Глубокая печаль и сожаление. Клиент: Точно. Коуч: А дальше? Клиент: Думаю, что нужно покончить с мрачными мыслями. Коуч: Как Вы это сделаете? Клиент: Ну, этот разговор — неплохое начало. Я думаю, что поработаю над этим вечером. Надеюсь, мне удастся немного остудить гнев и развеять разочарование. «Рефрейминг» Довольно часто клиенты фиксируются на каком-то одном способе рассмотрения ситуации или опыта. Более того, эта перспектива содержит посылки, которые мешают им справиться с ситуацией. Умение коуча иначе расставить акценты, поместить ситуацию в другой контекст, иначе говоря, осуществить «рефрейминг», обеспечивает новую перспективу и чувство обновленных возможностей. Допустим, клиентка говорит, что все ее надежды были связаны с заключением основного контракта на должность консультанта, но оказалось, что эта должность уже занята, по крайней мере, полгода. Естественно, что она погружена в свое разочарование. Коуч должен подчеркнуть, что теперь у нее освободилось время, которого ей так не хватало для написания серии статей, необходимых для открытия своего дела. Таким образом, коуч может по-новому оценить полученный опыт с позиции конечных целей своего клиента. Используя те же самые данные, он интерпретирует опыт, включая большую часть жизни клиента, увеличивая обзор.
«Рефрейминг» во всем ищет положительную сторону. Но это делается не просто для поднятия настроения клиента. «Рефрейминг» — это вовсе не утешительная сентенция типа: «В море еще много рыбы», «Завтра будет новый день». Коуч берет реальные события из жизни клиента и переключает перспективу, чтобы продемонстрировать существующие возможности и пути, которые не были видны всего минуту назад. Допустим, клиентка решила не превышать кредит на своей карточке и жалуется коучу, как ей трудно добиваться в этом успеха, особенно учитывая, что бытовая техника вышла из строя и нуждается в ремонте. Коуч подчеркивает, что ей уже удается контролировать свои покупательские привычки и регулярно оплачивать счета. «Рефрейминг» не изменил ситуацию — борьба продолжается — но он показал, что клиентка действует успешно, выполняет обязательства, поэтому прогресс налицо. «Реф-рейминг» переносит акцент — с убеждения: «Мою жизнь контролирует кредитная карта» на понимание: «Я сама контролирую свою жизнь». Диалог В этом случае клиент начинает с определенной перспективы: он потратил впустую шесть недель, разрабатывая бизнес-проект, который завершился неудачей. Несмотря на это, он приобрел знания, которые помогут ему в составлении других бизнес-планов, завел несколько удачных знакомств. В этом опыте множество положительных сторон. К этому и ведет коуч: надо акцентировать внимание на результатах действий и научении, которые сопровождали эту попытку. Клиент: Полный провал. Шесть недель коту под хвост. Коуч: Вы следовали по многообещающему пути шесть недель. Как мне помнится, Вы были «на взлете». Клиент: Это правда. Коуч: Чему Вы научились за эти шесть недель? Клиент: Научился составлять бизнес-планы. Не то, чтобы это принесло мне ощутимую пользу... Коуч: А чему еще Вы научились? Клиент: Я научился представлять свое дело людям других специальностей. Коуч: Людям без технического образования? Клиент: Да. Банкирам и склонным рискнуть капиталистам. Коуч: Вы еще чему-нибудь научились? Клиент: Я думаю, понял, что способен и на такое, хотя удовольствия от этого получаю меньше, чем от работы инженером. Коуч: В таком случае как Вы оцените последние шесть недель? Клиент: Хотел бы я научиться всему тому же всего за три недели. Но раз уж я все равно начал этот проект, то могу с таким же успехом продолжать презентации, пока кто-нибудь не оценит меня и не даст тех денег, на которые я рассчитываю. Коуч: Великолепно! Что Вы хотите делать на этой неделе? Отделение интерпретаций «Рефрейминг» — один из способов представить клиентам ситуацию под новым углом зрения. Другой способ заключается в том, чтобы помочь им разобраться в многочисленных интерпретациях. Иногда разные факты так смешиваются, что создается твердая уверенность в чем-то, которая полностью обессиливает человека. Эта уверенность кажется частью жизни, но не является ею. Например, клиентка полагает, что, поскольку она мать и жена, именно ей надлежит заботиться об уборке дома. Она не может успеть все сразу, поэтому очень недовольна собой и всем вокруг, так как ощущает ответственность, а управиться со всем этим, на ее взгляд, невозможно. В данном случае присутствуют два отдельных факта: 1) клиентка является женой и 2) домашняя работа, которая должна быть выполнена. Или глава семейства — муж и отец — считает, что он обязан работать сверхурочно, поскольку семье нужны деньги, а он является кормильцем. Это классические примеры того, что интерпретации необходимо отделять от фактов, дабы клиент мог успешнее оперировать своими возможностями. Диалог Клиент: Я составляю план на каждую неделю. Я использую ежедневник. Я трачу воскресный вечер на составление расписания. Никакого эффекта. Со вторника начинается полный кавардак. Коуч: А что происходит, когда Вы пытаетесь придерживаться выбранного расписания? Клиент: Меня начинают просить. Каждому что-то от меня нужно, и все эти дела я, как правило, не планирую заранее — вот все и идет наперекосяк. Коуч: А что случится, если Вы откажетесь? Клиент: Только не в этой организации. Здесь такое не пройдет. Чтобы преуспеть, нужно действовать быстро, проявлять гибкость, бежать туда, откуда кричат: «Пожар!»... С их точки зрения именно это и называется «работать в команде». Коуч: Создается впечатление, что Вы, в конечном счете, платите слишком высокую цену за все это. Кроме того, кажется, что здесь смешались две проблемы. Давайте попробуем разделить их? Клиент: Кажется что? Что-то я за Вами не успеваю. Коуч: Мне показалось, что Вы сказали: «Когда меня о чем-то просят, я вынужден отступать от своего плана». Клиент: Я сказал, что только так и можно поступать в данной организации. Коуч: Так... Не хотите ли сыграть со мной в одну игру? Я хотел бы найти альтернативную точку зрения, чтобы представить Вам некоторую дополнительную перспективу. Клиент: Согласен. Коуч: Вот два факта: 1) люди высказывают просьбы и 2) Вы имеете четкий план. Раньше Вы автоматически соглашались выполнять все просьбы. Как иначе можно поступать с ними? Клиент: Ну, я могу не сразу соглашаться, ссылаясь на не-обходимостксначала свериться со своим еженедельником. Коуч: Хорошо. Какой еще можно избрать путь? Клиент: Я полагаю, что мог бы научиться изредка отказывать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|