Третий уровень: глобальное /всеобъемлющее слушание
На третьем уровне коуч слушает на все 360 градусов. Фактически он слушает так, словно находится с клиентом в центре мироздания и одновременно получает информацию отовсюду, словно окружен-силовым полем, в котором находится он, клиент и безбрежное знание. Третий уровень включает все, что вы можете заметить с помощью ваших органов чувств: что вы видите, слышите, чуете и ощущаете — тактильные ощущения в той же степени, что и эмоции. Третий уровень включает действие, бездействие и взаимодействие. Если второй уровень похож на телеграф, то третий уровень напоминает радио. Радиоволны невидимы, но мы верим в их существование потому, что слышим музыку, доносящуюся из радиоприемника. Третий уровень похож на радиоволны, проходящие через антенну и приносящие информацию, которую мы можем использовать. Но как для приема этих волн требуется специальное устройство, так и большинству людей тоже требуется практика, поскольку в обычной жизни они не используют третий уровень слушания, как это делает коуч. Для многих эта область — словно новая, неизведанная земля. Попробуйте представить себе людей, потрясенных открытием Маркони: сигналы проходят по воздуху с помощью невидимых волн, которые можно получать с помощью антенны и приемника. Одним из достоинств обучения слушанию третьего уровня является возможность более широкого использования интуиции. С помощью интуиции коуч получает информацию, недоступную при обычном наблюдении, которую можно использовать точно так же, как и слова клиента. На этом уровне интуиция просто означает большее количество информации. Коуч получает информацию и отвечает, затем замечает, как воздействует на клиента его ответ. Как был воспринят ваш ответ? Что вы при этом заметили?
Этот уровень слушания иногда называют слушанием окружающего мира. Коуч фиксирует температуру, энергетический уровень, освещенность и темноту, причем и буквально, и фигурально. Клиент брызжет энергией или закрыт? Он спокоен, присутствует в ситуации полностью или же не совсем, или жестко себя контролирует? Все это можно узнать на третьем уровне. Коуч должен научиться доверять своим чувствам в этом вопросе и всегда может спросить клиента: «Мне кажется, что вы находитесь в очень темном месте. Это действительно так? Что происходит?». Артисты развивают свои навыки слушания третьего уровня до недосягаемых высот. Комики, музыканты, актеры, ведущие тренингов — все они способны постоянно фиксировать на этом уровне информацию о том, что их окружает, и замечать изменения как результат своего воздействия на публику — это один из наиболее наглядных примеров отслеживания воздействия. Артист, коуч, лидер, фасилитатор психологической группы — любой человек, добившийся значительных успехов в воздействии на окружающих, умеет слушать на третьем уровне. Он способен отслеживать результат своего воздействия и соответствующим образом корректировать свое поведение. Во время слушания на этом уровне коуч должен быть очень открытым и мягко сфокусированным, чувствительным к самым незначительным проявлениям, готовым получить информацию с помощью любых органов чувств — в своем внутреннем мире, в мире вокруг него и мире вокруг клиента. Если коуч слушает на этом уровне, то касается мира, который окружает и его, и клиента, словно рябь на воде, отражающаяся от берега в самых разных направлениях. Третий уровень важен даже тогда, когда коуч не понимает значения этой информации. Ключ к этому уровню — сбор информации, игра с ней и наблюдение за результатами. Диалог третьего уровня
Клиент: В новом доме — совершенный беспорядок, кругом коробки. Мне с трудом удалось добраться от входной двери до ванной. Коуч: Насколько важно для вас привести дом в порядок? Сейчас — наиболее продуктивное время для развития вашего бизнеса — самое удачное с тех самых пор, как вы начали этим заниматься. Клиент: Я знаю. Дела переживают резкий подъем. Так приятно это видеть! Но жизнь в этом хаосе — вот, что выводит меня из равновесия. Коуч: Что происходит? Мне кажется, что вы сильно встревожены. Клиент: Это так отвлекает. Вещи всюду, под ногами... Коуч: Я не ослышался, вам что-то мешает? У вас такой голос, будто вы задыхаетесь. Клиент: Мне кажется, что дело не только в коробках с посудой или книгами. На самом деле я думаю, что это что-то незавершенное в наших отношениях с женой. Тоже что-то неразобранное, которое мы просто перевозим с места на место, как эти коробки. Коуч: Что вы намерены с этим делать? Клиент: Я пытался их обойти или переступить через них, но это, похоже, «не подействовало». Скорее всего, пришло время разобраться с этим — что называется, «распаковать все коробки». Вывод В этом случае коуч настроился на третий уровень: нюансы пространства между коучем и клиентом — то, что лежит за словами, — включает всю энергию и все эмоции, высказанные и невысказанные. Заметьте, что приведенные диалоги были построены таким образом, чтобы проиллюстрировать различия между этими тремя уровнями. Конечно, в реальном разговоре коуч постоянно переключается со второго уровня на третий и наоборот. Коуч слушающий Все в коучинге вращается вокруг умения слушать — особенно слушание с учетом сценария клиента. Действует ли клиент в соответствии со своим видением? Следует ли он своим ценностям? Где он сейчас? Коуч прислушивается к знакам самой жизни, к выбору, сделанному клиентом, и тому, приближает этот выбор к балансу в жизни или, наоборот, заставляет удаляться. Коуч также прислушивается к сопротивлению и турбулентности в процессе. Слушание — отправная точка всего, что связано с коучингом. Все остальные контексты основаны на слушании второго и третьего уровней. Следовательно, слушание — это те ворота, через которые проходит коучинг.
Когда коуч слушает, он делает выбор, изменяющий направление и фокус коучинга — то, что мы называем воздействием слушания. Один из способов проявления воздействия — спонтанный выбор того навыка коучинга, который необходимо использовать в каждый конкретный момент. Все навыки основаны, конечно, в первую очередь, на слушании, но некоторые конкретные умения и навыки особенно подходят к контексту слушания. Навыки коучинга Эти навыки обычно связывают с контекстом слушания. Конечно, эффективное слушание является предпосылкой всех навыков коучинга, но навыки, рассматриваемые в данном разделе, кажутся особенно подходящими для этого. Проговаривание Когда коуч полностью начинает использовать свои навыки слушания на втором и третьем уровне, его внимание и осознавание усиливаются. Он понимает, что происходит в этот момент с его клиентом. Присовокупив эти данные к тому, что ему известно о клиенте вообще, коуч получает огромный объем информации. Проговаривание — это умение кратко передавать то, что происходит. Клиенты часто не могут увидеть со стороны сказанное или сделанное ими или, возможно, они замечают детали, но не в состоянии представить цельную картину своей жизни. С этим навыком коуч в состоянии поделиться с клиентом своими наблюдениями, не вынося при этом суждений. Он может рассказать клиенту, какими видит их действия. Временами описание оказывается жестокой правдой и может быть неприятным: «Я вижу, что вы продолжаете планировать проводить вечера и выходные вне семьи. Вы же говорили раньше, что для вас ваша семья стоит на первом месте, а сверхурочная работа с этим утверждением никак не стыкуется. Что происходит?». Или другой пример: «Вы не сделали работу в срок. Похоже, вы ее профукали». В коучинге нельзя обходить вопрос стороной; это входит в альянс. Проговаривание — словно указание на существующую проблему и помещение ее в центр внимания — часть работы коуча, а справиться с проблемой — задача клиента. Проговаривание также является компонентом активного слушания, оно включает зеркальное отражение для клиента того, что он только что вам сказал. Например: «Я чувствую, что Вы действительно хотите выстроить этот бизнес, но, несмотря на все время, потраченное на это, он не развивается в том направлении, которое вы выбрали» или «Похоже, вам действительно доставляет удовольствие начинать утро с работы».
Проговаривание — способ реализации принятия клиента. Когда клиент говорит коучу, как это выглядит с его стороны, а коуч повторяет это, особенно если использует его собственные слова, это утверждение получает силу: клиент чувствует, что его слушают и поддерживают. Кроме того, клиенты получают более четкое ощущение происходящего, если слышат свое утверждение, сформулированное точнее. Иногда коуч зеркально отражает клиенту его собственные фразы только затем, чтобы он вновь пережил сказанное — словно усиление звука, когда слушаешь музыку. После повторения сказанного, особенно если это произносится тем же тоном и с теми же интонациями, коуч иногда слышит, как клиент с удивлением спрашивает: «Я действительно это сказал?». Диалог. Клиент: Я не уверен, должен ли я остаться или уйти — похоже, я застрял посредине. Коуч: Насколько я понял, вы ощущаете конфликт между лояльностью к своему работодателю, который помог вам, когда вы действительно нуждались в помощи, — и вашим желанием попробовать открыть свое дело. Клиент: Это трудный выбор, но это не выбор между лояльностью и независимостью — я могу найти способ выразить Дику благодарность за поддержку. Уточнение Многие из нас привыкли оперировать неопределенными или незаконченными мыслями или неоформившимися ощущениями. Часто мы приходим или тяготеем к заключениям, основанным на недостаточной информации, потому что не обдумали все как следует. И временами нам лучше думается, когда есть возможность проверить свои идеи и ощущения на ком-то еще. В этом случае коуч служит для клиента зеркалом, помогающим достичь большей ясности. Клиенты могут перескакивать с одной мысли на другую — они находятся в плену своих переживаний. Они могут блуждать в тумане, пытаясь нащупать выход, или застрять на неясных мыслях и устаревших взглядах на окружающий их мир — другими словами, «смотреть на устаревшие карты». В подобных ситуациях задача коуча состоит в том, чтобы помочь клиенту разглядеть то, что он не в состоянии увидеть самостоятельно. Навык уточнения представляет собой комбинацию умения слушать, задавать вопросы, описывать, повторять — иногда просто проверять различные варианты: «Я так понял.... Это правильно?... Похоже, вы ищете...». Но помните: это должен выяснить сам клиент, а вовсе не коуч, который сообщит ему правильный ответ (если он его, конечно, знает). Уточнение похоже на наведение резкости в оптическом приборе, добавление деталей, их изучение, чтобы клиент мог сказать: «Да! Вот оно!» или «Нет! Это совсем не то! Тут должно быть что-то еще». Временами вам приходится показывать клиентам голубое, чтобы они поняли, что все время думали о зеленом.
Диалог Клиент: Я не могу решить, правильно ли это. Коуч: Это проблема, с которой вы сражаетесь уже несколько недель. Похоже, вы действительно хотите принять решение, но по-прежнему выжидаете. Клиент: Я слишком близко к достижению того, что мне нужно. Коуч: Мне бы хотелось описать, как все это выглядит со стороны. Может быть, это вам поможет? Клиент: Конечно. Коуч: Устройство на работу с частичной занятостью обеспечит определенный доход. Вы сильно стеснены в деньгах. Неплохо было бы увеличить доходы. И все же этот вид гарантии для вас недостаточен. В прошлом вы шли на больший риск и отказались от финансовых гарантий. Клиент: Это правда. Иногда мои родители думают, что я псих. Коуч: Кроме того, подобная работа ограничит вашу свободу — не будет времени на искусство и останется очень немного на общение с друзьями и новые знакомства. Творчество значит для вас очень много. Я не предлагаю тот или иной выбор, я просто напоминаю, что вы говорили прежде о том, что для вас действительно важно. Клиент: Спасибо. Это позволило мне лучше увидеть перспективу. Мета-формат Вообразите себя вместе с клиентом в вертолете, поднимитесь на высоту в пять тысяч футов и взгляните с этой высоты на его жизнь. Это — навык мета-формата. Он особенно полезен, когда клиент застрял в своей колее и может видеть только шесть футов грязи с каждой стороны от нее. Мета-формат показывает полномасштабную картину и оставляет место для перспективы. Коуч может спросить клиента: «Что вы отсюда видите? Что вы видите отсюда из того, что не видно снизу?». Мета-формат восстанавливает связь клиентов с их видением себя самих и успешной жизни. Когда они находятся у подножия горы, запуганные объемом предстоящей работы, мета-формат позволяет им воспарить над всем этим и получить новое представление о перспективе — снимок огромной картины, полученный в момент их нахождения посредине трудного периода своей жизни. Другой способ взглянуть на проблему в мета-формате — это подняться на высокую платформу, с которой коуч может обозревать жизнь клиента со всеми ее обстоятельствами и проблемами. В этом случае у коуча есть значительные преимущества перед клиентом. Фактически в этом и заключается работа коуча — достичь ясности перспектив и удержать всю картину. Платформа позволяет коучу смотреть снаружи на детали текущего разговора. Например, если клиент конфликтует с коллегой, коуч может сказать: «Эта история напомнила мне о разговоре, который состоялся между вами и вашим бывшим начальником, и ситуацию с вашей сестрой. Правда, они похожи?». Другой пример: клиент, который очень старается, но не может ничего достичь. В этом случае коуч может сказать: «Похоже, Вы предприняли много усилий, но что получили в результате?». Этот пример мета-формата с более высокой точки поднимает скрытую, основную проблему и представляет панорамный вид пройденного пути. Коучи часто забывают взглянуть на ситуацию в мета-формате потому, что очень легко оказаться затянутым в водоворот текущих проблем. Предположим, что клиентка пришла на встречу, обеспокоенная кутерьмой, которая может начаться после грядущего увольнения одного из коллег. Коуч предлагает ей взглянуть на ситуацию в мета-формате — с организационной точки зрения — вместо того чтобы сосредоточиться на причиняющих боль ощущениях или подавленности. Какой будет цена, если организация не уволит этого человека? Как увольнение повлияет на отношения и доверие между коллегами в дальнейшей перспективе? Метафоры Умение использовать метафоры — это способ привлечь воображение и опыт клиента, чтобы помочь ему быстрее и легче понять ситуацию. Вопрос «Вы блуждаете в тумане?» эмоционально намного эффективнее вопроса «Вы запутались?», который обращается лишь к разуму клиента. Клиенты представляют себе, как они блуждают в тумане, они знают, как это и что они при этом чувствуют. Часто истина для клиента заключена не в его разуме, а в сердце или «шестом чувстве». Метафоры позволяют пренебречь анализом и обратиться к этим чувствам. И даже если метафоры не пробуждают интуицию, можно попробовать что-то другое. Единственный способ достичь совершенства в этом умении — тот же, что и во всех остальных навыках коучинга, — применять его как можно чаще, терпеть поражения, не привязываться к ощущению собственной правоты и продолжать учиться. Признание и принятие Навык признания и принятия усиливает в клиенте веру в себя. После настоящего признания клиент может стать более открытым, этот навык обращается к его собственному «Я», к тому, кем он является на самом деле. Похвалы и комплименты придают большое значение тому, что человек делает: «Жанет, ты сделала хороший доклад». Или выносят на первый план мнение, которое человек вкладывает в похвалу, или воздействие, оказанное на человека комплиментом: «Ваша презентация вдохновила меня и заставила задуматься». Признание раскрывает внутреннюю сущность человека, на которого оно направлено. Больше, чем то, что они делают или что это значит для говорящего, признание говорит о том, кем эти люди являются: «Жанет, вы на деле доказали, что решились учиться новому». «Вы очень рисковали». «Я вижу в этом вашу любовь к красоте». Признание часто выявляет ценности, которыми дорожат клиенты, предпринимая какой-либо шаг: «Вы действительно посмеялись над собой. Поздравляю. Я знаю, что это было нелегко». Значит, клиент ценит шутки. Или: «Серьезная работа. Вы отстаивали честность и право быть самим собой, а это непросто» — в этом случае клиент ценит честность. Признание настолько важно, что практически является отдельным контекстом коучинга. На определенном уровне коучу приходится поддерживать ощущение, кем должен быть клиент, чтобы внести в свою жизнь те изменения, которых он добивается. Клиент может быть смелым или готовым перестать бояться, или упорным в сохранении существующих отношений. Навык признания обращается к внутренней силе клиента. Признание помогает клиенту уяснить то, что он мог не видеть в себе из-за ложной скромности или просто не замечать. Признавая существование этих сил, коуч дает клиенту доступ к ним. Клиенты поймут, если признание честно и правдиво, и в будущем будут больше взаимодействовать со своими внутренними силами, поскольку узнают правду о них, которую им открыл коуч. Признание может выражаться в следующем: «Взгляните на то, что Вы оказались способны высказать своему начальнику. Подумайте, как далеко Вы продвинулись за последние четыре месяца. Ваши возможности проявились сильнее, и теперь вы можете настаивать на том, чего хотите. Вы действительно показали, что можете не бояться и говорить правду». Признание попадает прямо в сердце, делая клиента сильнее (довольно часто он ощущает необходимость утверждить это в реальности). Признав это, коуч дает клиенту возможность продолжать рост. Каждое признание в Коактивном коучинге состоит из двух частей. Первую часть мы уже раскрыли — это признание. Вторая часть — наблюдение за его воздействием на клиента. Для коуча это своеобразная проверка, возможность убедиться в том, что признание попало в цель. Понаблюдайте за реакцией клиента. На третьем уровне коуч выясняет, удалось ли ему найти правильное описание того, кем в этой ситуации является клиент. Признание непременно приведет к результату, который коуч услышит, увидит и ощутит. Признание очень волнующе для клиентов и обычно встречается достаточно редко. В этом его сила. Диалог Клиент: Возможно, мне следовало молчать. Под конец я выглядел полным дураком. Коуч: Вы могли выйти из этой ситуации разными способами. То, что вьгсделали, означает, что вы учитесь и растете, даже если вам известно, что это дорого обойдется. В этот момент вы больше озабочены своим развитием, чем мнением окружающих. Вот кем вы являетесь. Клиент: Спасибо. Как только затруднения кончатся, я действительно смогу использовать то, чему научился.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|