Умения и навыки коактивного коучинга
Один из самых простых и доступных способов увидеть и понять способы активного приложения умений коучинга — это рассмотреть их в свете пяти контекстов коучинга: ♦ слушание; ♦ интуиция; ♦ любознательность; ♦ деятельность /обучение; ♦ управление собой. В последующих пяти главах подробно излагается каждый из контекстов, а также даются определения специальных умений и навыков коучинга. Каждая глава сопровождается примерами диалогов, демонстрирующих эти умения и навыки на практике, а также упражнениями, которые можно использовать для их развития. Глава первая. СЛУШАНИЕ Быть услышаннным — поразительный опыт, отчасти потому, что это случается так редко. Когда другой человек все время с вами, изучает вас, интересуется каждым вашим словом, искренне сопереживает, вы чувствуете, что вас знают и понимают. Обычно люди добиваются большего, зная, что их слушают, им легче сохранять присутствие духа, чувствуя себя в безопасности и ощущая спокойствие, благодаря чему они начинают доверять слушающему. Именно поэтому слушание как важнейший элемент коучинга и является его первым контекстом, который мы обсудим. Умение слушать — талант, которым в той или иной мере наделены мы все, но более других он необходим коучу. Однако этот навык можно тренировать и развивать. Мастера коучинга благодаря этому дару достигают высочайшего профессионализма. Они действительно пользуются им с некой неосознанной грацией, подобной грации музыканта или спортсмена. Большинство не способно слушать на самом глубинном уровне. Их ежедневные дела и заботы не требуют большего, чем самый низкий уровень, точно так же, как основная масса людей никогда не поднимается выше среднего уровня физического развития. Нам не нужны накачанные мускулы, если мы не атлеты мирового класса. В обычной жизни мы прислушиваемся в основном к словам. Главное внимание уделяется тому, что сказано. Мы думаем в основном об аргументах, которые пришли в голову уже после критического момента, о точном значении слов, которые были использованы: «Это не то, что вы сказали...», «Именно это я имела в виду...». Или слышим слова и затем, вне связи с темой разговора, начинаем внутренний монолог о том, о чем собираемся сказать, отыскивая в памяти подобную или даже более драматичную историю: «Вы думаете, что это тяжело, так позвольте рассказать вам о том времени, когда я...». Мы оказываемся в ловушке своих собственных чувств, принимаем все на свой счет, слушая лишь на поверхностном уровне, но оцениваем и судим то, что слышим.
Многие считают, что их друзья — очень хорошие слушатели, потому что они охотно воздерживаются от суждений в наш адрес, а иногда даже молча слушают. И все же чаще всего мы нуждаемся в том, чтобы нас именно услышали, а наши родственники, друзья и коллеги по работе с самыми лучшими намерениями пытаются решить наши проблемы или пощадить наши чувства. Искусный коучинг требует профессионального умения слушать, гармоничного и сведущего, с возможностью максимизировать взаимодействие. Именно взаимодействие, поскольку умение слушать — это не просто пассивное выслушивание чужого монолога. Это активная деятельность. Внимание и воздействие В коучинге есть два аспекта слушания. Первый аспект — внимание или осознание. Это, конечно, получение информации с помощью того, что мы слышим ушами, но также и слушание с участием всех органов чувств и интуиции. Мы слушаем, смотрим и переживаем звуки, слова, образы, чувства, эмоции. Внимание сосредоточено на получении информации — словах, впечатлениях, энергетических изменениях. Мы все являемся многосторонними приемниками с большим количеством разнотипных рецепторов, каждый из которых фиксирует свою информацию: мы слышим дыхание в телефонной трубке, отмечаем манеру речи, модуляции голоса. В словах мы ощущаем давление: голос может быть мягким или жестким, осторожным или взбешенным. Слушая человека, мы одновременно улавливаем
все, что происходит вокруг него. Мы фиксируем язык его тела. Разговаривая с человеком по телефону, мы ощущаем его эмоции, представляя себе его сжатые губы или склоненную в печали голову, — все это информация, требующая нашего пристального внимания. Второй аспект — это воздействие умения слушать на окружающих (то, что мы делаем, слушая), особенно воздействие коуча, слушающего своего клиента. Опытный коуч должен быть уверен не только в том, что он умеет слушать, но и в воздействии своего умения на клиента. Большую часть времени эта уверенность незаметна, поскольку внимание коуча сосредоточено на собеседнике. Представьте себе, что вы на соревнованиях по фехтованию, где все ваше внимание отдано противнику: вы постоянно делаете выбор и отвечаете на удары, парируете их, наносите и снова парируете. Ваше внимание сосредоточено не на выборе, который вы делаете, — это может отрицательно повлиять на вашу собранность, приведя к ужасному результату. После окончания поединка вы можете оценить свои действия и проанализировать сделанный выбор. Слушая подобным образом, вы не думаете об этом или о том, что собираетесь сделать. Ваше умение слушать — сверхсознательное и подсознательное одновременно. Чтобы понять работу внимания и воздействия, представьте себе, что вы находитесь в комнате, где очень много народу. И вдруг вы почувствовали запах дыма — возможно, начался пожар. Ваше внимание обращено на этот дым, вы его заметили, это — первый аспект осознания. Потом вы решаете, что делать с этой информацией. Можно закричать: «Пожар!» или сообщить об этом хозяину дома. Можно схватить огнетушитель и героически бороться с огнем или тихо выскользнуть из дома через черный ход. Каждое из этих действий будет иметь свое воздействие на окружающих, на определенном уровне вы должны осознать это воздействие и понять, что несете за него ответственность. Даже если вы ничего не предпримете, воздействие все равно будет.
Несомненно, на уровне слушания у вас есть подобный опыт. Вспомните, как вы ругались с вашим любимым: руки в боки, вены вздулись, кровь кипит, слова обжигают, словно напалм. В середине ссоры ваш партнер внезапно останавливается и дает вам передышку, а вы продолжаете говорить — возможно, даже еще громче: «Ты так надоедлив!». «Разве? — отвечает он холодно. — Я же ничего не говорю — только слушаю». Чувствуете воздействие? Естественно, слушание не может быть пассивным, особенно при коучинге. Вы могли учиться «активному слушанию», возможно во время тренингов общения. Эти программы в основном великолепно помогают расширить понимание слушания и предлагают большое количество инструментов для этого. Активное слушание часто включает уточнение сказанного собеседником, наблюдение за языком его тела, усиление внимания к чувствам, которые скрываются за произнесенными словами, и обострение чувствительности к контексту разговора. Умение слушать, которое требуется от коуча, включает все эти компоненты, которые будут раскрыты несколько позже, и многое другое. В нашей модели слушания существуют три уровня, которые дают коучу огромный диапазон и, в конце концов, большие возможности для слушания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|