Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.2. Генетика сложных двигательных навыков




6. 2. Генетика сложных двигательных навыков

 

В исследованиях двигательных характеристик больше всего проведено работ по изучению сложных двигательных навыков, таких, как письмо, вдевание нитки в иголку, хождение по бревну, бритье, мимика и пантомимика и т. д.

Первые специальные исследования наследственной обусловленности моторных функций человека были посвящены двигательным актам начала ходьбы у близнецов в раннем детстве. Обнаружено, что, по данным различных исследователей, от 63. 1% до 93. 1% МЗ близнецов начинают ходить одновременно, тогда как для ДЗ близнецов этот показатель значительно меньше - от 29. 9% до 64. 8%. Начало хождения зависит от генетических факторов.

Доли генетических и средовых факторов, влияющие на сроки начала сидения, почти равны. Было обнаружено значительное сходство движений и поведения близнецов на различных ступенях раннего детства. В ряде исследований было обнаружено влияние генотипа на индивидуальные особенности мимических движений и пантомимики.

Почерк близнецов исследовал еще Ф. Гальтон, который отметил широкий диапазон внутрипарных различий почерка – от очень похожих до вполне различимых, и пришел к выводу о том, что почерк соблизнецов путают в редких случаях. Последующие работы не дали надежного ответа: оценка графологами почерка МЗ и ДЗ близнецов по десяти признакам не выявила существенных различий между ними. Попытки оценить внутрипарное сходство МЗ и ДЗ близнецов по отдельным характеристикам почерка также не дали четких результатов, хотя, очевидно, общая динамика и темп письма чаще обнаруживают влияние факторов наследственности, чем детали почерка – форма букв и т. д.

^

6. 3. Исследование тонкой координации

 

В психогенетических исследованиях тонкой координации было изучено 47 пар МЗ и 48 пар ДЗ близнецов старшего школьного возраста. Испытуемые выполняли двигательные пробы из Стэнфордской батареи моторных тестов: “Ротор”, “Тремометр”, “Вращение сверла”, “Упаковка катушек”, а также “Сортировка карт”. Для всех тестов была выявлена хорошая ретестовая надежность: коэффициенты корреляции между первым и повторным (через 48 часов) тестированием достаточно высоки и колеблются от 0. 75 до 0. 94. Было зафиксировано высокое внутрипарное сходство МЗ близнецов по показателям тестов: коэффициенты внутрипарной корреляции составили 0. 95 для МЗ и 0. 51 – для ДЗ (“Ротор”); 0. 84 и 0. 43 (“Тремометр”), 0. 82 и 0. 56 (“Вращение сверла); 0. 71 и 0. 44 (“Упаковка катушек”); 0. 84 и 0. 39 (“Сортировка карт”).

Большое внутрипарное сходство показателей МЗ близнецов было зафиксировано и в исследовании при выполнении 4 парами МЗ и 6 парами ДЗ близнецов ряда двигательных проб (бросание и катание мяча в цель, прыжок в высоту с места). Выбор проб определялся предполагавшимися типами психомоторных процессов, одни из которых протекают автоматически и не требуют сложных регуляций (прыжки в высоту), другие – включают в себя сложную координацию движений в соответствии с определенной схемой (бросание мяча в цель – сложная координация относительно наглядного оптического поля; катание – координация по внутренней схеме). Средние внутрипарные разницы для МЗ и ДЗ были соответственно: по прыжкам в высоту – 1. 75 и 7. 6 см; по бросанию мяча в цель – 0. 25 и 1. 47 очка; при катании мяча в цель – 15 и 23. 8 см. Таким образом, различия МЗ близнецов по первому тесту в 4 раза, по второму - в 6 раз, по третьему – в 1. 6 раз меньше, чем у ДЗ близнецов, то есть более элементарные по своей координационной структуре двигательные действия в большей мере контролируются генотипом.

В проведенном впоследствии исследовании наряду с моторными тестами из Стэнфордской батареи использовались тесты “Лабиринт”, “Рисунок с зеркала”, а также методика “Ловкость обращения с пинцетом”. При определении двигательных способностей у 42 пар МЗ и 37 пар ДЗ близнецов были получены достаточно высокие коэффициенты наследуемости (от 0. 52 до 0. 71) результатов выполнения практически всех проб, кроме тестов “Лабиринт” и “Тремометр”; отмечено, что точность движений кисти рук в большей степени детерминируется генотипом, чем более грубые движения всей руки.

^

6. 4. Влияние тренировки на генотип-средовые соотношения

 

Описанные выше исследования интересны тем, что в них специально прослеживалось влияние обучения на генотипическиую обусловленность индивидуальных особенностей координации. В общей форме вопрос здесь ставится следующим образом: если в результате тренировки различия между МЗ и ДЗ близнецами по уровню внутрипарного сходства меняются, то это означает, что приобретаемый индивидуальный опыт может менять генотип-средовое соотношение в изменчивости данного признака.

Для проверки этого предположения была проведна специальная серия экспериментов с обучением: тест “Ротор” испытуемый выполнял 70 раз, “Упаковка катушек” и “Сортировка карт” - по 28 раз. Успешность выполнения теста оценивалась в баллах, и, кроме того, регистрировалось время выполнения каждого теста. Серия с обучением состояла из семи частей – по 10 упражнений в каждой по тесту “Ротор” и по 4 двум другим. Эффект обучения был выявлен во всех тестах. Результаты экспериментов показали, что сходство показателей МЗ близнецов по успешности выполнения тестов “Ротор” и “Упаковка катушек” не зависит от обучения, хотя сходство ДЗ по мере обучения увеличивалось. В выполнении “Сортировки карт” в обеих группах наблюдалось незначительное уменьшение внутрипарного сходства. Различия между начальным и конечным коэффициентом корреляции у ДЗ равнялись: по тесту “Ротор” - 0. 157 0. 081 и по “Упаковке катушек” – 0. 174 0. 079, а эти же коэффициенты ДЗ для временных показателей выполнения увеличивались. Можно отметить, что на разных уровнях проявления моторных функций человека имеется группа признаков с высокими коэфициентами наследуемости и группа признаков, изменчивость которых не велика. Установлено, что на любом уровне коэффициент наследуемости тем выше, чем более автоматическим является само движение и чем проще его координационная система.
^

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...