7. роль генотипа и среды в индивидуальном развитии
7. роль генотипа и среды в индивидуальном развитии
Диагностика стабильности и преемственности развития осуществляется двумя методами — сравнительно-возрастным (или методом поперечных срезов) и лонгитюдным. Сравнительно-возрастной метод основан на сравнении групп испытуемых разного возраста. Он позволяет достаточно быстро (в одной экспериментальной серии) сопоставить разновозрастные выборки и сделать вывод о различиях между ними. Однако выводы таких исследований не всегда можно интерпретировать с точки зрения динамики возрастных различий. Применение сравнительно-возрастного метода предполагает эквивалентность сравниваемых в эксперименте групп по всем параметрам, кроме возраста. От того, насколько тщательно будет выполнено это условие, зависит, можно ли будет интерпретировать полученные различия между группами как имеющие отношение к возрастным различиям. Учесть в исследовании все переменные психологических характеристик очень сложно. Из-за этого в результатах, полученных методом поперечных срезов, всегда остается вероятность, что полученные различия связаны не только с возрастными изменениями, но и с различиями в выборках, которые не контролировались в эксперименте и остались неизвестными экспериментатору. Обычно острота этой проблемы снижается с помощью создания больших репрезентативных выборок испытуемых. Часть параметров в сравниваемых выборках уравнивается, а про другие предполагается, что различия нивелируются из-за большого количества испытуемых. Вторая проблема сравнительно-возрастного метода связана с принадлежностью испытуемых, одновременно участвующих в эксперименте, к различным когортам (то есть с тем, что группы испытуемых, которые сопоставляются в эксперименте, имеют разные годы рождения).
Чем больше возрастной интервал, который исследуется (чем больше различия в возрасте между группами), тем в большей степени возрастные различия окажутся смешанными со спецификой условий развития сравниваемых когорт. в психогенетике
Для того чтобы избежать смешения когортных и возрастных различий, используется лонгитюдный метод, состоящий в длительном прослеживании развития одной и той же группы испытуемых. Кроме того, что он позволяет однозначно развести когортные различия и различия, связанные с возрастом, он имеет и ряд других преимуществ. В лонгитюдном исследовании отпадает необходимость уравнивания выборок по разнообразным параметрам, поскольку экспериментаторы все время имеют дело с одной и той же выборкой испытуемых. Этот метод дает возможность зарегистрировать динамический характер исследуемых параметров, нелинейность их изменения с течением времени. С его помощью можно обнаружить индивидуальные различия в скорости и степени возрастных изменений, выяснить индивидуальные траектории развития. Он позволяет выяснить отсроченный эффект различных факторов, что невозможно сделать при помощи сравнительно-возрастного метода. Возможности лонгитюдного метода в исследовании процессов развития значительно шире, и сам метод кажется более естественным для диагностики изменений, происходящих с течением времени. ^ Лонгитюдные исследования, проводящиеся в психогенетике, организуются по той же схеме, что и в возрастной психологии, то есть состоят в прослеживании на протяжении некоторого отрезка времени одной и той же группы испытуемых. Однако по сравнению с лонгитюдными исследованиями, которые известны из возрастной психологии, они обладают двумя особенностями.
Первая из них заключается в специфике выборки испытуемых. Как и в любой генетической работе, испытуемые, участвующие в лонгитюдном исследовании, должны быть подобраны таким образом, чтобы на основании полученных данных можно было провести генетический анализ, т. е. участвуют пары родственников, различающие по генетическому сходству. Вторая особенность состоит в целях исследования. Если в возрастной психологии задачей исследователей является анализ возрастных изменений (определение периодов повышения и снижения стабильности какой-либо психологической характеристики, диагностика тех возрастов личности, в которые изменяется структура ее связей, и т. д. ), то в генетическом исследовании целью работы является анализ причин этих возрастных изменений. С этой целью оцениваются генотипические и средовые детерминанты индивидуальных различий и определяется преемственность генетических и средовых влияний. В лонгитюдном исследовании, проводящемся на парах родственников, можно определить: 1) генотипические и средовые компоненты фенотипической дисперсии в каждом возрасте; 2) величину специфических для каждого возраста генотипических и средовых компонент (то есть проявление новых генотипических и средовых влияний); 3) преемственность генетических и средовых влияний (то есть их сохранность от одного до другого возраста); 4) вклад генотипических и средовых факторов в фенотипическую стабильность изучаемых характеристик. Таким образом, можно дать следующее определение лонгитюдного метода в психогенетике – это прослеживание за определенный отрезок времени одной и той же группы пар родственников (близнецы, сибсы и т. п. ). Далее будут рассмотрены основные закономерности, которые обнаруживаются при исследовании возрастных изменений в психологических характеристиках. ^
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|