7.2. Возрастные изменения генотип-средовых соотношений интеллекта
Первое длительное прослеживание интеллектуального развития близнецов было проведено в рамках Луизвильского лонгитюдного исследования. В нем близнецы тестировались по интелекту, начиная с первого года жизни до 15 лет (каждые три месяца на протяжении первого года, дважды в год – до трех лет, ежегодно – до 9 лет и последний раз – в 15 лет). Прослеживая развитие МЗ и ДЗ близнецов на протяжении 15 лет было показано, что в первый год жизни МЗ и ДЗ близнецы почти не различаются по уровню внутрипарного сходства в показателях интеллекта. Это указывает на то, что в этом интервале основное влияние оказывают систематические средовые факторы (Ес), 60%. Начиная с полутора лет, сходство МЗ близнецов значительно увеличивается и не снижается до 15 лет. ДЗ близнецы достигают наибольшего сходства в их интеллектуальном уровне к 3 годам, а затем с каждым годом становятся всё менее похожими по своим интеллектуальным характеристикам. Эти результаты свидетельствуют о том, что генотипическая детерминация интеллекта (вклад генотипа в его индивидуальные различия) имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. Соответственно изменению роли генотипа в процессе развития изменяется и роль средовых факторов в детерминации показателей интеллекта. Во-первых, в первые годы они играют более значимую роль, чем генотипические влияния. Во-вторых, по мере взросления индивида изменяются показатели общей и различающейся среды. Если в первый год жизни они определяют большую часть дисперсии, то в дальнейшем их роль в изменчивости интеллекта уменьшается. В Луизвильском лонгитюде рассматривались также индивидуальные траектории развития интеллекта. На основании данных каждого близнеца, полученных в разные периоды времени, были построены профили индивидуального развития.
При сравнении внутри каждой пары профилей близнецов было обнаруженно значительно большее совпадение хода развития у партнеров МЗ пар, то есть у генетически идентичных близнецов, по сравнению с партнерами ДЗ пар, имеющими в среднем половину общих генов. Уровень интеллекта МЗ близнецов в каждой паре оказывается более похожим, чем уровень интеллекта ДЗ близнецов. У МЗ близнецов развитие характеризуется большей синхронностью. Вместе с тем, сходство в профилях развития есть и у ДЗ близнецов, совпадает у них и общая динамика изменений; например, тенденция к значительному повышению или, наоборот, снижению уровня интеллекта с возрастом оказывается похожей у обоих типов близнецов. При сравнении индивидов, относящихся к разным парам, например, одного МЗ близнеца из пары 1, а другого – из пары 4, наблюдаются различия в динамике развития индивидов, не имеющих ни общих генов, ни общих условий развития. МЗ близнецы оказываются более похожими друг на друга по динамике развития, и это позволяет предположить, что нелинейность процесса развития, скачки и спады в развитии интеллектуальных функций до некоторой степени зависят от генетических факторов. Наиболее надежное лонгитюдное исследование приемных детей, которое имеется в настоящее время (Колорадское исследование приемных детей), позволяет проследить динамику возрастных изменений наследуемости интеллекта лишь до 9 лет. Показатели наследуемости, вычисленные в этом исследовании на основании сопоставления родных и приемных сибсов, оказываются выше, чем в близнецовых исследованиях. Согласно этим данным, генотипическая детерминация интеллекта несколько снижается в 3 и 4 года, по сравнению с первыми годами жизни, возвращается к первоначальному уровню к 7 годам и значительно увеличивается к 9 годам.
Генотип-средовые причины возрастных изменений и стабильности различаются в зависимости от того, с какими латентными переменами связаны компоненты фенотипической дисперсии – с общим интеллектом или со специфическими факторами, характерными для отдельных способностей. Общесредовые влияния оказались стабильными, но лишь в той степени, в какой в специальных способностях отражался общий интеллект. То же самое получилось и для различающейся среды: не совпадающие для детей средовые влияния (различающаяся среда) имеют длительные последствия для развития ребенка, но, так же как и в случае общей среды, лишь постольку, поскольку специальные способности связаны с общим интеллектом. Оценки изменения величины генетической компоненты и её возрастной стабильности оказались иными, нежели для средовых компонент. Во-первых, было получено подтверждение того, что генетические факторы определяют стабильность специальных способностей (независимых от фактора g). Во-вторых, оказалось, что и общий интеллект вносит некоторый вклад в стабильность специальных способностей. Такое соотношение компонент фенотипической дисперсии интеллекта обнаруживается уже в старшем дошкольном возрасте и остается более или менее неизменным на протяжении всего детства, юности и, по-видимому, зрелости (неуверенность в том, насколько достоверны данные, относящиеся к зрелому возрасту, объясняется тем, что работ, проведенных на 30—60-летних испытуемых, крайне мало). От рождения до 5—6 лет наследуемость интеллекта увеличивается почти от 0 в первый год жизни до 50%. В пожилом возрасте, судя по близнецовым данным, вклад генотипа в изменчивость интеллекта опять существенно изменяется по величине и достигает 80%. Таким образом, генотипические и средовые влияния на изменчивость когнитивных характеристик изменяются с возрастом. Изменения эти носят нелинейный характер и заключаются не столько в увеличении или уменьшении генотипических и средовых компонент фенотипической дисперсии, сколько в изменении преемствености влияния генотипических и средовых факторов. Наиболее интересные из этих исследований, организованные по схеме лонгитюдного метода и позволяющие поэтому оценить не только генотип средовые составляющие изменчивости когнитивных характеристик, но и роль генотипа и среды в их стабильности и преемственности, не выходят за пределы подросткового возраста. Данные, касающиеся периода зрелости, крайне малочисленны, получены только в сравнительно-возрастных исследованиях и только методом близнецов. В целом, можно заключить, что влияние генотипа на межиндивидуальную изменчивость когнитивных характеристик оказывается существенным и имеет тенденцию увеличиваться с возрастом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|