Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Долгосрочная оценка баланса




Поскольку баланс — это не состояние, а процесс, то анализи­ровать его можно только на фоне определенных временных ра­мок. Эти рамки могут быть устроены по-разному. Например, ес­ли для оценки баланса вы выделяете время с 9 утра до 5 вечера в среду, то жизнь может показаться абсолютно несбалансированной: сплошная работа и никакого отдыха. Значит, корректная временная рамка должна охватывать в потоке жизни и приливы, и отливы. Например, выделив для оценки какую-нибудь случай­но выбранную неделю, коуч уже может оценить, приближается ли клиент к балансу или удаляется от него.

Имейте в виду, что иногда довольно длительные периоды в жизни людей кажутся со стороны очень далекими от баланса. Спросите любого владельца частного маленького предприятия, на что была похожа его жизнь в начале пути. В этот период все его время, энергия, все мысли и чувства были сконцентрирова­ны, скорее, на деле, чем на какой бы то ни было другой стороне жизни. Такой человек мог бы признаться: «В данный период времени я должен сосредоточиться на одном, самом существен­ном аспекте своей жизни». Если такое состояние не длится бес­конечно, подобная концентрация усилий вполне может оказать­ся частью долгосрочной стратегии, направленной на баланс. Это становится проблемой только тогда, когда период «выбитости из колеи» переходит в полную невозможность как-либо и куда-ли­бо двигаться.

Тем не менее, слишком сильная дорожная тряска часто слу­жит признаком того, что колесо несбалансировано, то есть ка­кие-то области в жизни данного человека требуют серьезного выравнивания. Осознание чрезмерной ухабистости дороги оз­начает начало процесса перемен. Такое осознание мгновенно порождает вопрос: «Что можно сделать, чтобы моя жизнь стала более плавной?». Иными словами: через какие выборы нужно пройти, чтобы удаленность от баланса сменилась приближени­ем к нему? Путь к балансу заключается в решениях.

«Игра в перспективы»

«Игра в перспективы» — упражнение, призванное расши­рить набор перспектив, имеющихся у клиента (в главе 1 части четвертой приведены рисунки для заполнения, пример которо­го приведен на рис. 6). Эта диаграмма очень похожа на «Колесо Жизни», если не считать того, что восемь ее полей пока не за­полнены. Каждый сектор отведен одной из перспектив, возни­кающих при анализе некоего вопроса. Каждый представляет свой ответ на этот вопрос.

Вопрос: Какой будет следующий шаг в моей жизни?

Рис. 6. Перспективная игра

Допустим, что клиентка — одинокая женщина, живущая в го­роде, где родилась и выросла, поэтому проблем в общении с се­мьей и друзьями у нее нет. Есть некоторые проблемы с работой и дальнейшей карьерой, где ситуация напоминает тупик, но, тем не менее, она пока занимает довольно престижное положение и живет комфортно. Однако в том, что касается работы, выбора места и дальнейшего образа жизни она чувствует себя скован­но. Многие ее реплики начинаются со слов: «Я не могу этого сде­лать, потому что...». Вопрос для «исследования жизни», который коуч дал ей в качестве домашнего задания, таков: «Каким будет ближайшее крупное изменение в моей жизни?».

По мере того как клиентке приходят в голову разные возмож­ности, она последовательно вписывает их в поля:

- выйду замуж;

- вступлю в Корпус мира;

- продолжу высшее образование;

- поеду во Французскую Ривьеру;

- усыновлю ребенка;

- уеду на машине куда-нибудь в леса и буду писать книги;

- возьму шестимесячный отпуск и вообще ничего не буду делать (или отправлюсь в паломничество по святым местам);

- получу новую работу.


Теперь следует попросить клиентку взглянуть на изначаль­ный вопрос под углом каждого из секторов крута, подчеркнув важность этого опыта, чтобы она действительно почувствовала «кожей», во что превратится ее жизнь в каждом из этих случаев. Обсудив содержание каждого сектора, необходимо расспросить ее о впечатлениях. Какой ответ показался ей самым обоснован­ным? Какой — самым невероятным? Какую перспективу при­нять труднее всего? И, наконец, что нового она узнала о себе?

Это упражнение дает клиенту более глубокое осознание спе­ктра его возможностей, расширяет сам этот спектр и тренирует навыки выбора. Игра с перспективами, расписанными по сег­ментам колеса, обеспечивает обретение уверенности в себе в реальных ситуациях выбора, которые встретятся в жизни.

Умение сказать «нет»

Один из побочных эффектов увеличения числа потенциаль­ных перспектив — это усложнение процесса принятия реше­ний. Имея перед собой огромное количество заманчивых путей, мы сталкиваемся с таким странным явлением, как чрезмерное богатство выбора. Дело не только в изобилии всего того, что, как нам кажется, мы обязаны делать (и того, чего ждут от нас другие люди); просто нас окружает много заманчивых возможностей, которые жалко упускать. Известно, что люди ведут себя так, словно они бессмертны, а их собственные ресурсы неисчерпае­мы. А потом выясняется, что это не так.

Таким образом, одним из самых ответственных навыков, ко­торые необходимо усвоить в жизни, оказывается простое и при­митивное умение сказать «нет». Сказать «нет» боссу, супругу, друзьям, телевизору, сверхурочной работе, развлечениям, об­щественным обязанностям — не обязательно, конечно, всему этому сразу, но надо уметь подобрать сбалансированное сочета­ние. И научиться этому вполне можно, хотя навык говорить «нет» — один из самых трудных, но одновременно и один из са­мых важных, поскольку умение от чего-то отказываться позво­ляет иначе относиться к тому, что для нас по-настоящему ценно. Ведь отказ одновременно означает выбор. Выбор — это и есть умение сказать чему-то «да», а чему-то другому — «нет». Напри­мер, сказать «да» тому, что делает нас более живыми, и «нет» — тому, что лишь отнимает у нас силы. И после этого остается толь­ко спросить клиента: «Что именно Вы хотели бы в своей жизни умножить? А что хотели бы из нее удалить?».

Обучение клиента умению говорить «нет» может оказаться основной частью работы коуча в первые месяцы. Здесь мы стал­киваемся с несколькими типичными реакциями: ответ «нет» звучит невежливо; ответ «нет» означает, что вы не умеете рабо­тать в коллективе; ответ «нет» демонстрирует эгоизм и так далее и тому подобное. Но ведь на самом деле каждый раз, говоря «да», мы тем самым говорим чему-то другому «нет». Если я гово­рю «да» ежедневной работе допоздна, значит, я говорю «нет» времяпровождению с семьей и отдыху; если я говорю «да» стра­ху потерять работу, значит, я говорю «нет» своему душевному спокойствию. Если я говорю «нет» раннему подъему и утренней зарядке, то тем самым я говорю «да» теплу и уюту или лишним десяти фунтам веса, или желанию поспать, или просто «гремлину».

Так что это важная проблема для коуча и его клиента. Выясне­ние того, в каких случаях клиент автоматически отвечает «да» или «нет», открывает новые возможности. Для клиента понима­ние того, что за каждым «да» скрывается свое «нет», может про­лить свет на некоторые непонятные ему самому привычки. Кли­енту с противоречивым и несдержанным характером можно, например, предложить говорить «нет» не менее пяти раз в день в течение недели. В жизни подавленного или зажатого человека подобное обучение может сыграть огромную роль. И, наконец, обнажение ситуаций, в которых клиент регулярно говорит «да» или «нет», показывает, от чего он зависит и в каких ситуациях он считает, что не имеет выбора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...