Римский стоик Сенека о правовой классификации людей и противоречии между страстями и разумом.
Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. — 65 г. н. э.) — крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Правовая классификация людей. Сенека рассуждал о “духовном равенстве” всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости подчиниться мировому закону. Отстаивал идею духовной свободы всех людей независимо от их общественного положения. Объектом рабства может быть, согласно его представлениям, лишь телесная и чувственная, но не духовная и разумная часть человека. «Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин».Раб - равный по натуре другим людям, и ему присущи те же душевные качества, что и всем остальным. Купля-продажа касается лишь тела раба. Не отвергал рабство как социально-политический институт, но в этическом плане считал его несостоятельным, отстаивал человеческое достоинство раба и призывал к гуманному обращению с ним как с духовно равным субъектом. «А покажите мне, – говорил он, – кто не рабствует в том или другом смысле! Этот вот – раб похоти, тот – корыстной жадности, а тот – честолюбия. Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное».Все люди равны, они – «сотоварищи по рабству», поскольку одинаково находятся во власти судьбы. Сенека считал судьбу причиной всех причин. Люди не в силах изменить мировых отношений, частью которых являются их собственные отношения, но могут лишь мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаться воле законов природы.Противоречие между страстями и разумом. Высшее благо – в разуме, который есть божественный дух, погруженный в тело человека. Разумность делает человека богоподобным. Помимо разума природа одарила человека еще общительностью. Благодаря разуму и общительности люди в борьбе за существование достигли господства над животными, овладели природными стихиями и живут тесными сообществами. Мир, в представлении Сенеки, — это арена борьбы между безумием, страстью и разумом. В мире, отданном на растерзание буре иррациональных страстей, главная неотложная задача, единственное спасение — обуздать страсти. Роскошь, алчность, жестокость, гнев, похоть — вот темы, к которым Сенека обращается вновь и вновь, и в трагедиях, и в прозе. Этими пороками заклеймено извращенное человечество, ибо большая часть человечества извращена. Сенека считал разум нормой естественного порядка. «Гнев неуместен. Если соразмерять степень гнева с мерзостью преступления, благородному человеку придется не гневаться, а впасть в безумие. Если надо, мы должны казнить, но убивать преступника следует не в гневе, а спокойно, как давят ядовитую змею.»
Вопрос 13.
Импульсом для расширения греческой философии в Риме было посещение его афинскими послами, среди которых были наиболее выдающиеся представители существовавших в то время греческих философских школ: Диоген из Селевкии и Антипатр из Траса (середина 11 в. до н. э.).С этого времени в Риме развивается новое философское направление - стоицизм.К римским стоикам нового направления относится и император Марк Аврелий Антонин, во время правления которого кризисные явления становятся еще более интенсивными. Высшие общественные классы отказываются что-либо изменить, чтобы сохранить существующий общественный строй. В стоической этике они видят средство морального возрождения общества. Император в размышлениях “Наедине с собой” провозглашает, что единственное, что находится во власти человека,- это его мысли”. “Загляни в свое нутро! Там, внутри, источник добра, который способен бить не иссякая, если до него постоянно докапываться”. Мир он понимает как вечно текущий и изменчивый. Основной целью человеческих стремлений должно быть достижение добродетели, т. е. подчинение “разумным законам природы в согласии с человеческим естеством”. Марк Аврелий рекомендует: “Спокойную мысль при всем, что приходит извне, и справедливость при всем, что реализуется по твоему собственному усмотрению, то “есть твое желание и действие, пусть заключаются в действиях общеполезных, ибо это суть в согласии с твоим естеством”.В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность — владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения.С точки зрения стоической концепции мироздания, все элементы вселенной связаны взаимным влечением друг к другу – симпатией. Этим обусловлено и представление о равенстве и родственности по духу всех людей – граждан космического Града. Противодействие одного человека другому является, таким образом, нарушением основного закона природы, на которое не может пойти человек, обладающий подлинным знанием. Марк Аврелий - последний представитель античного стоицизма, и по сути на этом стоицизм заканчивается. В его творчестве проявляются определенные следы мистицизма, который тесно связан с упадком римского общества. Стоическое учение, в частности подчеркивание необходимости “подчинить себя” (мировому разуму - логосу - богу), во многом повлияло на формирование раннего христианства.В своих решениях Марк Аврелий был верен идеалам стоической морали и никогда не забывал об истинном назначении человека, его задачах и целях. Он был твёрдо уверен в необходимости формирования характера и воспитания в себе тех качеств, которые делают человека невосприимчивым ко злу, клевете и предательству. За политическими деяниями императора многие не замечали огромную внутреннюю работу, которую он проделывал день за днём в течении всей своей жизни."Наедине с собой" – это личные записи римского императора Марка Аврелия Антонина, которые заслуженно считаются одной из жемчужин стоической мудрости. сделанные им в 70-е гг. II в. н.э. любопытно, что записи эти были найдены в подкладке его одеяний уже после его смерти…Благодаря исключительному положению Марка Аврелия и его литературному дарованию этот документ, позволяющий (редчайший случай в истории античной литературы) наблюдать не столько даже личную жизнь, сколько напряженную личную работу над освоением достижений многовековой стоической традиции, стал впоследствии одним из наиболее читаемых памятников мировой литературы.Марк Аврелий по праву занимает достойное место в когорте величайших правителей, которых когда-либо знала история. Ему выпало возглавлять Римскую Империю в тяжёлые времена – времена войн, восстаний, наводнений, засух, эпидемий чумы… Много невзгод было уготовано судьбой на этот период, но Марк Аврелий был стоек, мудр и спокоен, принимая её удары. Он был последним из плеяды великих правителей Римской Империи, во время правления которых она достигла небывалого величия.
Вопрос 14.
Произошел гностицизм от человеческого желания познать Бога, его секреты и тайны творения.а) Гностицизм (от греч. gnosticos - "познавательный") - это религиозно-философское учение, возникшее в I - II вв. на почве объединения -христианских идей о божественном воплощении в целях искупления, -иудейского монотеизма и пантеистических построений-языческих религий - античных, вавилонских, персидских, египетских и индийских. Важнейшей исторической предпосылкой этого явилось проникновение римского владычества на Восток и установление экономических и культурных связей с отдаленными восточными частями империи. Гностицизм явился формой связи новой, христианской религии с мифологией и философией эллинизма. Поскольку сочинения гностиков уничтожались христианами, источником изучения гностицизма являются отдельные высказывания гностиков, приводимые в сочинениях враждебных гностицизму христианских богословов. Кроме того, после второй мировой войны в Наг-Хаммади в Египте был найден большой архив гностических текстов.б) В основе гностицизма лежит мистическое учение о знании, достигаемом посредством откровения и тем самым указывающем человеку путь к спасению. Гностицизм учил о сокровенной и непознаваемой сущности первоначала, проявляющего себя в эманациях – эонах. Этим эманациям противостоит материя, источником которой является демиург - особое творческое начало, лишенное, однако, божественной полноты и совершенства.Учению о мировом процессе соответствует и этическая система гностицизма, согласно которой задачей человеческого духа является искупление, достижение спасения, стремление вырваться из уз греховного материального мира. Эти цели достигались у гностиков посредством специфического философского познания, для чего гностики организовывали аскетические союзы, философские школы, религиозные общины и т. д.в) Одной из ранних сект гностицизма являются офиты, то есть поклонники библейского змия, учение которых представляет хаотическую смесь мифологических и религиозных представлений (например, подвигов Геракла и учения об ангелах). Гораздо яснее гностические системы Василида (из Сирии) и Валентина (из Египта). Христианская церковь выступила против недопустимого совмещения евангельской священной истории с языческим пантеизмом и мифологией. Во II в. гностицизм был побежден христианством и в дальнейшем продолжал существовать только в виде малозначащих и непопулярных сект и направлений.Василид и Валентин,а) Василид - это крупнейший представитель гностицизма II в. - был родом из Сирии, жил в Антиохии, Александрии, Персии. Его учение тоже начиналось с теории непознаваемых глубин и полноты бытия. Из этой полноты - плеромы - путем излияния образуется множество разного рода мифологических существ, возникают небо и многие персонажи христианского вероучения. Таким образом языческий пантеизм тоже отождествлялся здесь с христианством. Путем целого ряда космических переворотов преодолевается зло, возникшее в результате отдаления от полноты, и торжествует вечная истина полноты. Поэтому, возвращаясь в глубины полноты, проистекшие из нее и вполне познаваемые эманации оказываются символами исходной непознаваемой полноты и потому превращают ее уже в нечто познаваемое. В этом и заключается значение того знания - гносиса, по которому и свою философию гностики называли гностицизмом.б) Самым крупным представителем гностицизма является Валентин, не только совместивший в своей философской системе античные и христианские идеи, но и создавший прямо-таки грандиозную философскую поэму миротворения, не сводимую ни к античности, ни к христианству.Согласно системе Валентина, причина возникновения мира заключается в том, что последний из божественных эонов, то есть из тех двадцати восьми полулогических категорий, полумифологических существ, из которых состоит божественная область (плерома), по Валентину, а именно эон София, согрешила против отца, желая нарушить всю божественную субординацию, за что и была изгнана из плеромы. В дальнейшем развертывается подробнейшая картина того, как грусть и слезы тоскующей по плероме Софии материализовались в небо и землю, как были созданы люди, среди которых выделяются гностики, то есть люди, изначально предназначенные к спасению. В конце концов София вместе с гностиками добивается с помощью Иисуса Христа, посланного Отцом с благостной вестью о грядущем прощении Софии, прощения у Отца и допускается назад в плерому, а материальный мир, созданный из печали Софии, сгорает в огне. Цель истории мира - прощение Софии - достигнута, история мира завершилась.
Воспользуйтесь поиском по сайту: