Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Маркистская философия и ее социоморальный характер.




У марксистской философии по существу два автора-создателя — Маркс и Энгельс, написавшие ряд совместных работ.Карл Маркс (1818-1883) родился в прусском городе Трире в семье адвоката.Получил юридическое образование в университетах Бонна и Берлина. Значительную часть жизни провел в эмиграции в Англии, где создал свой главный труд «Капитал».Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в г. Бармене. Его отец - текстильный фабрикант, привлек сына с 17 лет к работе в фирме. Энгельс приобрел обширные знания в основном путем самообразования. Совместно с Марксом написал «Святое семейство», «Немецкую идеологию», «Манифест коммуʜᴎϲтической партии». Главные философские труды - «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы».Исходная посылка марксистской философии имеет социоморальный характер и напоминает евангельский тезис: «Мир лежит во зле»В марксистском звучании он гласит: общество, разделенное на антагоʜᴎϲтические классы эксплуататоров и эксплуатируемых, устроено несправедливо. Социальный мир должен быть объектом не созерцания, а преобразования. Пришло время радикальных, революционных изменений существующᴇᴦᴏ порядкаЧеловечество долго шло к этому историческому моменту, миновав три ступени, именуемые общественно-экономическими формациями: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную. Теперь оно находится на этапе буржуазно-капиталистической формации. Капитализм — это мир зла, эксплуатации и социальной несправедливости.Высшей ценностью в марксизме является не отдельный человек, а социальная общность. Среди разнообразия возможных общностей наиважнейшей является класс, объединяющий людей по производственно-экономическим признакам, по месту в системе общественного производства. Классы появляются с переходом общества от первобытнообщинного строя к рабовладельческому В условиях каждой формации социальная жизнь определялась отношениями главных классов-антагоʜᴎϲᴛᴏʙ. При рабовладельческом строе это были рабы и рабовладельцы, при феодализме — крестьяне и помещики-землевладельцы, при капитализме — пролетариат и буржуазия.Пролетариат занимает центральное место в марксистском учении. Рабочий-пролетарий — это существо, обреченное при капитализме на вымирание. Ему нечего терять, кроме своих цепей. По этой причине он должен восстать, начать революцию, которая будет праздником для бедных и страшным судом для богатых. Именно пролетарская революция освободит мир от зла и социальной несправедливости.Главная историческая задача пролетариата состоит в том, чтобы установить собственную диктатуру. Путь к ней пролегает через ожесточенную, кровопролитную борьбу с буржуазией. Это будет борьба не на жизнь, а на смерть, где не будет места никаким компромиссам. После победы над буржуазией открывается возможность движения к бесклассовому обществу, где не будет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых.Важное место в марксистской доктрине занимает учение о государстве. Государство возникает из недр родового общества, когда в том начинает активно происходить классовое расслоение. Важно понимать - для того, чтобы антагоʜᴎϲтические классы не «пожрали» в непримиримой вражде друг друга, создается сила, встающая над ними и стремящаяся удерживать их от столкновений. Этой силой становится государство. При этом государственная власть почти повсеместно сосредоточивается в руках представителей эксплуататорских классов. Государственные институты становятся для них орудием эксплуатации масс. Этому же служит и право, представляющее собой волю господствующего класса, возведенную в закон.Пролетариат должен в ходе революции заменить буржуазную государственную машину собственной диктатурой и тем самым создать предпосылки для перехода к бесклассовому, коммуʜᴎϲтическому строю. Коммунизм — это, по мысли Маркса и Энгельса, бесклассовый и безгосударственный строй народного самоуправления.

Вопрос 39.

В первой половине ХХ века в России Философско-правовые идеи развивались в работах В. Ленина, в основу которых легло учение К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм философское и социально-политическое учение, включающее: философский материализм и диалектику; материалистическое понимание истории (теорию общественных формаций); обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.); теорию классовой борьбы; теорию пролетарской революции.В дальнейшем появилось понятие: Большевизм– радикальное направление в российском революционном движении, основанное на марксистской идеологии, но испытавшее влияние и взглядов русских революционеров 2-й половины XIX в. (Н. Г. Чернышевского, П. Н. Ткачева, С. Г. Нечаева), а также вобравшее в себя опыт революционного движения во Франции, в основном периода якобинской диктатуры.Основные положения большевизма (ленинизма): 1. Классовость государства – как врожденная, неотъемлемая и все определяющая черта государства. Она присуща ему всегда. Характерные черты: комплектование аппарата государства из среды господствующего класса.2. Диктатура класса – господство определенного класса над всеми остальными; ориентация власти на насилие, осуществляемое в самых разных формах. 3. Пролетарская (социалистическая) революция. Задача пролетарской революции закачается в насильственном уничтожении буржуазного государства, а целью – завоевание рабочими массами власти и установление диктатуры пролетариата.4. Диктатура пролетариата. В случае победы социалистической революции появляется новое государство – государство диктатуры пролетариата.Это - централизованная организация силы, организация насилия для подавления сопротивления эксплуататоров и для руководства населением страны в деле «налаживания» социалистического хозяйства. Государство диктатуры пролетариата – необходимая переходная форма к будущему безгосударственному устройству. Диктатура пролетариата по мысли В. И. Ленина несовместима с принципами демократии - это система власти, не ограниченная формальным законом, опирающаяся на силу победившего класса – пролетариата.5. Решающая роль революционной партии в социальных преобразованиях. Ленин выдвинул идею пролетарской партии (партии нового типа), как главного средства подготовки и осуществления революции. Эта партия, вооруженная революционной теорией, должна обладать планом действий и способностью повести за собой пролетариат. Эта партия – авангард рабочего класса, который и осуществляет диктатуру. Более того волю (диктатуру) одного класса «иногда осуществляет диктатор», «который иногда один более сделает и часто более необходим». Необходимость единоличной диктаторской власти объяснялась следующим образом: как всякая крупная машинная индустрия требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен тысяч людей, так и революционные социалистические преобразования требуют беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей.6. Советское государство – государственная форма диктатуры пролетариата, построенной на принципах демократического централизма, что предполагает выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность депутатов, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих и т.д. В апреле 1917 г. Ленин заявил о том, что Советы «есть единственная возможная форма революционного правительства». Признаки Республики Советов: сочетание законодательной и исполнительной власти, устранение полиции, чиновничества, выборность и сменяемость всех должностных лиц, отказ от всеобщего и равного избирательного права и пр.7. Возможность пролетарской революции и построения социализма в отдельно взятой стране с неразвитыми капиталистическими отношениями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...