Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С.Булгаков: христианские основания государственности.




Сергей Николаевич Булгаков(1871-1944) родился в семье священника. Окончил юридический факультет Московского университета. Под влиянием философских идей Вл. Соловьева перешел на позиции христианского идеализма. Ему были близки взгляды Вл. Соловьева на единство политики с правом и моралью. Только при отстаивании подобного единства государство способно стать оплотом справедливости и не утратить в своем историческом движении ориентацию на высшие христианские идеалы.Булгакову близка классическая концепция естественного права, несущего с собой представления о незыблемых, абсолютных нормативно-ценностных основаниях человеческого существования. Эта концепция привлекает прежде всего тем, что возводит человека, человеческую личность и ее достоинство и свободу в ранг высших и абсолютных ценностей. Государство, попирающее эти нравственно-правовые предписания, становится похожим на евангельского бесноватого, а картины его жизни могут быть сравнимы с тем, что изобразил Достоевский в «Бесах». Так произошло с Россией, пережившей несколько революций, отвергнувшей Христа, а с ним и нормы естественного права и в результате теперь сотрясающейся в конвульсиях от вошедших в ее тело бесов.Требования государственных законов, совпадающие с библейскими заповедями, не воспринимаются личностью как покушение на ее достоинство и свободу. Напротив, человек с внутренней готовностью принимает их к исполнению. В тех же случаях, когда явно обнаруживаются расхождения между правом и нравственностью, в человеческом «Я» возникает чувство протеста против аморальной системы правосудия и насаждающего ее государства.Как вера в высшие и абсолютные начала бытия нужна индивидуальному духу, так религия в целом необходима государству, чтобы оно могло успешно существовать и развиваться. Только религия способна предложить ему возвышенные нравственные цели и направить его энергию в русло созидания, а не разрушения. Только она поможет успешно сочетать абсолютное с относительным и тем самым откроет путь к решению самых сложных проблем человеческого существования.

Вопрос 57.

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЛЬИН (1883-1954) Религиозный философ, правовед, публицист. В 1922г выслан в Германию.Без правосознания нет субъекта права, а есть лишь одно трагикомическое недоразумение - духовно пустой человек, которому напрасно предоставляются права живого духа. Тогда и право оказывается пустым словом и жизненным недоразумением; и правопорядок становится фиктивным, а государственная форма обречена на разложение и гибель.Право и государственная форма - или бывают несомы правосознанием, или же вырождаются: тогда они превращаются в мертвую отвлеченность научной юриспруденции, в юридическую фикцию (вымысел),…, в пустую видимость, в нежизнеспособную слабость, которая обрушивается при появлении дерзкого политического авантюриста-революционера или при первом же буйстве уличной толпы...Государство, государственная форма, правопорядок и вся политическая жизнь народа - суть всегда проявление, живая функция, живое создание множества личных правосознаний, их силы, их верности, их действенности, их строения, их совестного благородства, их религиозности или соответственно их безбожия. И вне этого духовно-функционального освещения и постижения всякое определение будет формальным, поверхностным и условным.Нельзя выделить одни сильные стороны монархического уклада души и противопоставить их слабым сторонам республиканского уклада; и обратно. Нелепо и несправедливо было бы сказать, что республиканское правосознание своекорыстно и продажно, а монархическое - бескорыстно и неподкупно; или - что монархическое правосознание характеризует рабскую натуру человека, а республиканское - человека со зрелым и свободолюбивым самочувствием. Ибо может оказаться, что оба эти политические воззрения и настроения имеют свои сильные и свои слабые стороны, свои здоровые основы и свои опасности... Монархическое правосознание тяготеет к олицетворению государственной власти и всенародного коллектива; а республиканское правосознание – к растворению личного и единоличного начала, а также и самой государственной власти в коллективе.Сущности монархического правосознания принадлежит идея о том, что царь есть особа священная, лично связанная с Богом и что именно это свойство его является источником его чрезвычайных полномочий, а также основою чрезвычайных требований, предъявляемых к нему, его чрезвычайных обязанностей и его чрезвычайной ответственности.Именно поэтому он призван - искать и строить в себе праведное и сильное правосознание. Эти обязанности суть прежде всего обязанности внутреннего духовного делания и самовоспитания; они должны осмысливаться как религиозные.Понятно, что в республиканском правосознании все это отсутствует. Из двух исходов - персонифицировать государственную власть и соответственно вознести властвующую персону в полномочиях и обременить ее величайшими обязанностями, или же снять совсем эту проблему государственного сосредоточения, разгрузить власть, рассосать это бремя и заменить царя чиновником, с малыми полномочиями, - республиканское правосознание предпочитает решительно и бесповоротно второй путь. Ему нужна не персона, а рядовой политик из обывателей, избираемый на срок, ответственный перед парламентом и народом, по возможности удовлетворяющий элементарным требованиям гражданской чести, во всяком случае публично не слишком опороченный; ему нужно знать, что этот срочный чиновник старается руководствоваться доступными ему соображениями государственной пользы и что против его возможных злоупотреблений имеются известные гарантии. За пределами этого республиканское правосознание не терпит никакого особливого значения у главы государства, и то, что происходит в монархическом правосознании, не находит себе у него ни сочувствия, ни даже отдаленного понимания.Дед Ивана Александровича Ильина, полковник, служил начальником Кремлевского дворца.

Вопрос 58.

В многотомном труде "Социокультурная динамика" Сорокин изложил концепцию трех исторических типов морально-правовых цивилизаций — идеациональной (умозрительной, или религиозной), чувственной (сугубо светской, атеистической) и идеалистической (промежуточное место между первыми двумя). История, в его представлении, имеет не прогрессирующий, а циклический характер попеременного господства каждого из трех типов ценностно-нормативных систем.Первый тип морально-правовых цивилизаций идеациональный - характеризуется тем, что ее высшие ценности восходят к сверхчувственному миру и его абсолютной доминанте - Богу. Пример идеациональных норм могут служить христианские заповеди: "Любите врагов ваших", "Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе...", "Ищите же прежде Царства Божия".Для идеациональной этики характерно пренебрежительное отношение к социальным ценностям, власти, материальным благам, богатству, телесным удовольствиям. Земная жизнь - нечто второстепенное и малозначимое. В браке она видит в первую очередь священный союз, а не условие и возможность земного, полнокровного человеческого счастья. Главная цель и высший смысл жизни неотрывны здесь от идеи служения Богу. К религиозно-этическим системам такого рода относятся индуизм, буддизм, даосизм, зороастризм, иудаизм и христианство.Идеациональное право, рассматривает свои законы как данные свыше. Юридические нормы считаются в нем заповедями Бога и являются абсолютными, требующими беспрекословного исполнения. В них запрещено вносить какие-либо изменения. Не случайно Ветхий Завет, например, требует: "Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того: соблюдайте заповеди Господа".В идеациональном праве послушание закону равнозначно послушанию Богу, а преступление перед людьми расценивается как грех перед Богом. Преступлениями, заслуживающими самых суровых наказаний, считаются проявления непочтительного отношения к Богу в виде святотатства, богохульства, ереси, нарушений религиозных обрядов и священных запретов. Система кар включает как чувственные, то есть телесно осязаемые, так и сверхчувственные наказания. Последние предполагают загробное воздаяние, а также отлучение от церкви, предание анафеме, проклятие. Эти кары направлены на то, чтобы преступник-грешник искупил свой грех перед Богом. Судьи являются одновременно и священнослужителями, а многие юридические процедуры оформляются как священные ритуалы. Идеациональному правосознанию запрещена критика судей и законов. Ему не дозволены сомнения в правомерности норм-заповедей. В его системе ценностей экономические интересы должны быть подчинены религиозным идеалам. Идеациональное право предписывает всем людям относиться друг к другу по-братски, поскольку все являются детьми единого Бога. В государствах идеациональной правовой цивилизации, легитимностью обладают лишь те правители, чья родословная восходит к богам, а также те, кто имеет прямую божественную санкцию на правление. Поэтому в таких государствах монархия является, одновременно и теократией. Таковы были государства архаической Греции и Рима, Индии и Тибета, империя инков и средневековые европейские государства.Второй тип морально-правовой цивилизации - чувственный (сенситивный), здесь систему ценностей венчают земные радости и чувственные удовольствия. Ее этика гедонистична и призывает: ешьте, пейте и веселитесь, наслаждайтесь песнями, танцами и любовью, ловите каждое мгновение земной жизни, ибо она коротка и завтра вас уже не будет. Главный смысл существования - стремиться к удовольствиям, наслаждениям и счастью.Чувственное право выступает в качестве инструмента подчинения и эксплуатации одних социальных групп другими. Цели его норм и законов сугубо утилитарны и заключаются в том, чтобы оберегать элиту, имеющую наибольший доступ к разнообразным жизненным удовольствиям, охранять ее собственность и благосостояние, а также поддерживать стабильный правопорядок в обществе, гарантирующий все эти прерогативы. Нормы чувственного права относительны, изменчивы и условны. Не содержащие в себе ничего высшего, вечного и святого, они полезны одним и вредны для других, защищают права одних социальных групп и ущемляют права и свободы других. Они игнорируют вопросы высшей нравственности, индифферентны по отношению к Богу, душе и бессмертию. В уголовных кодексах, создаваемых в условиях чувственно-правовой цивилизации, нет места для религиозных преступлений — ересей, отступничества, колдовства, святотатства. Цели уголовных наказаний состоят не в искуплении вины, а имеют вполне утилитарные мотивы — воздаяние за содеянное, перевоспитание преступника и безопасность общества. Личные и имущественные отношения в системе чувственного права регулируются соображениями целесообразности, полезности и взаимной выгоды. При этом религиозные мотивы и сверхчувственные ценности не имеют регулятивной силы, что позволяет правосознанию свободно обходиться без божественных санкций. Судьи здесь являются не жрецами, а светскими лицами. К правовой цивилизации чувственного типа принадлежат европейские государства Нового времени.Третья правовая цивилизация — идеалистическая. Она занимает промежуточное место между идеациональной и чувственной системами, играет переходную роль, являя собой своеобразный синтез норм и ценностей обеих систем. Она способна видеть высшую ценность в Боге и одновременно положительно относиться к тем чувственным ценностям, которые не противоречат и не препятствуют почтительному отношению к Абсолюту. Ее наиболее характерным проявлением может считаться протестантское морально-правовое сознание. В нем мирно соседствуют, поддерживая друг друга любовью к Богу, добродетельность, честность, трудолюбие, бережливость с умением "делать деньги" и готовностью пользоваться жизненными благами, приносимыми материальным достатком. Протестант, не без иронии замечает Сорокин, способен по воскресеньям верить в Бога и Вечность, а в будни — в фондовую биржу. Для него в воскресенье главная книга — Библия, но в будни его Библией становится гроссбух.Переходный характер, по мнению П. А. Сорокина, имело право в Советской России 1920—1930-х гг., когда нарушения, связанные с попранием идеациональных ценностей, в том числе религиозные преступления, были исключены из перечня уголовно наказуемых деяний. Перестали считаться преступлениями адюльтер, полигамия, содомия, внебрачные связи, непристойное поведение в общественных местах. Это был поворотный момент в продвижении к чувственному уголовному праву.

59. П.Новгородцев о плановых и нравственно христианских принципах создания национального государства.

Новгородце Павел Иванович (1866–1924) – правовед, философ, социолог.Учился в Московском университете на юридическом факультете. В 1888 г. после его окончания был оставлен для подготовки к профессорскому званию. В период с 1890 по 1899 г. находился в командировке в Берлине и Париже. В 1896 г. становится приват-доцентом, с 1903 г. экстраординатором и с 1904 г. – ординарным профессором Московского университета по кафедре энциклопедии права и истории права. В 1897 г. защитил магистерскую диссертацию «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба», в 1902 г. – докторскую диссертацию «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве». После увольнения по политическим мотивам из Московского университета занимал должность ректора Московскoro высшего коммерческого института (1906–1918 гг.). С 1904 г. – член совета «Союза Освобождения», с 1905 г. – член партии кадетов. В 1917 г. был избран в состав ее ЦК. За участие в «Выборгском воззвании» в 1906 г. был арестован. Не приняв Октябрьской революции, занимался активной антибольшевистской деятельностью. В 1920 г. эмигрировал в Берлин. С 1921 г. окончательно обосновался в Праге, где основал Русский юридический факультет в местном университете и возглавлял его до своей кончины Провозгласив необходимость поворота к философско-правовому идеализму, П. И. Новгородцев стал признанным главой школы «возрожденного естественного права» в России. Его непосредственными учениками были Н. Н. Алексеев, И. А. Ильин, В. А. Савальский, А. С. Ященко и др. Новгородцев – один из участников сборников «Проблемы идеализма» (1902) и «Из глубины» (1918), принципиально поддерживал концепцию «Вех» (1909).Православие, по мнению Новгородцева, сохранило дух первоначального христианства, верность апостольским и святоотеческим учениям. Такие принципы православной веры, как взаимная любовь всех во Христе и чувство всеобщей и всецелой взаимной ответственности, позволят создать национальное государство, объединяющее общество на началах подлинно правовых и нравственно-христианских.Невозможность достижения совершенного общественного строя в условиях существования на земле, на котором настаивали русские религиозные философы, получило разъяснение в работах Новгородцева. Он обосновывал свою точку зрения путем анализа отношений между личностью и обществом. «Гармония между личностью и обществом, – писал Новгородцев, – возможна только в умопостигаемой сфере свободы, где абсолютная, всеохватывающая солидарность сочетается с бесконечными индивидуальными различиями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...