В Соловьев: философское учение о единстве права и морали.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – философ, поэт, публицист.Сын историка и профессора Московского университета С. М. Соловьева. В 1873 г. закончил Московский университет, а затем в течение года учился в Московской духовной академии.Философское учение В. Сольвьева о единстве права и морали заключается в том, что право есть «юридически оформленная мораль»: в нормах права выражаются хотя и не все, но наиболее социально значимые моральные нормы. Как утверждает Вл. Соловьев, право есть «низший предел» или «минимум нравственности». Эта характеристика содержится в одной из важнейших работ Соловьева – в «Оправдании добра». Соловьев при этом подчеркивает, что между нравственным и юридическим законом нет противоречия: второй предполагается первым, – хотя юридический закон и не требует высшего нравственного совершенства, но он и не отрицает его.Соловьев следующим образом определял право в его отношении к нравственности: «Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла». Право, в трактовке Соловьева, это не просто выражение справедливости, а выражение принудительной справедливости. Степень и способы реализации добра с помощью права зависят от состояния нравственного сознания общества и от других исторических условий.Предполагается, что между нормами права и нормами морали не должно быть противоречий, но моральное пространство шире правового: далеко не все, что осуждается общественным мнением как аморальный поступок, является деянием, нарушающим правовые нормы и наказуемым соответствующими юридическими санкциями. Этические требования к человеку значительно выше, чем юридические. Мораль ориентирована на нравственные идеалы, а право — лишь на некоторый уровень их осуществления. Мораль осуждает любые формы непорядочности, нечестности, клеветы. Право пресекает только наиболее злостные, социально опасные их проявления. «Авторитет нравственных законов бесконечно выше». Говоря о внутренней связи между правом и нравственностью, Соловьев утверждал, что в понятиях правды и закона в равной мере воплощается единство юридического и этического начала.И Соловьев полагает, что право в идеале должно подчиниться нравственности, сущность права и состоит в выражении нравственности.
В. Соловьев: философское учение о единстве права и морали.
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — крупнейший русский философ XIX в. Родился в семье выдающегося историка С. М. Соловьева. Со стороны матери его предком был украинский философ Г. С. Сковорода. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1874 г. защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. (Против позитивистов)», а в 1879 г. докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». За призыв к Александру III помиловать террористов, совершивших покушение на царя, был отстранен от чтения лекций. Основные сочинения: «Оправдание добра», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Три разговора».Вл. Соловьев в своей философско-правовой концепции не столько разграничивал естественное и положительное право, сколько настаивал на идее их нераздельности, на их связи с религиозно-нравственными первоосновами социокультурного бытия. Философ утверждал, что люди способны развивать свои духовные качества только в условиях цивилизованной государственности, то есть там, где имеются принудительные законы позитивного права, ограничивающие злую волю людей и не позволяющие ей разрушать общественные и культурные устои. Без системы таких законов невозможно нравственное развитие граждан. Право обязано обеспечить человеку необходимую свободу избирательных предпочтений. Не вмешиваясь, не оказывая давление и тем более не склоняя к безнравственности, право обязано гарантировать определенное пространство свободы, позволяющее человеку маневрировать в нем без ущерба для кого бы то ни было. То есть право создает внешние, весьма относительные условия для возвышения духовных начал. Гарантируя твердый социальный порядок, оно выступает как нижняя ступень нравственности.
Вопрос № 54.
Богдан (Фёдор) Александрович Кистяковский (4 (16) ноября 1868, Киев — 16 апреля 1920, Екатеринодар) — правовед, философ и социолог неокантианской ориентации.Неотъемлемой частью теории прав человека Б Кистяковского является концепция правового государства, согласно которой государство является правовым организацией, обладает всей полнотой собственной, самостоятельной и не одолженной ни в от кого власти Все цивилизованные человечества живут в государственных сообществах, где человек и государство - это два понятия, взаимно дополняются, в результате чего цивилизованный человек даже не мыслится без государства Отрицательно относясь к представлениям о государстве как безжалостного деспота, который давит и губит людей, организацию экономически сильных и богатых для эксплуатации экономически слабых и небогатых, Б Кистякивс ький считал настоящим задачей государства и его истинной целью осуществления солидарных интересов людей Государство, способствуя росту солидарности между людьми, возвышает человека, делает его благородным, дает возм ивости развивать лучшие стороны человеческой природы, осуществлять идеальные цели, то, что нужно, дорогое и ценное всем людям Именно в этом, с его точки зрения, роль и назначение государства, ее действительная су тнисть и идеальная природа Понятно, что в жизни государства были периоды, когда казалось, что ее деятельность направлена??не лучшим отношением к своим гражданам Однако государство никогда не могла продолжать свое существование только насилием и угнетением Наступала эпоха реформ, и государство снова выходила на широкую дорогу осуществления своих настоящих задач и истинных целоених цілей.Высшей формой государственного быта, которую выработало человечество, есть правовое государство, основным принципом которой является ограничение власти и неприкосновенности личности В правовом государстве ограничение власти достигается признанием за о лицом неотъемлемых, незыблемых и неприкосновенных прав, составляющих определенную сферу самоопределения и самопроявления личности, в которые государство не имеет права вмешиваться Эти права человеческой личности не создаются дер жавой, наоборот, они по своей сути привнесенные самим лицом Среди этих прав ученый выделял свободу совести, свободу слова (устного и печатного), свободу общения, свободу передвижения и др. Все права лица составляют содержание политических свобод, без которых не может обойтись ни одно государство, а тем более цивилизованное общество Регламентуючись законом, они предлагают не только ограниченность, но и пидзвитнис во государственной власти, строгий контроль, определенную свободу критики всей ее деятельностиності.Б Кистяковский, анализируя сущность правового государства, требовал различать требование суверенитета или верховенства народа и \"самодержавия народа\", четкого уяснения содержания этих категорий, поскольку последней нне часто представляется как полная неограниченность власти верховной народа, что равнозначно автократии, или самовластие народа, предостерегая, что деспотизм народа может быть страшнее деспотизм отдельной личности Идеи неограниченности народовластия он противопоставлял принцип народности, суверенитета, согласно которому государственная власть в правовом государстве связана с народом, который участвует в организации государственной власти и создании государственных учреждений, главным из которых является народное представительство как соучастник государственной власти через выборы на основе всеобщего и равного избирательного права Только при поддержке и участии р оду, опоре на него государственная власть в правовом государстве остается властью, сохраняет свое собственное и самостоятельное значение, создает определенное единство себя и народоду.Единство государства с народом всегда является целью и основным стремлением любой народной власти, правового государства Даже разворачиваясь на фоне классовой борьбы, принцип единства государственной власти с народом и является единства государственной цели, что из нее вытекает, не может быть свергнут этой борьбой, поскольку через народное представительство социально угнетенные элементы всегда имеют возможность влиять на государственную жизнь я Вследствие этого отчуждения от государства даже наиболее угнетенных и лучших по своим требованиям элементов в правовом государстве не такое большое, как отчуждение всего народа от правительства в абсолютно монархе чний и полицейскому государству, что теряет всякую личность и общественную инициативу, самодеятельность формально-казуистических регламентациями, опекунством государственной власти над потребностями и интересами своих общинаян. Благодаря народному представительству правам человека и гражданина гарантируется самостоятельность как отдельных лиц, так и общественных групп, а вся организация правового государства имеет сугубо общественный характер, правильно ьне и нормальное выполнение государственных функций в нем зависит от самодеятельности общества и народных масс Без активного отношения к правовому государству и государственных интересов, вытекающих из недр народу, правовое государство невозможно В правовом государстве ответственность за нормальное функционирование правового порядка и государственных учреждений возложена на народ, благодаря чему они и имеют место, а сама правовая государство выступает действительной, организованной, т.е. упорядоченной государством. Учитывая изложенное, Б Кистяковский призвал к повышению уровня правосознания среди народа, усиление чувства ответственности, уважения к закону, своих и чужих прав, усиление общественного и национального солидарности, признание важности общегосударственных и общечеловеческих интересов, что особенно актуально для нашего время. Связывая становления правового государства с классовой борьбой, возможностью бедных классов участвовать в государственной жизни, влиять на него, Б Кистяковский время отмечал, что наличие в современном с обществе, правовом государстве господствующих и подчиненных (Даже угнетенных) социальных элементов не позволяет достичь полного единства государственной власти с народом Такое единство (как цельная социальная организация) возможна в государстве будущего, в народной или социалистическом государстве Социалистическое государство он рассматривал как идеал, а не факты действительности. Главной задачей социалистического государства Б Кистяковский видел замену анархии общества капиталистического производства организованным производством, отмечая, что большинство заведений социалистической д государства будут созданы по аналогии с учреждениями правового государства, а организованность и устранение анархии в общественном хозяйстве будут достигнуты такими же средствами, которыми достигается организация и построение заведений в правовом, экономическом и политическом жизни в правовых государствах К ним он относил последовательное развитие и расширение субъективного публичного права, участия народа в законод австви и управлении страной, где к категории субъективного публичного права присоединяется общее право на достоинство человеческого существования, развитие собственных государственных учреждений в сторону дальнейшей демократизма ции с параллельным созданием новых учреждений, которые бы регулировали и организовывали быт социалистического государства Социалистический идеал готовится правовым государством и над его осуществлением нужно много и упорно работать как теоретически, так и практически в рамках правового государства при господстве полной свободы и демократических заведенииадів.
Воспользуйтесь поиском по сайту: