Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности общественных организаций (ОО) и его особенности.




Основа прокурорского надзора – надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в деятельности общественных организаций.

Методами выявления нарушений законности в общественных организациях являются:

1. просмотр всех актов, издаваемых в общественной организации и направляемых в прокуратуру для соответствия их закону;

2. участие в работе общественной организации: прокурор может присутствовать при рассмотрении коллегиальным органом ОО правовых вопросов, в том числе и вопросов о нарушении законодательства в данной общественной организации;

3. проведение личных проверок деятельности общественных организаций на основании сообщений или других данных о нарушениях законности в данной общественной организации.

Особенность прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности общественных организаций заключается в том, что, осуществляя надзор, прокурор не имеет права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность общественной организации. Он лишь требует, чтобы данная ОО, её должностные лица в пределах своих полномочий устранили нарушения закона и приняли меры воздействия на правонарушителей.

 

Содержание прокурорского надзора по обеспечению законности задержания и заключения под стражу подозреваемого. Методы выявления прокурором нарушений закона.

Основными задачами прокурорского надзора в данной области являются:

1. обеспечение законности задержания граждан по подозрению в совершении преступления;

2. соблюдение сроков задержания и заключения под стражу.

УПК ст. 107 Задержание – фактическое задержание лица, доставление его в орган уголовного преследования и кратковременное содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.

Задержание может быть применено только:

1. к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или ареста;

2. к обвиняемому для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий примененной к нему меры пресечения;

3. к осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Задержание производится на основе:

1. непосредственно возникшего подозрения в совершении преступления;

2. постановления органа уголовного преследования;

3. постановления (определения) суда о задержании осужденного до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

При проверке законности задержания, прокурор должен выявить, были ли основания к задержанию:

· если лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

· если очевидцы происшествия, в том числе и лицо, пострадавшее от преступления, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

· если на этом лице, при нем, на его одежде или других используемых им вещах, в его жилище, иных используемых им помещениях, обнаружены явные следы, указывающие на его причастность к совершению преступления;

· если лицо пыталось скрыться с места преступления или от органа уголовного преследования, или не имеет постоянного места жительства, или проживает в другой местности, или не установлена его личность.

Вопрос о возбуждении уголовного дела решается в течение 12 часов.

Задержание не может длиться более 72 часов; а задержание лиц, подозреваемых в совершении особо тяжких преступлений – не более 10 суток. После истечения этих сроков, задержанный должен быть освобождён либо к нему должна быть применена мера пресечения.

УПК ст.110: немедленно после доставления задержанного в орган уголовного преследования должностным лицом, осуществившим фактическое задержание, составляется протокол, в котором указываются основания, место и время фактического задержания (с указанием часа и минут), результаты личного обыска, а также время составления протокола. Протокол объявляется задерживаемому и при этом разъясняются его права, в том числе право пригласить защитника и давать показания в его присутствии, что отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

В течение 3-х часов с момента доставления выносится ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ЗАДЕРЖАНИИ;

В течение 24 часов орган дознания, следователь обязан сообщить прокурору о задержании (исчисляется с момента вынесения постановления о задержании).

УПК ст.115: о задержании лица и месте нахождения задержанного орган, ведущий уголовный процесс и осуществивший задержание, обязан в течение 12 часов с момента фактического задержания уведомить кого-либо из совершеннолетних членов его семьи или близких родственников либо предоставить возможность такого уведомления самому задержанному.

УПК ст.143: жалобы на задержание подаются в орган, ведущий уголовный процесс. Орган, ведущий уголовный процесс, обязан в течение 24 часов с момента получения жалобы направить ее в суд с приложением материалов, подтверждающих законность

 

Также прокурор должен следить за тем, чтобы соблюдались права, законные интересов заключенных под стражу, подвергнутых мерам принудительного характера и выполнения ими своих обязанностей и решительно пресекались факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к заключенным под стражу, необоснованного применения к ним мер взыскания.

Методы (согласно приказу Генерального прокурора от 16.10.2002 № 26" Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера"):

Ø Прокуроры областей, г. Минска Белорусский военный прокурор в целях обеспечения законности и обоснованности содержания граждан в местах предварительного заключения и соблюдения установленных законом сроков содержания их под стражей не реже одного раза в месяц должны осуществлять проверки следственных изоляторов и гарнизонных гауптвахт (в отношении заключенных под стражу). Принимать меры к немедленному освобождению незаконно содержащихся в них лиц и привлечению виновных в нарушениях законности должностных лиц к установленной законом ответственности.

Ø Прокурорам областей, г. Минска, Белорусскому военному прокурору, прокурорам по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях последовательно проводить мероприятия по профилактике преступных проявлений в следственных изоляторах гарнизонных гауптвахтах. Каждый случай совершения заключенными под стражу или осужденными умышленных преступлений рассматривать как чрезвычайное происшествие, добиваться привлечения к установленной законом ответственности должностных лиц, по вине которых они стали возможными.

Ø Приказом № 33 прокурорам предписано: меру пресечения в виде заключения под стражу применять в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и лишь тогда, когда по характеру и обстоятельствам преступления такая мера пресечения действительно необходима., а также принципиально и своевременно реагировать на незаконные и необоснованные постановления судей об освобождении задержанного, отмене меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и освобождении лица из-под стражи, домашнего ареста, а также об отмене постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования.

 

48. Прокурорский надзор за соблюдением законности на транспорте. Правовое положение транспортных прокуратур.

Транспортные прокуратуры. Транспортная прокуратура как одно из структурных звеньев прокуратуры СССР была учреж­дена одновременно с созданием территориальных прокуратур. Однако Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1960 г. «Об упразднении транспортных прокуратур» они были ликвидированы.

Состояние законности на транспорте, увеличение аварийнос­ти, рост числа хищений перевозимых грузов, в особенности грузов импортных и экспортных, вызвали необходимость созда­ния транспортных прокуратур. Такие прокуратуры были обра­зованы приказом Генерального прокурора СССР 1977 г. «Об организации работы транспортных проку­ратур». Эти прокуратуры были подчинены непосредственно прокурорам союзных республик, хотя и имели правовой статус районных прокуратур.

Транспортные прокуратуры входят в единую централизованную структуру органов прокуратуры и подчиняются Генеральному прокурору РБ.

Белорусская транспортная прокуратура действует на правах областной прокуратуры. Ей подчиняются 8 межрайонных транспортных прокуратур (к крупных транспортных узлах):

Ø Минская;

Ø Могилёвская;

Ø Гродненская;

Ø Оршанская;

Ø Витебская;

Ø Брестская;

Ø Гомельская;

Ø Барановичская.

Прокурорский надзор содержит 3 стадии:

1. Выявление нарушений, их причин и условий;

2. Реагирование прокурора;

3. Принятие мер предупреждения правонарушений.

На транспортные прокуратуры возложен комплекс обязан­ностей: расследование преступлений, совершенных на желез­нодорожном, водном и воздушном транспорте; надзор за испол­нением законов в деятельности органов дознания и предвари­тельного следствия; надзор за исполнением законов в админис­тративной деятельности органов транспортной милиции; осу­ществление общего надзора; надзор в суде по уголовным и гражданским делам.

Существует приказ от 27.08.2002 № 24 "Об особенностях организации работы военных и транспортных прокуратур", согласно которому на транспортных прокуроров возложен надзор за исполнением законодательства всеми предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами

Белорусской железной дороги,

Государственного комитета по авиации,

Минского метрополитена,

речного и морского торгового флота,

транспортного строительства,

промышленного железнодорожного транспорта,

предприятий и организаций различных форм собственности, созданных при транспортных предприятиях государственной формы собственности (таможен, ж\д станций, вокзалов, аэропортов).

Надзор за исполнением законов на железнодорожных подъездных путях предприятий осуществлять территориальным прокурорам.

Транспортным прокурорам, их заместителям с участием следователей, судебно-медицинских экспертов, специалистов железнодорожного, водного, воздушного транспорта незамедлительно выезжать на места катастроф, крушений и аварий, гибели людей и других происшествий, повлекших тяжкие последствия.

При значительной удаленности транспортной прокуратуры от места происшествия выезд для его осмотра и производство неотложных следственных действий обеспечивать территориальному прокурору, который обязан уведомить о происшествии соответствующего транспортного прокурора для осуществления дальнейшего расследования. По ходатайствам транспортных прокуроров обвинение по делам о преступлениях, не относящихся к тяжким или особо тяжким, может поддерживать и территориальный прокурор, если выезды работников транспортных прокуратур для участия в судебном разбирательстве затруднены из-за значительной удаленности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...