Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ф-ции прокуратуры в др НПА




Функции прокуратуры, ее задачи по отраслям прокурорского надзора более детально регламентировались в других законодательных актах. В зависимости от актуальности тех или иных вопросов органы прокуратуры в разные периоды развития государства уделяли большее или меньшее внимание отдельным участкам общего надзора. Кроме того, во все времена наиболее актуальными задачами прокуратуры являлись координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Можно с уверенностью констатировать, что на всех этапах деятельности прокуратуры одной из ее задач являлась охрана прав и интересов граждан. Конечно, во-первых, эта функция долгое время была производной от охраны государственных интересов, а во-вторых, осуществлялась и осуществляется в рамках прав, гарантированных Конституцией и очерченных конкретными законами. Тем не менее, деятельность органов, наделенных правом наибольшего ограничения прав граждан, постоянно являлась предметом самого пристального надзора со стороны прокуратуры.

Например, Уголовно-процессуальным кодексом БССР (далее - УПК) 1928 года на прокуроров был возложен надзор за законностью деятельности органов дознания и предварительного расследования практически на всех этапах производства по уголовным делам. Так, в ст. 107 названного Кодекса указывалось, что "За производством дознания наблюдает прокурор. Прокурор имеет право знакомиться со всеми материалами дознания в любой момент и по любому делу, давать указания органам дознания и предлагать им совершать те или другие действия. Указания, сделанные прокурором, обязательны для органа дознания". Статьей 118 этого же Кодекса в такой же степени установливался надзор прокурора за производством предварительного следствия. Весьма демократично решался вопрос о надзоре за законностью заключения под стражу или применении других мер пресечения. В частности, ст. 6 Кодекса указывала, что "Каждый судья или прокурор, обнаруживший в пределах района его деятельности лишения кого-либо свободы без законного постановления уполномоченных на то органов или свыше срока, установленного законом или назначенного судебным приговором, обязан немедленно освободить неправильно лишенного свободы". Применение меры пресечения в виде заключения под стражу (в соответствии с УПК - "в виде лишения свободы") прокурором не санкционировалась, но об ее избрании следователем сообщалось прокурору, который в соответствии со ст. 148 УПК мог "предложить следователю отменить принятую меру пресечения или заменить ее другой". При этом предложение прокурора об изменении меры пресечения на более легкую было обязательно для следователя, но он мог "опротестовать его, по выполнении, перед судом".

Особо оговаривалось, что "следователь не имеет права домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и других подобных мер" (ст. 136 УПК).

Участники процесса наделялись правом на обжалование действий следователя "нарушающих или стесняющих их права". Прокурор был обязан рассмотреть такую жалобу в течение 3 суток после ее получения. Вынесенное прокурором по жалобе постановление объявлялось жалобщику и подлежало немедленному приведению в исполнение.

Анализ норм первого УПК дает основания полагать, что в нем были заложены серьезные гарантии по защите прав лиц, вовлекаемых в сферу уголовного процесса. Можно с уверенностью констатировать, что допущенные впоследствии массовые нарушения законности были обусловлены не столько недостатками законодательства, сколько его извращением и дальнейшими внесениями "чрезвычайных" изменений. К ним относятся печально известные постановление Президиума ЦИК СССР "О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов" от 1 декабря 1934 г. и постановления ЦИК СССР "О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик" от 1 декабря 1934 г. и 14 сентября 1937 г., которыми устанавливался исключительный порядок расследования и судебного рассмотрения дел отдельных категорий.

Последующее уголовно-процессуальное законодательство нашего государства еще более усиливало роль прокурорского надзора в соблюдении законности в расследовании уголовных дел. Положением о прокурорском надзоре в СССР от 1955 года в обязанность прокуроров вменено "строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному или необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах". Они же обязаны "следить за неуклонным соблюдением органами дознания и предварительного следствия установленного законом порядка расследования преступлений".

 

В Уголовно-процессуальном кодексе БССР 1960 года содержалась целая глава (гл. 20), регламентирующая права и обязанности прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. В соответствии со ст. 18 этого Кодекса "прокурор обязан на всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили". Для выполнения этой задачи прокурор был наделен широкими полномочиями. Он был вправе требовать от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание, давать письменные указания о расследовании преступлений и так далее. Прокурор санкционировал применение меры пресечения в виде заключения под стражу, производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности - то есть действия, наиболее серьезно ограничивающие права граждан. Жестко регламентировался контроль прокурора за задержанием граждан, подозреваемых в совершении преступлений. В соответствии со ст. 119 УПК 1960 года, о всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан был в течение двадцати четырех часов сделать письменное сообщение прокурору. В течение сорока восьми часов с момента получения извещения о задержании прокурор был обязан дать санкцию на заключение под стражу или освободить задержанного. Прокурор был обязан в течение трех суток рассматривать жалобы на действия органа дознания и следователя. Только прокурором продлевался срок содержания обвиняемых под стражей.

Всем этим вопросам прокуратура уделяла неослабное внимание.

Например, приказом прокурора Белорусской ССР от 16 октября 1978 г. № 138-к констатировалось, что произведенными проверками установлены факты помещения лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в приемники-распределители якобы за попрошайничество, вместо задержания в соответствии со ст. 119 УПК или избрания им меры пресечения в виде содержания под стражей. Прокурорами областей и г. Минска надзор за законностью содержания в приемниках-распределителях и изоляторах временного содержания осуществлялся не систематически, нарушения законности в ряде случаев не вскрывались, и должные меры реагирования не применялись. Указано, что прокуроры, с санкции которых незаконно содержались в приемниках-распределителях и изоляторах временного содержания граждане, совместно с гор(рай)органами внутренних дел грубо нарушали гарантированные Конституцией СССР и БССР права и охраняемые законом интересы граждан. Предложено принять исчерпывающие меры к восстановлению гарантированных прав и охраняемых законом интересов граждан и наказанию виновных, допустивших нарушение закона.

Представляется уместным привести выдержки из приказа Генерального прокурора Республики Беларусь "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия" от 18 июля 1994 г. № 35. Согласно п. 5 названного приказа, прокурорам городов, районов и приравненным к ним прокурорам надлежало не реже одного раза в месяц, а при необходимости ежедекадно проверять законность и обоснованность задержания граждан и содержания их в ИВС. Пунктом 8 этого же приказа предписывалось при разрешении жалоб и заявлений граждан о нарушении законности в стадии дознания и следствия в полном объеме изучать материалы уголовных дел, уделяя особое внимание проверке доводов заявителей. В случае установления подлога или фальсификации процессуальных документов, применения недозволенных методов расследования, превышения власти и других грубых нарушений законности - немедленно возбуждать уголовные дела и привлекать виновных к ответственности.

Безусловным является тот факт, что деятельность прокуратуры по защите прав граждан не ограничивалась только рамками уголовного процесса. Многие направления общего надзора всегда были связаны с пресечением нарушений прав граждан. Например, приказом Генерального прокурора Республики Беларусь "Об организации общего надзора и усилении его роли в обеспечении законности" от 26 мая 1994 г. № 7/1 одним из приоритетных направлений выделен надзор за соблюдением законодательства об охране прав и законных интересов граждан в социальной сфере. Согласно п. 1.10 названного приказа в случаях, когда заявители лишены возможности самостоятельно отстоять свои нарушенные права в судебном порядке, прокурорам надлежит обеспечивать защиту интересов этих граждан в судах от имени прокурора.

Законом Республики Беларусь "О прокуратуре Республики Беларусь" 2007 года г. с последующими изменениями, наметившаяся переориентация деятельности прокуратуры на защиту в первую очередь прав граждан была закреплена законодательно. Согласно ст. 1 Закона деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений. Для сравнения можно привести статью Закона СССР "О прокуратуре СССР" 1979 года, в которой задачей деятельности прокуратуры в первую очередь является охрана от всяких посягательств "закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его политической и экономической систем" и только затем охрана "социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами".

СМ ТАКЖЕ ВОПРОС № 11

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...