Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто сочиняет балет?. Писатель. Либреттист.. Композитор




Кто сочиняет балет?

(Писатель, либреттист, композитор, балетмейстер)

Всем хорошо известно, что автором музыки являет­ся композитор, картину пишет художник, сказку, рас­сказ — писатель. А как же быть с балетным спектаклем, который соединяет в себе хореографию, музыку, лите­ратуру, живопись, мастерство актера?

За каждым из этих искусств стоят реальные люди различных профессий. Кто же из них главный? Кого считать автором балетного спектакля? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с теми, кто уча­ствует в создании балета с самого начала.

Писатель.

Приготовьтесь к неожиданному и не удивляйтесь. Прежде всего мы познакомим вас с писателем. Пусть он будет сказочником, хорошо? Предположим, живет заме­чательный человек, который любит театр, музыку, но главное его занятие — это сочинение сказок для взрос­лых и детей. Он умеет видеть невероятное и волшебное в самых простых и, казалось бы, ничем не примечательных событиях и предметах. Чтобы встретиться с чуде­сами, героями его удивительных сказок, не нужно от­правляться за тридевять земель, в тридесятое царство. Открываете книгу, написанную писателем, и чудеса происходят в вашем доме.

 

Читая книгу, вы можете попасть в прекрасную стра­ну, где среди леденцовых полей текут апельсиновые ручьи и лимонадные реки, где высятся дома и замки из сахара и шоколада, где оживают куклы, а люди, наобо­рот, могут превратиться в зверей и птиц.

Но не всегда писатель пишет свои замечательные истории специально для балета. Для того чтобы сказка ожила в балете, мало просто ее написать. Потребуется умение и труд многих людей.

 

Либреттист.

Первым среди них является человек, чья профессия вряд ли всем известна, — это либреттист. Чем же он занимается? А вот слушайте.

Либреттист должен написать литературный план бу­дущего спектакля — либретто.

В переводе с итальянского «либретто» значит «кни­жечка», «краткое содержание». Такая работа, как ко­ротко пересказать сказку, на первый взгляд, может по­казаться простой и незатейливой. Но не торопитесь с выводами, давайте вместе поразмышляем.

Представьте — перед вами книга. Она может расска­зать обо всем на свете. Здесь и описание мест, где про­исходят события, й интересные подробности, с ними связанные, и герои, и многое-многое другое. Книгу мож­но читать и день, и два, а можно и целую неделю, сло­вом, как захочется. В театре же — совсем иное дело! Спектакль длится два-три часа. Разве тут успеешь сыг­рать все содержание книги от первой до последней стра­ницы? Такое представление длилось бы долгие часы. Но дело даже не во времени, а в том, что далеко не все проис­ходящее в книге, можно и нужно показывать в театре.

Кому, скажите, пожалуйста, будет интересно смот­реть, как в балете одна из героинь сказки готовит еду, пусть даже не простую, а королевскую? Никому, верно? Вот тут-то и необходим либреттист.

Зная особенности балетного спектакля, он должен приспособить сказку к театральному представлению. Поэтому из всего произведения либреттист выбирает только самые важные и необходимые для хореографи­ческого действия события. У него есть право вносить изменения в сказку: перенести место действия, сокра­тить число персонажей или, если есть необходимость, придумать новых. Но делает он это очень осторожно, чтобы в либретто спектакля не потерялся смысл и оча­рование сказки писателя.

Таким образом, у литературного произведения, ко­торое стало основой для хореографического спектакля, появился еще один автор — либреттист.

Краткое содержание балета обычно печатается в программке к спектаклю: перечисляются все действую­щие лица, сцены картин и акты будущего представле­ния, а также фамилии авторов, принимавших участие в создании балета, и, разумеется, актеров.

Композитор

Либретто готово. Теперь наступил момент, когда к работе над спектаклем приступает композитор. Когда композитор пишет музыку балета, то он тоже создает сказку, только не обыкновенную, а музыкальную. Ее вместо слов расскажут нам звуки. Голосами скрипок, флейт, виолончели, фортепиано композитор может рас­сказать и о приключениях главных героев, и о борьбе добра и зла. И в зависимости от того, что происходит в сказке, будет сочиняться и музыка. Веселое событие — веселый мотив, грустное —значит, и музыка грустная. Но у музыки балетного спектакля есть одна особен­ность — она обязательно должна быть танцевальной. Балетмейстер (хореограф).

Итак, вы знаете уже двух создателей балетного спек­такля — либреттиста и композитора. Пришло время появиться в нашем рассказе еще одному, очень важно­му в балетном театре лицу — балетмейстеру.

 

 А почему важному? Да потому, что именно балетмейстер стано­вится тем волшебником, который делает сказку, напи­санную либреттистом и композитором, видимой. Собы­тия и герои, запечатленные в либретто и воплощенные в музыке, с его помощью оживают на сцене. А чтобы без труда можно было распознать сказочных героев и не перепутать их во время спектакля, каждому из действу­ющих лиц балетмейстер дает свой «язык». Но состоит он не из слов, а из движений (pas), положенных на му­зыку и согласованных с ней. Хореограф-балетмейстер придумывает, откуда и как будут появляться на сцене сказочные герои, кто и что будет танцевать. Он приду­мает для своих героев грациозные и нежные танцы, стремительные вращения и невесомые прыжки, причуд­ливые позы и красивые, мгновенные остановки на паль­цах. Он своим трудом, талантом, фантазией помогает родиться чудесному спектаклю — БАЛЕТУ!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...