Кто сочиняет балет?. Писатель. Либреттист.. Композитор
Кто сочиняет балет? (Писатель, либреттист, композитор, балетмейстер) Всем хорошо известно, что автором музыки является композитор, картину пишет художник, сказку, рассказ — писатель. А как же быть с балетным спектаклем, который соединяет в себе хореографию, музыку, литературу, живопись, мастерство актера? За каждым из этих искусств стоят реальные люди различных профессий. Кто же из них главный? Кого считать автором балетного спектакля? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с теми, кто участвует в создании балета с самого начала. Писатель. Приготовьтесь к неожиданному и не удивляйтесь. Прежде всего мы познакомим вас с писателем. Пусть он будет сказочником, хорошо? Предположим, живет замечательный человек, который любит театр, музыку, но главное его занятие — это сочинение сказок для взрослых и детей. Он умеет видеть невероятное и волшебное в самых простых и, казалось бы, ничем не примечательных событиях и предметах. Чтобы встретиться с чудесами, героями его удивительных сказок, не нужно отправляться за тридевять земель, в тридесятое царство. Открываете книгу, написанную писателем, и чудеса происходят в вашем доме.
Читая книгу, вы можете попасть в прекрасную страну, где среди леденцовых полей текут апельсиновые ручьи и лимонадные реки, где высятся дома и замки из сахара и шоколада, где оживают куклы, а люди, наоборот, могут превратиться в зверей и птиц. Но не всегда писатель пишет свои замечательные истории специально для балета. Для того чтобы сказка ожила в балете, мало просто ее написать. Потребуется умение и труд многих людей.
Либреттист.
Первым среди них является человек, чья профессия вряд ли всем известна, — это либреттист. Чем же он занимается? А вот слушайте.
Либреттист должен написать литературный план будущего спектакля — либретто. В переводе с итальянского «либретто» значит «книжечка», «краткое содержание». Такая работа, как коротко пересказать сказку, на первый взгляд, может показаться простой и незатейливой. Но не торопитесь с выводами, давайте вместе поразмышляем. Представьте — перед вами книга. Она может рассказать обо всем на свете. Здесь и описание мест, где происходят события, й интересные подробности, с ними связанные, и герои, и многое-многое другое. Книгу можно читать и день, и два, а можно и целую неделю, словом, как захочется. В театре же — совсем иное дело! Спектакль длится два-три часа. Разве тут успеешь сыграть все содержание книги от первой до последней страницы? Такое представление длилось бы долгие часы. Но дело даже не во времени, а в том, что далеко не все происходящее в книге, можно и нужно показывать в театре. Кому, скажите, пожалуйста, будет интересно смотреть, как в балете одна из героинь сказки готовит еду, пусть даже не простую, а королевскую? Никому, верно? Вот тут-то и необходим либреттист. Зная особенности балетного спектакля, он должен приспособить сказку к театральному представлению. Поэтому из всего произведения либреттист выбирает только самые важные и необходимые для хореографического действия события. У него есть право вносить изменения в сказку: перенести место действия, сократить число персонажей или, если есть необходимость, придумать новых. Но делает он это очень осторожно, чтобы в либретто спектакля не потерялся смысл и очарование сказки писателя. Таким образом, у литературного произведения, которое стало основой для хореографического спектакля, появился еще один автор — либреттист. Краткое содержание балета обычно печатается в программке к спектаклю: перечисляются все действующие лица, сцены картин и акты будущего представления, а также фамилии авторов, принимавших участие в создании балета, и, разумеется, актеров.
Композитор
Либретто готово. Теперь наступил момент, когда к работе над спектаклем приступает композитор. Когда композитор пишет музыку балета, то он тоже создает сказку, только не обыкновенную, а музыкальную. Ее вместо слов расскажут нам звуки. Голосами скрипок, флейт, виолончели, фортепиано композитор может рассказать и о приключениях главных героев, и о борьбе добра и зла. И в зависимости от того, что происходит в сказке, будет сочиняться и музыка. Веселое событие — веселый мотив, грустное —значит, и музыка грустная. Но у музыки балетного спектакля есть одна особенность — она обязательно должна быть танцевальной. Балетмейстер (хореограф). Итак, вы знаете уже двух создателей балетного спектакля — либреттиста и композитора. Пришло время появиться в нашем рассказе еще одному, очень важному в балетном театре лицу — балетмейстеру.
А почему важному? Да потому, что именно балетмейстер становится тем волшебником, который делает сказку, написанную либреттистом и композитором, видимой. События и герои, запечатленные в либретто и воплощенные в музыке, с его помощью оживают на сцене. А чтобы без труда можно было распознать сказочных героев и не перепутать их во время спектакля, каждому из действующих лиц балетмейстер дает свой «язык». Но состоит он не из слов, а из движений (pas), положенных на музыку и согласованных с ней. Хореограф-балетмейстер придумывает, откуда и как будут появляться на сцене сказочные герои, кто и что будет танцевать. Он придумает для своих героев грациозные и нежные танцы, стремительные вращения и невесомые прыжки, причудливые позы и красивые, мгновенные остановки на пальцах. Он своим трудом, талантом, фантазией помогает родиться чудесному спектаклю — БАЛЕТУ!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|