Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Волшебные фонари и чудеса на сцене




Волшебные фонари и чудеса на сцене

Что еще может быть интересным для вас на сцене? Ну, конечно же, свет! Итак, театральный свет — совер­шенно особое искусство, требующее больших знаний и мастерства. Человек, управляющий сценическим осве­щением в театре, называется очень красиво — худож­ник по свету. Только для создания картины у него вме­сто холста и красок — лампочки и прожекторы. Если вы на сцене внимательно посмотрите вверх и по сторонам, то всюду, даже за кулисами, увидите десятки больших мощных светильников. Когда они не горят, то кажутся все абсолютно одинаковыми. Но... стоит нажать специ­альную кнопку, и лампы вспыхнут яркими цветами — синим, красным, желтым.

Свет на сцене необходим не только для того, чтобы зрители видели декорации, артистов. С его помощью можно создать иллюзию рассвета, яркого солнечного дня, заката, морского дна. Умело направленные лучи разных цветов делают расписные декорации по-настоя­щему объемными и красочными.

Когда художник создает оформление спектакля, костюмы, он обязательно вместе с художником по све­ту придумывает, какое освещение и в какие моменты должно быть на площадке.

Благодаря световому оформлению зажгутся на сце­не окошки домов, заиграют волшебными переливами одежды сказочных персонажей, пойдет снег. Сегодня все эти театральные чудеса возможны, потому что есть обычная электрическая лампочка.

Но так было не всегда. Раньше, еще до изобретения электрической лампочки, в театре пользовались свеча­ми. Свечи освещали зрительный зал. Они же ставились и по" самому краю-сцены. Потом свечи заменили масля­ные лампы. Но и от них, как и от свечей, было немного толку. Декорации и артисты были освещены тускло, а сам способ освещения был чрезвычайно опасен. Малей­шая оплошность — и возникал пожар.

Сейчас в театре все декорации, и костюмы, пропиты­ваются специальным составом, так что они не загорят­ся. Но вернемсяк истории сценического освещения.

Вслед за масляными лампами в театр пришло газо­вое освещение. Однако по-настоящему световые чудеса на сцене стали возможны только благодаря появлению электричества.

Когда вы придете в театр, не забудьте посмотреть в самую глубину зрительного зала — там, за рядами сту­льев одного из балконов, спрятана незаметная для пуб­лики комната снебольшими полосками стекол. Имен­но здесь располагается главный пульт управления сце­ной. Если войти в это помещение, то вам покажется, что вы оказались в кабине космического корабля, столько в: нем рычажков, специальных приспособлений. На большом металлическом щите расположились десятки кнопок. Попробуем нажать одну из них, и зажжется верхнее освещение сценической площадки — световая галерея. Нажмем другую — вспыхнут лампы в кулисах. Нажимая по очереди кнопки, мы заставим окраситься сцену то серебристым цветом, то густым фиолетовым, затем сине-зеленым, розовым, красным, итак до беско­нечности. Кажется, будто невидимый художник одевает сцену в разноцветные одежды. Но есть на пульте кнопка, которая плавно погасит все огни и погрузит всю сцену в темноту.

Радуга в руках

(костюмеры и постижеры)

Спустившись по лестнице, мы проходим в цех, где в огромном чане-кастрюле красятся одновременно десят­ки метров ткани. А совсем рядом над большими котла­ми колдует мастер. Он, точно фокусник, извлекает из кипящей краски то один, то другой кусок ткани: розо­вый, ярко-синий, изумрудно-зеленый.

А если мы с вами повернем за угол, то увидим боль­шие деревянные рамы, на которых и сушатся эти тка­ни. Вот рама, что преградила нам дорогу, с натянутой на нее накрахмаленной марлей. Именно из такой мар­ли делают театральные шляпы, деревья, листья.

Наконец мы остановились у двери с табличкой «По­шивочный цех». Здесь шьют балетные костюмы.

Но прежде, чем рассказать, как их шьют, обратим­ся к истории.

В первых балетных спектаклях, которые проходили в залах дворца, танцовщицы выступали в громоздких, тяжелых платьях. Вряд ли тогда кто-то мог предполо­жить, как сильно, просто донеузнаваемости, со време­нем изменится одежда балетных артистов.

 

Коротенькие юбочки, легкие одежды пришли на смену пышной роскоши старинных платьев, которые сковывали движения, мешали исполнять прыжки и вращения. И поэтому появился новый костюм «тютю», или, как его принято называть сейчас, пачка. Балетная пачка, сделанная по эскизу французского художника Э. Лами, получилась пышной и воздушной. И шили ее портнихи и закройщицы. Другие мастерицы нашивали на тюль пачек кто золотую тесьму, кто блестки.

Лучи солнца, падающие из широких окон пошивоч­ного цеха на пену юбок, играют на гранях украшений, словно их коснулась палочка чародея-волшебника. И вот, наконец, готовые костюмы чинно выстроились на манекенах в ожидании прихода своих хозяев.

А швейные машины продолжают стрекотать, не умолкая ни на минуту. И руки вышивальщиц снова и снова расшивают затейливо переплетающиеся узоры.

Перед нами новая дверь со странной надписью «Постижерная».

Тайну этого слова мы раскроем сразу же, как толь­ко окажемся внутри мастерской. Все полки, все столы заставлены париками. Значит, впостижерной делают парики.

Приходилось ли вам видеть старинные портреты в книгах? Там на головах красавиц огромные, как пира­миды, прически. Это и были парики, украшенные лен­тами и цветами.

Постепенно парик вышел из моды и стал принад­лежностью только сцены и театра.

Именно здесь мастера-постижеры с помощью пари­ков меняют облик персонажей балета до неузнаваемос­ти или, наоборот, помогают всем танцовщицам выгля­деть как одна, похожими друг на друга.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...