Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Там, где работают волшебники




Если о профессиях либреттиста, хореографа вы мог­ли и не знать, то профессия художника, конечно же, вам известна.

Возможно, вы еще и говорить как следует не научи­лись, а мама или бабушка подарили вам заветную коро­бочку с отчетливой надписью «Краски». Стоило только обмакнуть в баночку кисть, и вот на бумаге появились палочки, кружочки, яркие цветы, корабли, домики с солнцем над ними или ракеты, устремленные в косми­ческую даль.

Раз вам все это уже известно, тогда вряд ли я открою что-то новое в профессии художника, когда расскажу, что он, как и вы, работает красками. Но в театре для балета художник пишет не картины, декорации так называется оформление сцены. Он придумывает предме­ты, которые будут находиться во время спектакля на сцене (по-театральному это называется бутафорией), а также эскизы костюмов. На отдельных листах рисует персонажей будущего спектакля. И для каждого сочи­няет свой наряд. Придумывая их, он не забывает, что костюм должен быть не только красив, но и удобен для танца.

Когда эскизы готовы, из плотного картона и кусоч­ков материала делается макет художественного оформ­ления спектакля. Получается театральная сцена с рас­писными кулисами, занавесом, задником. Только по сравнению с настоящей сценой она очень маленькая, точно игрушечная. На ней, согласно замыслу художни­ка, расставлена бутафория, но тоже очень-очень малень­кая. Это может быть и креслице, и светильник, и часть дома. Такой макет даст возможность художнику точнее проверить свой замысел, представить, как все будет выг­лядеть в спектакле.

Теперь, когда вы познакомились с работой художни­ка, настало время отправиться в особую, волшебную страну — театральные мастерские.

Зрители, которые придут на спектакль и увидят прекрасные декорации, костюмы, бутафорию, вряд ли смогут даже предположить, сколько людей разных про­фессий помогают художнику в том, чтобы спектакль заиграл многоцветней красок. Этих чудо-мастеров — художников-декораторов, столяров, обувщиков, бутафо­ров, портных и вышивальщиц, специалистов по роспи­си ткани, изготовлению париков и многих других — вы, конечно, не увидите во время спектакля. Но знайте, что без них спектакль просто бы не получился.

Давайте заглянем в помещение с табличкой «деко­ративно-живописный цех». Уже при входе нос щекочет запах свежей краски и клея. Через минуту мы окажем­ся с вами в просторном помещении с огромными окна­ми и балконом, опоясывающим сверху всю мастерскую.

Мощные лампы, опускаясь с потолка, ровно освеща­ют пол, на котором рабочие растягивают большое, даже можно сказать огромное, полотнище светлой материи, сшитое из множества полос-Здесь мы с вами вновь уви­дим уже знакомый эскиз декораций к спектаклю, но если приглядимся к рисунку повнимательнее, то заметим, что он разделен на аккуратные квадраты. Точно так же расчерчивают материю и художники-декорато­ры, делая на ткани странные, непонятные нам пометки.

А затем начнется самое интересное! Вместо кистей в руках мастеров появятся большие пульверизаторы с краской, и полетят разноцветные брызги, и послушно лягут на полотнище, окрасив его в нужный тон. Другие рабочие принесут ведра с краской и кисти, напоминаю­щие большие щетки, и завершат работу.

Теперь что-то непонятное, состоящее из разных цве­товых пятен, возникает перед нашими глазами. И даже если мы приподнимемся на цыпочки, присядем: или отойдем в сторону в надежде уловить в этом хоть какой-нибудь смысл, то все будет напрасно. Ну что ж, нам остается только вздохнуть и в недоумении уйти из мастер­ской? Но посмотрите, как хитро улыбаются художники, поднимаясь на балкон. Давайте и мы на всякий случай туда поднимемся.                        

И вот, оказавшись наверху, мы просто замрем от неожиданности. Куда исчезла путаница черных, белых, серых и красных пятен? Там, внизу, мы вновь: увидимэскиз художника, но только огромного размера.

Пройдет немного времени. Высохнут краски, и за­ботливые умелые руки рабочих повесят эти расписные декорации на задник сцены.

Ну а теперь заглянем в другую приоткрытую дверь. Там тоже можно увидеть, много замечательного. Это цех жестких декораций. Все помещение цеха заставлено ме­таллическими каркасами, листами фанеры, досками. Тут и там раздается стук молотков, звенит электропи­ла. Именно в этой мастерской и делают бутафорию. Сло­во «бутафория» — итальянское и означает предметы, которые сделаны специально для спектакля. Это может быть мебель, светильники, посуда, игрушечная лошад­ка, труба, пушка и многое другое, что придумал худож­ник для балетного спектакля.

Теперь вам все понятно? «Ну что тут сложного? », — скажете вы. Но не торопитесь. Оказывается, и в этом деле у театральных мастеров есть свои секреты. Пред­ставьте громадный зал театра и его сцену, а на ней обык­новенную куклу или обычное кресло, какое есть у вас дома. Они покажутся вам такими маленькими из зала, что и разглядеть их как следует будет трудно. Именно поэтому бутафоры делают предметы, находящиеся на сцене, гораздо большими по размерам, чем они суще­ствуют в нашей жизни.

Например, чтобы сесть в кресло, которое есть в ба­летном спектакле «Щелкунчик», вам придется взоб­раться на специальную ступеньку. А когда вы сядете в него, то утонете, такое оно огромное.

Выдумкам бутафоров нет предела. Они умеют нари­совать на картоне часы, люстру, да так, что сидя в зале, вы не сумеете отличить их от настоящих. Но, подойдя ближе, тут же убедитесь в том, что большие, массивные часы с циферблатом, стрелками — совершенно плоские, а хрустальные подвески светильников виртуозно напи­саны красками.

Надеюсь, что знание этих секретов не разочарует вас в театре, не заставит думать, глядя на сцену, что все на ней ненастоящее. Поверьте, что самые прекрасные лю­стры, кресла, игрушки не могли бы выдержать никако­го сравнения на сцене с теми, что сделаны руками бута­форов.

Но оглянем еще раз мастерскую. Видите, в углу сто­ит огромная чугунная пушка. А вы, если захотите, смо­жете поднять ее одной рукой! Не верите? Дело в том, что сделана она не из железа и дерева, а из плотного кар­тона — папье-маше, и затем покрашена специальнойкраской.

Покидая бутафорский цех, давайте еще раз с восхи­щением посмотрим на мастеров. Они действительно на­стоящие волшебники. Стоит их рукам прикоснуться к куску простого картона, дерева или железа, и возника­ют прямо на глазах сказочные прекрасные предметы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...