Что значит «яма» и зачем в ней сидят люди
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Что значит «яма» и зачем в ней сидят люди (оркестр и дирижер)
Зрительская половина театра — праздничная, нарядная: обшитые бархатом кресла, на стенах лепные украшения, позолота. С другой стороны — театральная сцена, это сердце театра. Место таинственное, замечательное во всех отношениях. А между залом и сценой — яма. Пойдемте заглянем туда, и вам сразу же станет понятно для чего она. В балетном театре спектакль сопровождается игрой большого оркестра. Он-то и размещается в оркестровой яме— так называется углубление для оркестра, разъединяющее сцену и зал. Яма — довольно глубокая, вся заставлена стульями и подставками для нот. Кстати, у оркестра в театре тоже есть свои маленькие секреты. Вот, например, некоторые из них. Если смотреть со стороны зрительного зала, то в центре, у самого бортика — место дирижера. Слева от него разместились скрипки, справа — виолончели и альты, за ними — медные и ударные инструменты. Такой порядок расположения музыкальных инструментов возник неспроста. Оказывается, при подобном расположении оркестр звучит лучше всего. Музыка играется по нотам, но зачем же тогда дирижер? А затем, чтобы музыканты, играя, не сбились и ничего не перепутали. С первого взгляда можно подумать, что нет ничего проще, чем работа дирижера. А ответьте мне на такой вопрос: нужен ли на корабле капитан? Конечно, нужен, ни секунды не раздумывая, ответите вы. Нужен для того, чтобы на судне был порядок, что- бы судно не сбилось с курса. Вот примерно для того же необходим оркестру и дирижер. Перед ним на пульте лежит большая толстая тетрадь, исписанная нотами. Называется она партитурой балета.
Заглядывая в нее время от времени, дирижер палочкой показывает, какому музыканту нужно играть, какому музыканту звук прибавить, а какому приглушить. Кроме того, дирижер помогает артистам. Он — единственный из всего оркестра видит сцену, потому что стоит к ней лицом. Под знаки дирижерской палочки танец начинается и завершается, держится удобный артисту музыкальный темп. Оркестранты занимают свои места даже раньше, чем зрители в зале. Входящие в зрительный зал слышат гомон настраиваемых инструментов: скрипичные пассажи, переливы флейты, звуки трубы. Это последние минуты перед открытием занавеса. Вот, как по команде, смолкли все звуки. Свет начал медленно гаснуть, постепенно погружая публику в таинственный полумрак. Только лампочки на пюпитрах музыкантов продолжают светиться. Минута, когда еще никого нет, и в тоже время есть. Потому что там, за тяжелым занавесом, уже живет и дышит чудо, зовущееся балетом. В это мгновение откуда-то снизу появляется дирижер. Он замирает над оркестром, поднимает руки, и прекрасная, нежная музыка льется в зал. Театральный занавес дрожит и начинает медленно открываться. Еще секунда и... Здравствуй, спектакль!
Ну, а когда спектакль закончится и с последними звуками музыки сомкнётся занавес, вам, наверняка, не захочется уходить из театра. Артисты, взявшись за руки, будут кланяться вам. А вы, гордые оттого, что знаете всех, кто готовил этот спектакль, будете громко хлопать в ладоши. Затем вы придете домой усталые и счастливые, и как только голова ваша коснется подушки, пусть вам снова приснится чудесный сон о волшебной Стране Балета!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|