Черты характера и отношения личности.
Характер не является простой совокупностью, случайным набором изолированных черт. Он представляет собой сложное психическое образование, состоящее из системы многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, труду, другим людям и самому себе. Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, деятельности и общения. Закономерные взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт. В системе отношений выражается содержание характера. Структура характерологических отношений складывается в основном из отношений человека к своему делу и труду, окружающим людям, а также к самому себе. В отношении к своей деятельности, труду могут проявляться такие черты характера, как трудолюбие или лень, аккуратность или небрежность, чувство нового или консерватизм, энтузиазм или формальное отношение к труду. В межличностных отношениях проявляются общительность или замкнутость человека, коллективизм или индивидуализм, вежливость или грубость, правдивость или лживость и т.д. В отношении человека к самому себе для характера показательны высокая требовательность или самоуспокоенность, самокритичность или преувеличенное самомнение, скромность или высокомерие, чувство собственного достоинства или его недооценка. Кроме того, выделяют черты характера, относящиеся к особенностям познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека. Чрезмерное усиление отдельных черт характера получило название акцентуации характера. Акцентуации проявляются в избирательной уязвимости по отношению к определенным психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим. Различают чистые и смешанные типы акцентуаций. Чистые типы достаточно редки, однако, именно они затрудняют процесс социальной адаптации. Особенно выражены акцентуации в подростковом возрасте, в дальнейшем они могут сглаживаться. Выраженные акцентуации могут стать почвой для острых аффективных реакций и нарушений поведения.
Глава 10. СПОСОБНОСТИ.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Однако без овладения ими развитие способностей невозможно. Способности проявляются в конкретной деятельности человека. Их необходимо оценивать в связи с деятельностью, с процессом овладения ею и достигнутыми результатами. Признаками способностей являются: - быстрота овладения соответствующей деятельностью (темп и продвижение); - качественный уровень достижений; - сильная, устойчивая склонность к занятиям определенной деятельностью. Любая способность имеет структуру, в которую входят определенные качества (например, способность к изобразительной деятельности включает высокую чувствительность зрительного анализатора, тонкое цветоразличение, образную память, художественное воображение и др.). В основе способностей лежат задатки. Задатки – это первичные, природные особенности, с которыми человек рождается и которые сразу создают предпосылки для успешного выполнения какой-либо деятельности. Они созревают в процессе развития человека. Задатки могут превратиться вили не превратиться в способности, в зависимости от условий воспитания и деятельности человека. Задатками являются врожденные анатомические и психофизиологические особенности строения тела, нервной системы, мозга, органов чувств, двигательного аппарата. В качестве задатков рассматривают также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем. Так, различают три человеческих типа высшей нервной деятельности: художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы; мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы; средний тип (И.П. Павлов). Для людей художественного типа характерны яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, эмоциональность. Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.
Задатки многозначны, т.е. из одного и того же задатка при соответствующих условиях могут развиться различные способности (например, на основе мыслительного типа могут развиться способности математика, лингвиста, философа и т.д.). Главными факторами развития способностей является обучение и деятельность (важную роль играет специальная методика обучения и организация деятельности). Различают общие и специальные способности. Общие способности – это такие свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость в овладении знаниями, умениями и навыками и продуктивность в различных видах деятельности. Общими являются умственные способности (качества ума, эмоционально-волевые особенности, сосредоточенность внимания, хорошая память). Специальные способности – это такие свойства, которые обеспечивают достижение высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности (сценической, музыкальной, технической и т.п.). Эти способности представляют собой единство отдельных более частных способностей, среди которых одни занимают ведущее положение, а другие вспомогательное. Например, в составе математических способностей большую роль играет математическая память, способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений, быстрое и широкое обобщение математического материала и т.д. Все эти частные способности объединяются стержневой способностью – математической направленностью ума. В составе литературных способностей стержневыми образованиями являются творческая активность и эстетическая позиция. Они объединяют частные способности – наблюдательность, впечатлительность, эмоциональность, образность, выразительность языка.
Общие и специальные способности взаимосвязаны. Высокое развитие общих способностей благоприятно для развития специальных, и наоборот. По уровню развития способностей различают людей способных, талантливых и гениальных. Способные люди быстро овладевают конкретной деятельностью, достигают в ней высоких результатов. Талант – наиболее благоприятное сочетание способностей, обеспечивающее успешное, творческое выполнение определенной деятельности. Гениальность – высшая степень талантливости. Гений неповторим и неподражаем. Современная наука примирила противоположные позиции. Способности, как все остальные психические свойства, имеют материальную, нервную основу, прежде всего это свойства нервной системы: сила, выносливость по отношению к интенсивным и длительным нагрузкам (известно, что одаренные люди спят по 4 часа, и даже в детстве спали мало); лабильность – скорость возникновения и прекращения процессов возбуждения; динамичность – легкость и быстрота формирования новых связей. Свойства нервной системы являются врожденным условием, в них заданы предпосылки развития, которые лишь во взаимодействии с социальной средой могут оказаться включенными в формирование способностей. Анатомо-физиологические предпосылки развития названы задатками. Многие годы после рождения продолжается созревание мозга под воздействием окружающей среды, в процессе этого взаимодействия и формируются способности. Б.М.Теплов выступал против признания врожденности способностей, считал, что врожденными могут быть лишь задатки, которые не имеют качественной определенности, не заключают в себе содержательного момента (многие способные люди способны в разных областях). Способности детерминированы прежде всего условиями жизни, их общественным характером. Б.М.Теплов выдвинул положение о роли деятельности в развитии способностей: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Положение о взаимосвязи способностей и деятельности – ведущее в отечественной психологии.
Склонность – устойчивое стремление к каким-либо видам деятельности, не просто интерес к ним, а расположенность к личной деятельности в данной области. Пробуждение склонности во многом зависит от общественных запросов, от примеров, которые видит перед собой человек, от ожиданий и поощрений со стороны окружающих. Чаще всего сильная склонность свидетельствует о наличии способностей (могут быть исключения, напр., графомания). Склонности – это стремления, способности – это возможности, но они взаимосвязаны между собой. Эмпирические характеристики способностей: - способности связаны с успехом в деятельности; - определяют быстроту формирования навыков, знаний, умений (динамическая характеристика); - дают возможность широкого переноса умений и навыков на другой материал; - помехоустойчивость способностей: они проявляют свою силу при обстоятельствах, противодействующих успеху; - признак индивидуального своеобразия способов достижения успеха; способности – свойства, которые выражаются в индивидуально-своеобразных приемах; - относительная энергетическая экономность путей достижения успеха: более способные достигают успеха при малых энергозатратах, малоуспешным необходимо для достижения успеха затратить больше энергии и сил; - мотивационный компонент в характеристике способностей; это такие свойства, способствующие регуляции деятельности, которые связаны с мотивационным самообеспечением, они есть там, где есть самоподкрепление. Выше говорилось, что способности могут быть общие и специальные, интеллектуальные и творческие. Чем более специализированы способности, тем раньше они проявляются. Основа всех специальных способностей, в том числе и моторных – общие способности, «генеральный фактор интеллекта», «базальный фактор одаренности». В американской психологии, уделяющей большое внимание изучению и развитию детской одаренности, предлагается следующая классификация специальных видов способностей: умственные, интеллектуальные способности; академические способности – хорошее усвоение чужих идей; творческие – креативность, создание нового, необычность мышления; лидерские – общение и лидерство; художественные; психомоторные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|