Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные концепции мотивации.




Психология мотивации является одной из наиболее важных, сложных и противоречивых областей современной психологии. Существует множество разнообразных теорий мотивации, которые во многих отношениях отличаются друг от друга, т.к. разрабатывались вокруг определенных вопросов или проблем. Но все они имеют одну общую особенность: служат для объяснения того, за счет чего происходит активация поведения, а также за счет чего обеспечивается его направленность и устойчивость.

Рассмотрим основные положения концепций мотивации, которые разрабатывались представителями различных направлений психологии.

Теории потребностей (Г.Мюррей, А.Маслоу, Э.Фромм, Д.Мак-Клелланд). Основу теории потребностей составляет идея о том, что направленность и устойчивость поведения определяется существованием врожденного набора потребностей.

Для нас представляет интерес классификация, предложенная Д.Мак-Клелландом, который рассматривает три основные группы потребностей: во власти, в успехе, в причастности. Впервые в систему побудителей человеческой активности вводится потребность во власти как таковой. Она рассматривается как синтетическая и производная от потребностей в уважении и самовыражении. Потребность в успехе (или мотивация достижения) – вторая базовая потребность личности. Автор одним из первых показал, что человеку свойственно не просто «хотеть чего-то», но и определять для себя уровень овладения объектом своего желания – вырабатывать собственную «планку» достижений; таким образом, сама по себе потребность в успехе (а через него – в признании со стороны других) является общей для всех, однако мера ее развития различна. Мак-Клелланд полагал, что от степени развития этой потребности зависят достижения человека и, в конечном счете, процветание и могущество той или иной страны.

Бихевиоризм: теория научения. Одним из классических подходов к проблемам мотивации в психологии является подход с позиции теории научения, представленный в работах бихевиористов и необихевиористов (Дж.Уотсона, К.Халла, Р.Скиннера, К.Спенса, Э.Толмана, Е.Миллера, С.Брауна и др.). Основой активности индивида, с точки зрения бихевиоризма является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, приводящее организм в состояние активности. Организм стремится избавиться от напряжения, вновь привести значение физиологических показателей в норму, и именно это является основной, и по существу единственной, движущей силой поведения. Данный механизм функционирования имеет название принципа гомеостаза: при отклонении от нормы система стремится вернуться в исходное состояние.

Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения, к удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем растет (закон эффекта) и начинает оказывать глубокое влияние на нашу повседневную жизнь. Обычно такие формы поведения называют привычками, подчеркивая, что они – именно приобретенные формы поведения, а не существующие постоянно.

Процесс научения, или выработки некоторого варианта поведения, возможен при наличии двух основных условий: наличия потребности и подкрепления, т.е. того, что эту потребность способно удовлетворить.

Одним из основных недостатков теорий мотивации бихевиористов является то, что они игнорировали как внутренние, психические, детерминанты поведения, так и целенаправленность (устремленность в будущее) поведения.

Психоаналитические теории мотивации. Основоположником этого направления является Зигмунд Фрейд. Одно из центральных положений его теории – убеждение в том, что любое поведение человека в большей степени обусловлено бессознательными импульсами, чем сознанием. Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты жизни и смерти. Инстинкт жизни (эрос) может принимать две основные формы: воспроизведение себе подобных (половая потребность) и поддержание жизни индивида (обычные физиологические потребности). Инстинкт смерти (танатос) выступает антиподом инстинкта жизни и выражается в таких, например, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение.

В теоретических построениях Фрейда душевная жизнь, понимаемая как постоянный конфликт противоречащих тенденций внутри личности, предстает в виде иерархии трех механизмов. Поиску удовлетворения ОНО противостоит моральный контроль Сверх-Я, а примирением их через достижение компромисса занимается механизм приспособления к реальности – Я.

Неофрейдисты (К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни) называли источником активности (мотивирующим фактором) врожденную творческую энергию, которая выражается в целях, притязаниях, предназначениях индивида (К.Юнг); в стремлении к совершенству и превосходству (А.Адлер).

Теория Курта Левина. Об этой теории необходимо сказать особо, т.к. Курт Левин занимался проблемами мотивации, целеполагания, контролем поведения и заложил основы огромного количества современных концепций мотивации. По мнению Левина, основным механизмом мотивации является уравновешивание локального напряжения, вызванного возникшей потребностью в рамках и по отношению к более общей системе. Говоря об этой общей системе, Левин вводит понятие «поля» (поля личности), напряжение в определенной области этого поля и есть потребность. К.Левин подразделяет потребности на два типа: истинные потребности (базовые) и квазипотребности (намерения и цели). Квазипотребность – прерогатива человека. Деятельность, по Левину, является функцией личности и воспринимаемого окружения. Тем самым он впервые сформулировал принцип взаимодействия личности и ситуации. Левин во многом опередил не только свое, но и наше время. До сих пор во многих исследованиях мотивации наблюдается пренебрежение или факторами личности, или, наоборот, факторами ситуации.

Гуманистические теории (Г.Олпорт, К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Фромм, Дж.Келли, Мак-Клелланд).

Приверженцы гуманистической психологии строят свои теории мотивации на допущении о том, что в людях заложен источник добра и что они обладают врожденным, биологическим стремлением к росту и совершенствованию. Базовое гуманистическое понятие – понятие самоактуализации, в основе которой лежит высокоразвитая Я-концепция.

Карл Роджерс считал, что нормальная личность открыта опыту, и не нужно контролировать ее или управлять ею. Он верил, что люди обладают внутренним чутьем, позволяющим определять, что для них будет хорошо, а что – плохо. Роджерс выдвинул предположение о том, что в процессе взаимодействия с окружающим миром у нас формируется потребность в позитивном отношении – в получении одобрения, в том, чтобы другие люди нас принимали и любили. Эта потребность делает нас чувствительными к критике и оценке других людей.

Г.Олпорт считал, что нормальный взрослый человек функционально автономен, независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален.

Наиболее популярной и широко используемой в менеджменте является теория иерархии потребностей (мотивов) одного из основателей гуманистической психологии А.Маслоу. Он разграничил не отдельные мотивы, а целые группы. Эти группы упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. При этом потребности высоких и высших уровней трактуются как не менее инстинктоподобные (врожденные), чем низшие потребности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на нее.

Основной идеей классификации А.Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

Иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей. Далее следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях, затем потребности самоуважения и, наконец, самоактуализации. Самоактуализация может стать мотивом поведения лишь когда удовлетворены все остальные потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность.

Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом развитие личности и ее личностный рост. Люди, достигшие уровня самоактуализации, предстают как зрелая личность и отличаются следующими чертами: ориентация на объективную реальность, свобода от иллюзий, юмор, спонтанность, терпимость, демократичность принципов и отношений, интуитивное и четкое разграничение добра и зла, творческие способности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...