Воображение, его функции и виды
Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. Функции, которые выполняет воображение: - целеполагание и планирование (будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта); - познавательная (воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие); - приспособительная (воображение позволяет снять возникающий в психике ребенка конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего); - психотерапевтическая (например, дети рассказывают «страшилки» в качестве своеобразной защиты от страхов). По степени активности и осознанности человеком создания им новых образов воображение может быть непроизвольным (пассивным) и произвольным (активным). По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые для данного индивида образы, которые объективно уже существуют в определенных предметах культуры. Творческое воображение является самостоятельным созданием новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое или условное описание. Особой формой воображения является мечта. Она всегда направлена в грядущее, позволяет человеку намечать будущее и организовывать поведение для его осуществления.
Необходимым элементом научного и художественного творчества является фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объяснение непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит. Для создания новых и преобразования уже существующих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится: - комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых более или менее необычных комбинациях; - агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых; - акцентирование - подчеркивание тех или иных черт - осуществляется на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления; - гиперболизация - увеличение или уменьшение предметов, явлений или образов. Степень легкости или трудности мысленного преобразования предметов, действий, явлений в большой мере характеризует отношение личности к миру.
Интеллект и творчество Интеллект (от лат. - разумение, понимание, постижение) определяется как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. В 1905 г. французские ученые А. Бине и Т. Симон создали первую тестовую батарею для оценки интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создатели этих тестов рассматривали интеллект как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. Число правильно решенных заданий теста характеризует умственный возраст ребенка.
В 1912 г. немецкий психолог В. Штерн предложил измерять уровень интеллектуального развития с помощью подсчета коэффициента интеллекта, или IQ, который выражается отношением умственного возраста к хронологическому возрасту ребенка. В 1937 г. Д. Векслер создал шкалу измерения интеллекта не только для детей, но и для взрослых. Он предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, основанную на частоте встречаемости определенного уровня. Появление тестов интеллекта повлекло за собой постановку новых исследовательских проблем, одна из которых - проблема структуры интеллектуальных способностей. Концепция Р. Кеттела о двух видах интеллекта. «Текучий» интеллект лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению и выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он имеется у человека при рождении и зависит от фактора наследственности. «Кристаллизованный» интеллект выступает при решении задач, требующих соответствующих навыков и использования прошлого опыта; он развивается в процессе жизни человека и зависит преимущественно от влияний среды. Исследования интеллекта в пожилом возрасте подтверждают модель Р. Кеттела: с возрастом (после 40-50 лет) показатели «текучего» интеллекта снижаются, а показатели «кристаллизованного» остаются почти неизменными. Концепция Хебба Интеллект «А» (потенциальный, врожденный) - служит для развития интеллектуальных способностей личности. Интеллект «В» - формируется в результате взаимодействия потенциального (врожденного) интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только «результирующий интеллект», наблюдая, как человек решает умственные задачи. Сегодня исследователи склоняются к мнению, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность, в его основе (с точки зрения Г. Айзенка) лежит генетически детерминированное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации. В наибольшей степени эта зависимость прослеживается у вербального интеллекта, в несколько меньшей - у невербального («интеллекта действия»). Невербальный интеллект более тренируем.
Индивидуальный уровень развития интеллекта определяется также рядом средовых влияний: «интеллектуальным климатом» семьи, порядком рождения ребенка в семье, профессией родителей, широтой социальных контактов в раннем детстве и т.д. Глава 4. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА. Понятие эмоций и чувств. Функции и виды эмоций. Теории эмоций. Управление эмоциями. Понятие эмоций и чувств. Эмоциями и чувствами называютпереживание человеком его отношения к явлениям окружающего мира, к себе самому, к тому, что он делает или познает. Эмоции представляют собой одну из форм отражения объективной действительности, и обязательным условием их возникновения является существование потребностей и их удовлетворение, т.е. положительное или отрицательное состояние. Эмоции придают жизни вкус и служат источником всех жизненных драм. Из-за любви Отелло убил Дездемону, покончили с собой Ромео и Джульетта. Из любви шах Джехан построил Тадж-Махал. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции – это сложный комплекс изменений в организме, включающий физиологический уровень активации, субъективные переживания, экспрессивное поведение и сознательный опыт. Соответственно выделяют четыре составляющие эмоций: Физиологические механизмы эмоций. Эмоции физиологически возбуждают нас, нашим возбуждением управляет автономная нервная система. Ее симпатический отдел активизирует возбуждение, заставляя надпочечные железы выделять стрессовые гормоны (адреналин и норадреналин). Повышение гормонов вызывает изменения со стороны других органов и систем: учащается сердцебиение и дыхание, повышается артериальное давление и уровень сахара в крови. Когда опасность проходит, парасимпатическая система вступает в действие, успокаивая организм. Сильное и постоянное эмоциональное возбуждение поглощает много энергии и снижает нашу сопротивляемость заболеваниям.
Субъективные переживания. Эмоции включают субъективное осознание, или переживание, элементы удовольствия и неудовольствия, «нравится» или «не нравится». Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей. Экспрессивное поведение. Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимика – выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; «вокальная мимика» - выражение эмоций в интонации и тембре голоса). По поводу экспрессивного компонента эмоции существует гипотеза лицевой обратной связи. Выражения лица не только передают эмоции, они также усиливают их и дают организму сигнал реагировать соответствующим образом. Сознательный опыт. Эмоции также включают в себя когнитивные процессы, такие как память, восприятие, ожидания и истолкования. Наша оценка ситуации играет ведущую роль в том, какой смысл она для нас имеет. Функции и виды эмоций. Понятия «эмоции» и «чувства» различаются как разные ступени развития эмоциональной формы отражения действительности. Есть мнение, что эмоции – это реакция на ситуацию, на внешние раздражения, в то время как чувства выражают направленность личности и связаны с жизнью человека в обществе. Эмоции и чувства выполняют следующие функции: - сигнальная функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями – мимическими, пантомимическими, изменениями голоса, вегетативными реакциями. Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; - регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия; - оценочная функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий; - синтезирующая функция позволяет соединить, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и функции; - подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатляются в памяти; - переключающая функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяются доминирующие потребности (борьба между страхом и чувством долга);
- приспосабливающая функция – эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость условий, удовлетворяющих значимые для них потребности. Эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений: - фазность, которая проявляется в нарастающем напряжении и сменяющем его разрешении; - полярность – это противоположность переживаемых чувств (радость – печаль, удовольствие – страдание и т.д.); - особая субъективность, зависящая от личностной значимости воздействующих на человека предметов и явлений окружающей действительности. Один и тот же предмет, ситуация, случай в разное время могут вызвать у человека различные эмоции. Эмоции можно классифицировать следующим образом: По отношению к объекту – положительные, отрицательные, двойственные (противоположные) и неопределенные (ориентировочные); По силе проявления эмоции могут колебаться от слабо выраженных, но весьма длительных настроений, до бурных аффектов, делающих человека иногда невменяемым, и до сильных и длительных страстей; По влиянию на жизнедеятельность эмоции делятся на стенические, повышающие жизнедеятельность и дееспособность человека, и астенические – понижающие их; По направленности чувства делятся на моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, партии, религии, к другим людям, к самому себе – любовь, ненависть и т.д.); интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью – сомнение, уверенность, любознательность и т.д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств); эстетические (переживания прекрасного и безобразного при восприятии искусства, явлений природы, событий общественной жизни). По форме протекания эмоции делят на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства. Чувственный тон – простейшая форма, под которой понимают эмоциональную окраску, качественный оттенок психического процесса, побуждающий к их сохранению или устранению (цвета, запахи, звуки). Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства (радость, удивление, гнев и т.д.). Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов. Фрустрация – состояние, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Она сопровождается гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать деятельность всего организма. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Фрустрация завит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него норм реагирования на жизненные трудности. Страсть по интенсивности переживания приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью является сильное, глубокое, длительное и устойчивое переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели или предмета вожделения. Стресс – впервые этот термин появился благодаря канадскому физиологу Гансу Селье. Наблюдая за больными и ставя эксперименты над животными, исследователь показал, что любые неблагоприятные воздействия на организм формируют единую универсальную систему защиты. Словом «стресс» Селье назвал состояние, в котором находится организм, испытывающий неблагоприятные экстремальные воздействия. Согласно Селье, можно выделить три стадии адаптации к стрессовым нагрузкам: – реакция тревоги, которая мобилизует первичные механизмы защиты от вредных экстремальных воздействий; – стадия критической устойчивости, во время которой организм адаптируется к стрессору на определенный период времени, если положительный эффект не возникает, то наступает дистресс; – стадия истощения (дистресс) – неумолимое следствие воздействия достаточно сильного или достаточно долговременного стрессора, проявляющееся в полной дезорганизации деятельности. Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного стрессора. В случае длительного и непрерывного воздействия отрицательных эмоций у человека могут возникать нарушения нервной деятельности и функций внутренних органов.
Теории эмоций. 1. Теория Джеймса-Ланге (1884-1885). В конце 19 столетия выдающийся Гарвардский психолог Уильям Джеймс и датский психолог К.Ланге независимо друг от друга выдвинули теорию эмоций, которая на первый взгляд противоречит здравому смыслу. С точки зрения обывателя мы смеемся, потому что мы счастливы, плачем от того, что печальны, и дрожим от страха, потому что боимся. Концепция, получившая известность как теория Джеймса-Ланге, переворачивает все наоборот. Они пришли к выводу, что эмоциональные чувства возникают после телесного возбуждения. Например, мы видим медведя, убегаем, возбуждаемся и затем чувствуем, что перепугались. 2. Теория Кеннона-Барда (1927). Американские физиологи Уолтер Кеннон и Филипп Бард обосновали «центральную» теорию эмоций. Они предположили, что эмоции и телесное возбуждение происходят одновременно. И то, и другое возникает в мозгу, начинаясь с активизации таламуса. Таламус, в свою очередь, дает сигнал коре и гипоталамусу. Кора порождает наши эмоции и эмоциональное поведение, гипоталамус отвечает за возбуждение тела. Таким образом, если вы видите перед собой опасного медведя, то телесное возбуждение, бегство и чувство страха – все это будет порождено одновременно вследствие активности мозга. 3. Когнитивная теория Шехтера (1971). По Шехтеру, эмоции имеют две составляющие: физическое возбуждение и когнитивную оценку. Если медведь показался вам недружелюбным, то вы будете интерпретировать ваше возбуждение как страх, а если медведь «предложил пожать лапу», вы, вероятно, обрадуетесь и испытаете облегчение. 4. Информационная теория (1975). Отечественный физиолог П.В.Симонов предложил информационную теорию эмоций, согласно которой эмоция – это функция двух факторов: значения мотивации, или потребности, и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности, и информацией, доступной субъекту. Речь идет об информации прагматической, по сути дела, о средствах удовлетворения потребностей. Когда этой информации недостаточно, возникает отрицательная эмоция. Положительная же эмоция возникает в том случае, когда информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с прогнозом.
Управление эмоциями. Эмоции являются своего рода барометром нашего внутреннего мира, дающим интуитивное знание о нас самих и нашем взаимодействии с другими в данный момент. Поскольку эмоции связаны с психологическим приспособлением, желательно уметь управлять своими эмоциями, тем самым обеспечивая результативность взаимодействия индивида с внешней средой и другими людьми. Человека, который умеет управлять эмоциями, характеризуют как эмоционально зрелую личность, которую отличает совокупность устойчивых личностных качеств: - эмоциональная устойчивость – способность и готовность к достойным поступкам в любых ситуациях; - внутреннее спокойствие – это важное условие сохранения у человека системы личностных ценностей, иерархии мотивов, это ясность ума и четкость поведения, это психологический «иммунитет» от ситуационных «помех», провоцирующих обстоятельств; - правильное восприятие обстановки, умение отличать главное от второстепенного; - знание меры воздействия на события – усиление или сдерживание своей мотивации в зависимости от логики развития событий делает мотивационную саморегуляцию личности адекватной и эффективной; - умение подходить к проблеме с разных точек зрения – стремление избежать односторонности рассуждений. Любая позиция личности только выиграет от всестороннего анализа того, что составляет ее основу; - готовность к любым неожиданным событиям – гибкость, своевременное и адекватное реагирование на внешние изменения; - восприятие действительности такой, как она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы ее видеть. Умение находить в ней положительные и отрицательные, требующие улучшения, стороны предохраняет от искаженного восприятия жизни; - стремление к выходу за рамки проблемной ситуации, постоянное стремление к разрешению своих противоречивых отношений с миром, к поиску новых, более содержательных мотивов жизнедеятельности помогает личности повышать жизненную устойчивость в экстремальных ситуациях; - наблюдательность – важное условие управления эмоциями: развитие наблюдательности не только за окружающей действительностью, но и за самим собой. Многие ненужные, бесполезные реакции, мысли и действия отпадут, если человек сможет научиться беспристрастно наблюдать за собой; - дальновидность – способность понимать внутреннюю логику окружающих событий, видеть перспективу их развития; - стремление понять других – выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации; - умение извлекать положительный опыт из всего происходящего – учет причин прежних неудач и ошибок и своевременный отказ от сомнительных и неконструктивных побуждений. Каждый человек может научиться здоровым методам управления своими эмоциями, чтобы выражать их социально приемлемым образом, в нужное время и с нужной интенсивностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|