Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воображение, его функции и виды




Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала вос­приятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Функции, которые выполняет воображение:

- целеполагание и планирование (будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в вооб­ражении субъекта);

- познавательная (воображение осуществляет мыслен­ный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие);

- приспособительная (воображение позволяет снять возникающий в психике ребенка конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего);

- психотерапевтическая (например, дети рассказывают «страшилки» в качестве своеобразной защиты от страхов).

По степени активности и осознанности человеком созда­ния им новых образов воображение может быть непроиз­вольным (пассивным) и произвольным (активным).

По степени уникальности воображение подразделяют на воссоздающее (репродуктивное) и творческое.

Воссоз­дающее воображение характеризуется тем, что в его про­цессе создаются субъективно новые для данного индивида образы, которые объективно уже су­ществуют в определенных предметах культуры.

Творческое воображение является самостоятельным со­зданием новых образов, которые реализуются в ориги­нальных продуктах деятельности. Это продуцирование ори­гинального образа без опоры на готовое или условное описание.

Особой формой воображения является мечта. Она все­гда направлена в грядущее, позволяет человеку на­мечать будущее и организовывать поведение для его осу­ществления.

Необходимым эле­ментом научного и художественного творчества является фантазия. В фантазии конструируются новые образы, часто далекие от реальных образов. Фантастические образы служат тому, чтобы найти образное объясне­ние непонятным явлениям и восполнить информационный дефицит.

Для создания новых и преобразования уже существу­ющих образов в воображении используется ряд приемов. К ним относится:

- комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в но­вых более или менее необычных комбинациях;

- агглютинация - созда­ние новых образов на основе «склеивания» представлений, в повседневной жизни несоединимых;

- акцентирова­ние - подчеркивание тех или иных черт - осуществля­ется на основе выделения, абстрагирования и преобразова­ния существенных особенностей предмета или явления;

- гиперболизация - увеличение или уменьшение предметов, явлений или образов.

Степень легкости или трудности мысленного преобра­зования предметов, действий, явлений в большой мере ха­рактеризует отношение личности к миру.

 

Интеллект и творчество

Интеллект (от лат. - разумение, понима­ние, постижение) определяется как общая способность к познанию и решению проблем, определяю­щая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.

Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведен­ческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

В 1905 г. французские ученые А. Бине и Т. Симон создали первую тестовую батарею для оценки ин­теллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создатели этих тестов рассматривали интеллект как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. Число правильно решенных заданий теста характе­ризует умственный возраст ребенка.

В 1912 г. немецкий психолог В. Штерн предложил измерять уровень интеллек­туального развития с помощью подсчета коэффициента ин­теллекта, или IQ, который выражается отношением ум­ственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.

В 1937 г. Д. Векслер создал шкалу измере­ния интеллекта не только для детей, но и для взрослых. Он предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, основанную на частоте встречаемости определенного уровня.

Появление тестов интеллекта повлекло за собой постановку новых исследовательских проблем, одна из которых - проблема структуры интеллектуальных способностей.

Концепция Р. Кеттела о двух видах интеллекта.

«Текучий» интеллект лежит в основе способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению и выступа­ет в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он имеется у человека при рождении и зависит от фактора наслед­ственности.

«Кристаллизованный» интеллект выступает при решении задач, требующих соответствующих навыков и использования прошлого опыта; он развивается в процессе жизни человека и зависит преимущественно от влияний среды.

Исследования интеллекта в пожилом возрасте подтверждают модель Р. Кеттела: с возрастом (после 40-50 лет) показатели «текучего» интеллекта снижаются, а показатели «кристалли­зованного» остаются почти неизменными.

Концепция Хебба

Интеллект «А» (потенциальный, врожденный) - служит для развития интеллектуальных способностей личности.

Интеллект «В» - формируется в результате взаимодействия потенциального (врожденного) интеллекта с окружающей средой.

Оценить можно только «результирующий интеллект», наблюдая, как человек решает умственные задачи.

Сегодня исследователи склоняются к мнению, что общий интеллект суще­ствует как универсальная психическая способность, в его основе (с точки зрения Г. Айзенка) лежит генетически детермини­рованное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации.

В наибольшей степени эта зависимость прослеживается у вербального интеллекта, в несколько мень­шей - у невербального («интеллекта действия»). Невербаль­ный интеллект более тренируем.

Индивидуальный уровень развития интеллекта определяется также рядом средовых вли­яний: «интеллектуальным климатом» семьи, порядком рожде­ния ребенка в семье, профессией родителей, широтой соци­альных контактов в раннем детстве и т.д.


Глава 4. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА.

Понятие эмоций и чувств.

Функции и виды эмоций.

Теории эмоций.

Управление эмоциями.

Понятие эмоций и чувств.

Эмоциями и чувствами называютпереживание человеком его отношения к явлениям окружающего мира, к себе самому, к тому, что он делает или познает.

Эмоции представляют собой одну из форм отражения объективной действительности, и обязательным условием их возникновения является существование потребностей и их удовлетворение, т.е. положительное или отрицательное состояние.

Эмоции придают жизни вкус и служат источником всех жизненных драм. Из-за любви Отелло убил Дездемону, покончили с собой Ромео и Джульетта. Из любви шах Джехан построил Тадж-Махал.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоцииэто сложный комплекс изменений в организме, включающий физиологический уровень активации, субъективные переживания, экспрессивное поведение и сознательный опыт. Соответственно выделяют четыре составляющие эмоций:

Физиологические механизмы эмоций. Эмоции физиологически возбуждают нас, нашим возбуждением управляет автономная нервная система. Ее симпатический отдел активизирует возбуждение, заставляя надпочечные железы выделять стрессовые гормоны (адреналин и норадреналин). Повышение гормонов вызывает изменения со стороны других органов и систем: учащается сердцебиение и дыхание, повышается артериальное давление и уровень сахара в крови. Когда опасность проходит, парасимпатическая система вступает в действие, успокаивая организм. Сильное и постоянное эмоциональное возбуждение поглощает много энергии и снижает нашу сопротивляемость заболеваниям.

Субъективные переживания. Эмоции включают субъективное осознание, или переживание, элементы удовольствия и неудовольствия, «нравится» или «не нравится». Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.

Экспрессивное поведение. Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимика – выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; «вокальная мимика» - выражение эмоций в интонации и тембре голоса). По поводу экспрессивного компонента эмоции существует гипотеза лицевой обратной связи. Выражения лица не только передают эмоции, они также усиливают их и дают организму сигнал реагировать соответствующим образом.

Сознательный опыт. Эмоции также включают в себя когнитивные процессы, такие как память, восприятие, ожидания и истолкования. Наша оценка ситуации играет ведущую роль в том, какой смысл она для нас имеет.

Функции и виды эмоций.

Понятия «эмоции» и «чувства» различаются как разные ступени развития эмоциональной формы отражения действительности. Есть мнение, что эмоции – это реакция на ситуацию, на внешние раздражения, в то время как чувства выражают направленность личности и связаны с жизнью человека в обществе.

Эмоции и чувства выполняют следующие функции:

- сигнальная функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями – мимическими, пантомимическими, изменениями голоса, вегетативными реакциями. Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек;

- регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия;

- оценочная функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий;

- синтезирующая функция позволяет соединить, синтезировать в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и функции;

- подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатляются в памяти;

- переключающая функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяются доминирующие потребности (борьба между страхом и чувством долга);

- приспосабливающая функция – эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость условий, удовлетворяющих значимые для них потребности.

Эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений:

- фазность, которая проявляется в нарастающем напряжении и сменяющем его разрешении;

- полярность – это противоположность переживаемых чувств (радость – печаль, удовольствие – страдание и т.д.);

- особая субъективность, зависящая от личностной значимости воздействующих на человека предметов и явлений окружающей действительности. Один и тот же предмет, ситуация, случай в разное время могут вызвать у человека различные эмоции.

Эмоции можно классифицировать следующим образом:

По отношению к объекту – положительные, отрицательные, двойственные (противоположные) и неопределенные (ориентировочные);

По силе проявления эмоции могут колебаться от слабо выраженных, но весьма длительных настроений, до бурных аффектов, делающих человека иногда невменяемым, и до сильных и длительных страстей;

По влиянию на жизнедеятельность эмоции делятся на стенические, повышающие жизнедеятельность и дееспособность человека, и астенические – понижающие их;

По направленности чувства делятся на моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, партии, религии, к другим людям, к самому себе – любовь, ненависть и т.д.); интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью – сомнение, уверенность, любознательность и т.д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств); эстетические (переживания прекрасного и безобразного при восприятии искусства, явлений природы, событий общественной жизни).

По форме протекания эмоции делят на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Чувственный тон – простейшая форма, под которой понимают эмоциональную окраску, качественный оттенок психического процесса, побуждающий к их сохранению или устранению (цвета, запахи, звуки).

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.

Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства (радость, удивление, гнев и т.д.).

Аффект – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функции внутренних органов.

Фрустрация – состояние, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Она сопровождается гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать деятельность всего организма. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию. Фрустрация завит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него норм реагирования на жизненные трудности.

Страсть по интенсивности переживания приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью является сильное, глубокое, длительное и устойчивое переживание с ярко выраженной направленностью на достижение цели или предмета вожделения.

Стресс – впервые этот термин появился благодаря канадскому физиологу Гансу Селье. Наблюдая за больными и ставя эксперименты над животными, исследователь показал, что любые неблагоприятные воздействия на организм формируют единую универсальную систему защиты. Словом «стресс» Селье назвал состояние, в котором находится организм, испытывающий неблагоприятные экстремальные воздействия.

Согласно Селье, можно выделить три стадии адаптации к стрессовым нагрузкам:

реакция тревоги, которая мобилизует первичные механизмы защиты от вредных экстремальных воздействий;

стадия критической устойчивости, во время которой организм адаптируется к стрессору на определенный период времени, если положительный эффект не возникает, то наступает дистресс;

стадия истощения (дистресс) – неумолимое следствие воздействия достаточно сильного или достаточно долговременного стрессора, проявляющееся в полной дезорганизации деятельности.

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного стрессора. В случае длительного и непрерывного воздействия отрицательных эмоций у человека могут возникать нарушения нервной деятельности и функций внутренних органов.

 

Теории эмоций.

1. Теория Джеймса-Ланге (1884-1885). В конце 19 столетия выдающийся Гарвардский психолог Уильям Джеймс и датский психолог К.Ланге независимо друг от друга выдвинули теорию эмоций, которая на первый взгляд противоречит здравому смыслу. С точки зрения обывателя мы смеемся, потому что мы счастливы, плачем от того, что печальны, и дрожим от страха, потому что боимся. Концепция, получившая известность как теория Джеймса-Ланге, переворачивает все наоборот. Они пришли к выводу, что эмоциональные чувства возникают после телесного возбуждения. Например, мы видим медведя, убегаем, возбуждаемся и затем чувствуем, что перепугались.

2. Теория Кеннона-Барда (1927). Американские физиологи Уолтер Кеннон и Филипп Бард обосновали «центральную» теорию эмоций. Они предположили, что эмоции и телесное возбуждение происходят одновременно. И то, и другое возникает в мозгу, начинаясь с активизации таламуса. Таламус, в свою очередь, дает сигнал коре и гипоталамусу. Кора порождает наши эмоции и эмоциональное поведение, гипоталамус отвечает за возбуждение тела. Таким образом, если вы видите перед собой опасного медведя, то телесное возбуждение, бегство и чувство страха – все это будет порождено одновременно вследствие активности мозга.

3. Когнитивная теория Шехтера (1971). По Шехтеру, эмоции имеют две составляющие: физическое возбуждение и когнитивную оценку. Если медведь показался вам недружелюбным, то вы будете интерпретировать ваше возбуждение как страх, а если медведь «предложил пожать лапу», вы, вероятно, обрадуетесь и испытаете облегчение.

4. Информационная теория (1975). Отечественный физиолог П.В.Симонов предложил информационную теорию эмоций, согласно которой эмоция – это функция двух факторов: значения мотивации, или потребности, и разности между информацией, необходимой для удовлетворения данной потребности, и информацией, доступной субъекту. Речь идет об информации прагматической, по сути дела, о средствах удовлетворения потребностей. Когда этой информации недостаточно, возникает отрицательная эмоция. Положительная же эмоция возникает в том случае, когда информация увеличивает вероятность удовлетворения потребности по сравнению с прогнозом.

 

Управление эмоциями.

Эмоции являются своего рода барометром нашего внутреннего мира, дающим интуитивное знание о нас самих и нашем взаимодействии с другими в данный момент. Поскольку эмоции связаны с психологическим приспособлением, желательно уметь управлять своими эмоциями, тем самым обеспечивая результативность взаимодействия индивида с внешней средой и другими людьми.

Человека, который умеет управлять эмоциями, характеризуют как эмоционально зрелую личность, которую отличает совокупность устойчивых личностных качеств:

- эмоциональная устойчивость – способность и готовность к достойным поступкам в любых ситуациях;

- внутреннее спокойствие – это важное условие сохранения у человека системы личностных ценностей, иерархии мотивов, это ясность ума и четкость поведения, это психологический «иммунитет» от ситуационных «помех», провоцирующих обстоятельств;

- правильное восприятие обстановки, умение отличать главное от второстепенного;

- знание меры воздействия на события – усиление или сдерживание своей мотивации в зависимости от логики развития событий делает мотивационную саморегуляцию личности адекватной и эффективной;

- умение подходить к проблеме с разных точек зрения – стремление избежать односторонности рассуждений. Любая позиция личности только выиграет от всестороннего анализа того, что составляет ее основу;

- готовность к любым неожиданным событиям – гибкость, своевременное и адекватное реагирование на внешние изменения;

- восприятие действительности такой, как она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы ее видеть. Умение находить в ней положительные и отрицательные, требующие улучшения, стороны предохраняет от искаженного восприятия жизни;

- стремление к выходу за рамки проблемной ситуации, постоянное стремление к разрешению своих противоречивых отношений с миром, к поиску новых, более содержательных мотивов жизнедеятельности помогает личности повышать жизненную устойчивость в экстремальных ситуациях;

- наблюдательность – важное условие управления эмоциями: развитие наблюдательности не только за окружающей действительностью, но и за самим собой. Многие ненужные, бесполезные реакции, мысли и действия отпадут, если человек сможет научиться беспристрастно наблюдать за собой;

- дальновидность – способность понимать внутреннюю логику окружающих событий, видеть перспективу их развития;

- стремление понять других – выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации;

- умение извлекать положительный опыт из всего происходящего – учет причин прежних неудач и ошибок и своевременный отказ от сомнительных и неконструктивных побуждений.

Каждый человек может научиться здоровым методам управления своими эмоциями, чтобы выражать их социально приемлемым образом, в нужное время и с нужной интенсивностью.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...