Индивидуальность и ее проявления
По мнению Б.Г. Ананьева, компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых отношений и др.) и субъекта деятельности (совокупность деятельностей и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности и неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, так как индивидуальность — не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявлений, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются ценности, притязания и самооценка. В индивидуальности интегрируются три формы развития: основная форма развития индивидных свойств - онтогенез, основная форма развития личностных свойств - жизненный путь человека в обществе и форма развития субъектных свойств - история производственной деятельности человека в обществе, в частности история формирования его профессиональной деятельности. Индивидные, личностные и субъектные свойства не совпадают в возрастном развитии. Индивидуальность генетически формируется позже, являясь результирующей противоречивой динамики развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути. Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, исчисляясь в биографо-исторических датах и событиях личной жизни.
Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным законам. Важным индикатором человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека. Одно из возможных проявлений активности индивидуальности - поступки человека. Это могут быть поступки гражданского характера (отражающие отношение человека к своему долгу гражданина), коммуникативные (отражающие отношения в сфере общения), трудовые (в форме различного рода профессиональных действий). «Вызревание» поступков происходит в сфере переживаний личности, в результате активной внутренней работы. Период между вызреванием поступка и его действенным проявлением может быть различным, а иногда и не получить внешнего проявления. Поступки человека могут проявляться как устойчивый стиль сведения. Такая индивидуальность выступает как организатор и преобразователь обстоятельств современной ему среды, способная создавать новые обстоятельства жизни, низкая активность тоже становится устойчивой характеристикой индивидуальности. При этом человек выступает пассивным носителем обстоятельств. Во всех случаях индивидуальность представляет источник саморазвития человека, делает его относительно независимым от случайных влияний внешней среды. Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, т.е. неповторимый вклад личности в общественное развитие. В основывающейся на экзистенциализме гуманистической психологии личности (А. Маслоу, К. Роджерс) самоосуществление индивидуальности рассматривается как неповторимое единичное проявление мира человека.
Раздел 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Глава 12. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. Общение как условие формирования личности. Виды и функции общения. Структура общения. Общение как взаимодействие. Общение как условие формирования личности. Общение является сложным многогранным и многоплановым процессом взаимодействия между людьми. В процессе общения реализуется вся система отношений и установок человека, происходит взаимное восприятие, обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия. Именно общение является решающим условием социализации и развития личности: в процессе общения взрослого и ребенка происходит усвоение социального опыта, знаний, способов выражения эмоций и многого другого. Известны случаи воспитания детей дикими зверями – дети-Маугли. Отсутствие человеческого общения приводит к необратимым изменениям в психике таких детей. Наблюдения за детьми в детских домах свидетельствует о том, что и ограничение общения, невозможность общаться с матерью - материнская депривация - также приводит к задержке познавательного, эмоционального и социального развития. В 18 веке, когда приюты для сирот организовывались при церквях, один испанский епископ писал, что в приюте «ребенок становится грустным, и многие от грусти умирают». Однако не только для ребенка так необходимо общение с другими людьми. Невозможность общения влияет и на психическую деятельность взрослого человека. Специальные исследования показывают, что длительное пребывание человека в гермокамере ведет к целому ряду нарушений в области восприятия, внимания, памяти и мышления, нарушаются также и эмоциональные реакции. Этих нарушений можно избежать при наличии целенаправленной деятельности и достаточной двигательной активности. Но и сами результаты деятельности существенно зависят от общения: проявление различных свойств личности, особенностей психической деятельности и поведения зависят от того, действует ли человек в изоляции или в присутствии других людей. Даже пассивное присутствие другого человека влияет на результаты деятельности.
Виды и функции общения. В зависимости от содержания, целей и средств можно выделить несколько видов общения: - по целям общение может быть биологическим (необходимым для поддержания жизнедеятельности организма) и социальным (расширение межличностных контактов, развитие отношений, личностный рост); - по средствам общение может быть непосредственное и опосредованное (с помощью специальных средств, например, Интернета, телефона и др.); прямое и косвенное (с помощью посредников, которыми могут выступать другие лица); - по содержанию общение делят на материальное (обмен предметами деятельности, ее продуктами), когнитивное (обмен знаниям), кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями), мотивационное (обмен целями, интересами, мотивами), деятельностное (обмен действиями, навыками). Функции общения разнообразны, условно их можно объединить в три класса: информационные, регуляционные и аффективные функции. К информационным функциям можно отнести инструментальную – механизм управления и передачи информации; трансляционную – передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д. К регуляционным можно отнести синдикативную - функцию объединения людей, функцию социального контроля, функцию управления и организации совместной деятельности. К группе аффективных функций относится экспрессивная, функция самовыражения, гедонистическая функция (общение как получение удовольствия). Такое деление достаточно условно, поскольку в каждом акте общения в той или иной степени могут быть представлены все три класса функций. Особенно ярко это представлено в процессе социализации, необходимым условием которого является общение. В самом деле, социализация предполагает как усвоение определенной информации, конкретных способов деятельности, экспрессивных реакций, так и осуществление социального контроля путем применения определенных санкций в случае нарушения существующих в данном обществе норм и правил.
12.3. Структура общения. На основе трех групп функций можно выделить три взаимосвязанные стороны в структуре общения: - коммуникативную (передача информации), - перцептивную (восприятие и взаимопонимание) -интерактивную (организация взаимодействия) составляющие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|