Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межгрупповая дифференциация и интеграция.




Понятием «межгрупповая дифференциация» обозначаются социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами. Социальная категоризация, идентификация и сравнение – когнитивные процессы, позволяющие человеку осознать свою принадлежность к одной из групп и выделить ее специфику по сравнению с другими группами. Понятие межгрупповой дифференциации является одним из центральных в теории межгрупповых отношений Г.Тэджфела и Дж.Тернера.

Термином «межгрупповая дифференциация» обозначается, с одной стороны, установление различий между своей и другой группой, а с другой - дифференциация психологических отношений к своей и другой группе. При этом содержание явления межгрупповой дифференциации однозначно связывается с такими феноменами, как межгрупповой конфликт, внешнегрупповая враждебность, внутригрупповой фаворитизм и др.

Понятие межгрупповой дифференциации охватывает, по меньшей мере, два специфичных социально-психологических процесса, связанных с установлением различий между своей и другими группами. Во-первых, процесс формирования внутригруппового предпочтения как проявление эмоциональной приверженности к своей группе, являющейся необходимым условием сохранения психологического единства группы. Во-вторых, процесс межгруппового сопоставления и сравнения, являющийся необходимым условием и предпосылкой согласованной совместной деятельности и межгруппового взаимодействия, какую бы форму это взаимодействие ни принимало.

Понятие «межгрупповая интеграция» характеризует не отсутствие различий в позициях, мнениях, оценках групп (в т.ч. и по отношению друг к другу), а наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, более успешной реализации функций как своей группы, так и более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы.

Процессы межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Без внутригруппового обособления и внутригрупповой интеграции невозможно существование группы как психологической общности, а значит и эффективное межгрупповое взаимодействие и взаимоотношения. С другой стороны, само обособление и выделение групп как целостных образований, субъектов совместной жизнедеятельности и межгруппового взаимодействия происходит в рамках общности более высокого порядка. Межгрупповая интеграция невозможна без предварительной дифференциации групп и внутригрупповой интеграции, предполагает ее.

Однако в отношениях между группами часто проявляются и такие тенденции, которые носят явно дезинтегративный характер: это может быть связано с противоречием интересов, экономической конкуренцией, а также с наличием национальных и социальных стереотипов, приводящих к предубежденности и предвзятости в представлениях и оценках друг друга. Возможно также проявление тенденции ко взаимной межгрупповой изоляции, когда взаимосвязи, взаимодействие и общение между группами сокращаются до минимума.


 

Литература

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000.

3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

4. Атватер И. Даффи К. Психология для жизни: Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2004.

5. Берон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2004.

6. Богданов И.В., Лазарев С.В., Ануфриенко С.С. и др. Психология и педагогика: учеб. Курс. Федеральный фонд учеб. Курсов (Электронное издание).- М., 2001.http://www.ido.edu.ru/

7. Бойко В.В. Энергия эмоций. – СПб.: Питер,2004.

8. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2004.

9. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2004.

10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2003.

11. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2004.

12. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Юнити, 2004.

13. Дружинин В.Н. Психология XXI века. – М.: ПЕР СЭ, 2003.

14. Каменюкин А., Ковпак Д. Антистресс- тренинг. – СПб.: Питер, 2004.

15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд.- СПб.: Питер, 2004.

16. Кроль В.М. Психология и педагогика для технических вузов. – М.: Высшая школа, 2004.

17. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2004.

18. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

19. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. – СПб. Питер, 2005

20. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.

21. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

22. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. Х. и Гарбера Е.И. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.


23. Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие / Е.П. Белозерцев и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. Центр <<Академия>>, 2004

24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. С.Д. Смирнова. - М.: <<Академия>>, 2001.

25. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина – М.: Изд. Института Психотерапии, 2002.

26. Психология. Учебник для экономических вузов/ Под общ. Ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2003..

27. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2003.

28. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. – М.: Аспект Пресс, 2000.

29. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004.

30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие – М.: Народное образование, 2003.

31. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. Пособие. – М.: Изд. Центр <<Академия>>, 2003.

32. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов.2-е изд., перераб. – Ростов-на-Дону:<<Феникс>>,2004.

33. Теория личности: познание человека./ С. Клонингер – СПб.: Питер, 2004.

34. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001.

35. Фрейджер Р., Фейдмен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

36. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- СПб.: Питер, 2003.

37. Хомская Е,Д, Нейропсихология, 4-е издание. – СПб.:Питер,2005.

38. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности (Основные положения, исследования и применение). 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

39. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. – СПб.: Питер, 2004.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................................. 3

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ................ 5

Глава 2. ПРИРОДА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА................................... 22

 

Раздел 2. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.................................................... 45

Глава 4. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА......................................................... 78

Глава 5. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ.................. 90

Глава 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ................................... 108

Глава 7. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.......................... 121

Глава 8. ТЕМПЕРАМЕНТ.................................................................. 127

Глава 9. ХАРАКТЕР............................................................................ 136

Глава 10. СПОСОБНОСТИ................................................................ 142

Глава 11. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ........................................... 149

 

Раздел 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава 12. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ............................................ 171

Глава 13. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ............................ 186

Глава 14. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП................................... 193

Глава15. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ................................ 205

 

Литература …………………………………………………………………………245

 

Оглавление..................................................................................................................... 249

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...