Понятие форм деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Лекция 1. Понятие правового обеспечения управленческой деятельности
1. Необходимость правового обеспечения управленческой деятельности и его предмет 2. Правоотношения по правовому обеспечению управленческой деятельности и их субъекты 3. Методы правового обеспечения управленческой деятельности 4. Место учебного курса «Правовое обеспечение управленческой деятельности» в учебном процессе и соотношение с другими дисциплинами
1. Необходимость правового обеспечения управленческой деятельности и его предмет ПОУД является вспомогательным механизмом в системе управления государством. В процессе государственно-управленческой деятельности и в деятельности по управлению муниципальным образованием возникает необходимость соотнести предпринимаемые действия с нормами законодательства, проверить законность принимаемых органами власти решений. Правовое обеспечение управленческой деятельности осуществляется в трех основных направлениях: 1) ПО законотворческого процесса; 2) ПО исполнительно-распорядительной деятельности; 3) правовой контроль за соблюдением законности в государственном и муниципальном управлении. Таким образом, предметом ПОУД являются общественные отношения, возникающие в процессе правового обеспечения законодательной, исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. 2. Правоотношения по правовому обеспечению управленческой деятельности и их субъекты Общественные отношения, возникающие в процессе правового обеспечения законодательной, исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности по своей сути являются правоотношениями, т.к. они регламентируется нормами права. Нормы ПОУД – правила поведения субъектов законодательной, исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности, обязательные для них, и обеспечивающиеся государством посредством ряда мер принуждения. Нормы ПОУД можно подразделить на: 1) материальные – содержат указания на обязательные для субъектов законодательной, исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности действия; 2) процессуальные – содержат указания на обязательный для субъектов законодательной, исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности порядок реализации определенных действий.
Субъектами ПОУД являются государственные или муниципальные органы, структурные подразделения этих органов или их должностные лица, уполномоченные на оказание правовой помощи в законодательном, исполнительно-распорядительном и контрольно-надзорном процессе. Таким образом можно дать следующее определение ПОУД – это деятельность, направленная на обеспечение законодательного и исполнительно-распорядительного процесса, а также контроль за соблюдением законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и осуществляемая уполномоченными на то органами, а также их структурными подразделениями и должностными лицами. Методы правового обеспечения управленческой деятельности ПОУД не является самостоятельной отраслью права и не имеет собственных методов правового регулирования. ПОУД использует методы, используемые также в других отраслях права. Можно выделить два основных метода ПОУД: 1) императивный; 2) диспозитивный. Императивный метод обычно используется в виде запретов или предписаний, когда субъект к которому обращен данное обращение обязан его исполнить (пример: отказ в регистрации правового акта ОГВ в Минюсте; постановление КС). Диспозитивный обычно используется там, где речь идет о рекомендациях и консультациях, которые могут быть и не восприняты (пример: результаты независимой экспертизы проекта федерального закона, проведенной по инициативе соответствующего комитета ГД).
В целях повышения соблюдения действующего законодательства при подготовке нормативных правовых актов необходимо знать, в каких случаях участие правовых служб органов является обязательным. В противном случае ПА будет ущербным и может быть отменен в установленном порядке из за несоблюдения процессуальных норм ПОУД.
4. Место учебного курса «Правовое обеспечение управленческой деятельности» в учебном процессе и соотношение с другими дисциплинами ПОУД не является самостоятельной отраслью права, однако является самостоятельной учебной дисциплиной. ПОУД – это комплексная дисциплина, которая находится на стыке с другими дисциплинами. ПО законодательного процесса регулируется нормами КП и АП, ПО исполнительно-распорядительной деятельности – нормами АП, ПО контрольно-надзорной деятельности – нормами АП, ПО деятельности ОМСУ – нормами КП, АП и МП. Таким образом, ПОУД является комплексной учебной дисциплиной. Необходимость ее преподавания юристам вызвана тем, что именно юристы, работающие в соответствующих органах государственной власти и местного самоуправления, призваны ее осуществлять. Кроме того, для принятия любых управленческих правовых актов необходимо знание необходимых процедур, которые зачастую включают обязательное ПО.
Лекция 2. Нормотворческая и правоприменительная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
1. Понятие форм деятельности государственных органов и органов местного самоуправления 2. Виды правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и их соотношение. Юридические коллизии. 3. Требования к правовым актам органов государственной власти и местного самоуправления.
Понятие форм деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Органы государственной власти и местного самоуправления в процессе осуществления своей деятельности пользуются различными средствами, в числе которых технические (например, компьютеры), экономические (материальная заинтересованность), организационные (кадровое дело, формирование структуры органа), моральные (моральные меры поощрения), эстетические (дизайн), психологические (настрой в трудовом коллективе), правовые средства (постановления, приказы и др.) и т.д. Существует, определенная упорядоченность в применении этих многочисленных средств и мер, т.е. применяются все они с соблюдением определенных форм и методов.
Форма деятельности субъектов государственного и муниципального управления многочисленны и разнообразны. Все они, однако, требуют знания действующего законодательства. В особенности это касается правовых форм деятельности. Наиболее важной формой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления является издание правовых актов управления. Правовые акты могут быть нормативными, т.е. содержащими нормы права или индивидуальными, т.е. содержащим конкретное предписание конкретному исполнителю. Все государственные и муниципальные органы, многие должностные лица, часть структурных подразделений вправе принимать правовые акты, являющиеся, в зависимости от того, кто их принимает, актами власти, актами управления, актами правосудия и т.д. Правовой акт своим появлением вызывает определенные юридические последствия. Правовой акт государственного управления может содержать в себе норму права, т.е. быть актом нормотворчества. Правовой акт может быть актом применения права, т.е. актом правоприментельным. Правовой акт государственного управления может послужить освоваиием для принятия других правовых актов управления, например, приказ министра принимается на основе правительственного постановления, приказ руководителя структурного подразделения министерства принимается на основании приказа министра и т.д. Особое место среди правовых актов органов управления занимают законы. Законы принимаются представительными органами и обладают высшей по отношению ко всем другим правовым актам юридической силой.
2. Виды правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и их соотношение. Юридические коллизии. Наличие значительного количества правовых актов ведет к тому, что содержащиеся в них нормы могут вступать в противоречие друг с другом. Такая ситуация ведет к возникновению юридических коллизий, разрешение которых является одной из задач правового обеспечения управленческой деятельности. Одним из способов разрешения юридических коллизий является установление соотношения между правовыми актами, содержащими противоречащие нормы. Правовые акты разделяются по правовой силе, по правовым свойствам, по правовой природе. Правовая сила всех правовых актов единая, в том смысле, что каждый из них обязателен к исполнению и защищается государством имеющимися в его распоряжении силами и средствами. Здесь подчеркиваются отличия правовых актов управления от актов общественных объединений, которые государственно-правовой силы не имеют. По правовым свойствам правовые акты государственного управления делятся на три группы: акты верховного управления, акты ведомственного (отраслевого) управления, акты местного управления (самоуправления). Акты верховного управления принимаются высшими органами государственной власти, акты всех нижестоящих субъектов не должны им противоречить. Акты ведомственного (отраслевого) управления принимаются руководителем ведомства (министерства) и другими должностными лицами на то уполномоченными. Ведомственные (отраслевые) акты действуют в рамках и пределах отрасли, обязательны для работников отрасли и не должны противоречить актам верховного управления. Правовые акты местного управления принимаются местными органами и органами местного самоуправления, уполномоченными органами, в рамках своей компетенции и действуют на территории соответствующего административно-территориального образования. Таким образом, правовые свойства актов государственного управления оттеняют их качественные стороны, соотносимость друг с другом и вытекающую отсюда взаимозависимость. По правовой природе акты государственного управления делятся на: нормативные, правоприменительные (индивидуальные), акты общего характера. Нормативные (нормотворческие) акты порождают и содержат нормы права. Правоприменнтельные (индивидуальные) акты содержат предписания (или констатации) конкретным исполнителям – о совершении действий, о поощрениях и т.д., это акты разового применения. Правовые акты общего характера соединяют в себе признаки и нормативных и индивидуальных актов: от нормативных у них неограниченный, т.е. неперсонифицированный круг лиц, на которых акт распространяется, а от индивидуальных актов – разовость их действия.
Высшими юридическими свойствами в РФ обладает Конституция РФ. Все остальные ПА не могут ей противоречить и, в случае возникновения юридических коллизий, не применяются. Выявлением данных коллизий занимается КС РФ. Следующими в этом ряду идут федеральные законы и федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы обладают большими юридическими свойствами, чем простые законы и принимаются в особом порядке. Законам не могут противоречить все остальные ПА. Далее следуют Указы президента РФ, Постановления Правительства РФ, ПА различных федеральных министерств и ведомств. Юридические коллизии возникают не только между федеральными ПА, но и между федеральными ПА и ПА субъектов Федерации. Для устранения юридической коллизии в таком случае необходимо выяснить к чьему предмету ведения относит Конституция решение данного вопроса. Если к ведению Федерации или совместному – применяется федеральный ПА, если к ведению субъекта – ПА субъекта (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). В качестве примера юридических коллизий можно привести следующие: ст. 3 Устава г. Саратова (территорию города образуют земельная и водная поверхность, недра и воздушное пространство в пределах городской черты) – противоречит ч. 2 ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения). Ст. 37 Устава г. Саратова (в состав земель города входят: - земли городской застройки; - земли городской инфраструктуры и земли для коммунальных нужд города; - земли сельскохозяйственного назначения; - земли с особым режимом землепользования: оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, природно-заповедного назначения, земли водного фонда, земли, занятые городскими лесами; - земли резерва) противоречит Земельному кодексу т.к. нет земель резерва и с. 19 Лесного кодекса (лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации. Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|