Правовая экспертиза НПА субъектов Федерации дополнительно осуществляется на федеральном уровне.
Юридическая экспертиза правовых актов субъектов РФ осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из пункта «а» части 1 статьи 72 Конституции РФ, совместно с органами государственной власти субъектов РФ мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам. Главам органов исполнительной власти субъектов РФ обеспечить направление в Министерство юстиции РФ копий правовых актов в 10-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются законы и иные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ. Не подлежат юридической экспертизе правовые акты, не имеющие нормативного характера, а также принятые министерствами, ведомствами, управлениями, отделами и иными органами исполнительной власти субъектов РФ. Юридическая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Министерство юстиции РФ. При необходимости этот срок может быть продлен руководством Министерства, но не более чем на месяц. В случаях, требующих сложной научной экспертизы, МЮ вправе привлекать к экспертизе на безвозмездной основе Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. По результатам проведения юридической экспертизы составляются: мотивированное заключение, в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ Конституции РФ и федеральным законам, или справка, если таких нарушений не обнаружено. В случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции РФ представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.
В Уральском федеральном округе в 2000 году было проведена юридическая экспертиза 67 соглашений между федеральными территориальными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий. Из них 48 были признаны незаконными. По результатам проведения юридической экспертизы руководителем департамента по согласованию с заместителем Министра по направлению деятельности решается вопрос о целесообразности подготовки проекта запроса в Конституционный Суд РФ для внесения его Правительством РФ или проекта указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Федерации в случае противоречия этого акта Конституции РФ и федеральным законам.
Правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления
Не являясь ОГВ, ОМСУ не могут сами присваивать себе функцию правотворчества, т.к. это важнейшая государственная функция. Лишь государство или отдельные его органы могут санкционировать создание ОМСУ правовых норм, порождающих юридические права и обязанности. При этом возможны три способа санкционирования правотворческой деятельности: а) органы самоуправления по своей инициативе разрабатывают нормы, которые приобретают юридический характер по предварительной санкции государства; б) органы государства утверждают разработанные органами самоуправления нормативные акты; в) государство создает общие (типовые) нормы (в форме рекомендаций); органы самоуправления их детализирует применительно к конкретным условиям и представляют на утверждение (или регистрацию) соответствующему государственному органу.
В каждом из этих случаев государство определяет круг вопросов, решения по которым становятся нормативно-правовыми, а также возможный характер таких юридических решений. Важнейшим правовым актом, разрабатываемым ОМСУ и регистрируемым ОГВ, является Устав МО. Государство осуществляет правовой контроль правотворчества ОМСУ при регистрации Уставов МО. В соответствии с Законом СО «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в СО» от 21 июня 1996 г. устав муниципального образования направляется для регистрации в Главное управление юстиции Саратовской области в двухнедельный срок после принятия представительным органом МСУ или референдумом. Устав муниципального образования регистрируется Министерством юстиции администрации Саратовской области в месячный срок с момента поступления текста устава и соответствующих документов. По результатам рассмотрения принимается решение: 1) о государственной регистрации устава; 2) об отказе в государственной регистрации устава. Мотивированный отказ в государственной регистрации устава муниципального образования доводится в письменном виде до соответствующего органа МСУ не позднее 30 дней, начиная с даты поступления всех документов на регистрацию. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования может быть обжалован органами МСУ в судебном порядке в течение 30 дней, начиная с даты получения извещения о мотивированном отказе. Федеральный закон «Об общих» устанавливает, что основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции РФ, законам РФ. Разработка устава МО, а также других местных документов осуществляется обычно исполнительным ОМСУ. Правовое обеспечение исполнительных органов осуществляется правовыми отделами местных администраций. Так, в администрации г. Саратова существует отдел правового обеспечения. Основными задачами данного отдела являются: проверка соответствия требованиям законодательства проектов документов правового характера, разрабатываемых администрацией города; подготовка положений об изменении, приостановлении или отмене ПА администрации г. Саратова или районов города в случаях, если они противоречат действующему законодательству; консультирование работников администрации по правовым вопросам; организация кодификации систематизированного учета и хранения НА.
Методическую и иную поддержку правотворческой деятельности ОМСУ может оказывать также Министерство юстиции СО. Значительная часть правовых актов по вопросам МСУ принимается ОГВ субъектов РФ, в которых могут содержаться Положения, ущемляющие, или ограничивающие права МСУ. Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов РФ, важную функцию в этой сфере выполняет Министерство юстиции РФ. На Министерство юстиции РФ возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, в том числе и по вопросам МСУ. В случае несоответствия правового акта Конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции РФ представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти. Муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам МСУ в Совете по местному самоуправлению при Президенте РФ. Совет является консультативным органом при Президенте РФ. Его возглавляет Председатель Правительства РФ. В состав Совета по местному самоуправлению при Президенте РФ входят руководители органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов МСУ, представители союзов и ассоциаций МСУ. К основным задачам Совета относятся, в частности, подготовка для Президента РФ рекомендаций по осуществлению и корректировке государственной политики в области МСУ, разработка для Президента РФ предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ в ходе осуществления реформы МСУ и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|