Правовое обеспечение деятельности Государственной Думы и Совета Федерации
Основной и важнейшей функцией ГД ФС является принятие федеральных и федеральных конституционных законов. Вполне очевидно, что функция правового обеспечения управленческой деятельности имеет особенно важное значение именно при принятии законов, т.к. несоответствие закона Конституции РФ, противоречие с другими законами, неправильное употребление правовых терминов, неясность и возможность неоднозначного толкования отдельных его статей способно породить самые серьезные последствия. Принятие закона состоит из нескольких последовательно следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком. В РФ законодательный процесс состоит из следующих основных стадий: – законодательная инициатива и предварительное рассмотрение, – рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой, – рассмотрение Советом Федераций законов, принятых Государственной Думой, – рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий, – повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации, – повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ, – повторное рассмотрение Советом федерации законов, отклоненных Президентом РФ, – подписание и обнародование законов Президентом РФ. Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными. ГД принимает участие в большинстве из перечисленных стадий. Поэтому правовому обеспечению участия ГД в законодательном процессе уделяется особенно пристальное внимание. Все нормы, регламентирующие правовое обеспечение законодательной деятельности ГД подразделяются на императивные и диспозитивные.
Правовое обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы, депутатских объединений, Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий Государственной Думы, Председателя Государственной Думы, его первого заместителя, заместителей Председателя Государственной Думы осуществляет Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Наряду с Аппаратом Государственной Думы информационное, экспертное и иное обеспечение Государственной Думы осуществляется также государственными организациями, обеспечивающими деятельность обеих палат Федерального Собрания РФ, к которым в первую очередь относится Министерство юстиции РФ. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены: а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; г) финансово - экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); д) заключение Правительства РФ (в случаях, определенных статьей 104 (часть 3) Конституции РФ). Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по поручению Совета Государственной Думы или ответственного комитета в установленный ими срок осуществляет правовую экспертизу законопроекта на соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, а также проверяет перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта. Ответственный комитет может поручить Правовому управлению Аппарата Государственной Думы провести лингвистическую экспертизу законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы на основании результатов правовой экспертизы законопроекта готовит заключение, в котором должны быть даны ответы на следующие вопросы: а) соответствует или не соответствует законопроект Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам? Если в заключении устанавливается несоответствие законопроекта Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам, то должно быть указано, какому акту не соответствует законопроект и в чем выражается это несоответствие; б) не нарушена ли внутренняя логика законопроекта, нет ли противоречий между разделами, главами, статьями, частями и пунктами законопроекта? Если такие противоречия есть, они должны быть названы конкретно, а также необходимо дать рекомендации, как можно устранить противоречия; в) полностью ли приведен перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта? Если приведен неполный перечень актов, то следует акты, которые в этом перечне не приведены, указать. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы должно быть подписано начальником Правового управления Аппарата Государственной Думы либо одним из его заместителей с указанием фамилии и даты подписания. В случае если дать заключение в установленный срок нет возможности, срок может быть продлен Советом Государственной Думы по мотивированному предложению Правового управления.
Отзывы, предложения и замечания депутатов Государственной Думы и других субъектов права законодательной инициативы по законопроекту рассматриваются на заседании ответственного комитета. Для участия в заседании могут быть приглашены работники Правового управления Аппарата Государственной Думы, осуществлявшие правовую экспертизу. Правовая экспертиза, проводимая Правовым управлением ГД является обязательным этапом рассмотрения проекта закона и не может быть пропущен. Законопроект может быть принят к рассмотрению в первом чтении только при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы. Кроме того, по решению ответственного комитета законопроект с сопроводительным письмом за подписью председателя комитета Государственной Думы может быть направлен в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы, в том числе и правовой. Правовая экспертиза может осуществляться любыми научными организациями, в том числе ВУЗами. Проведение независимой экспертизы является факультативным этапом законодательного процесса. Решение независимой экспертизы является рекомендательным для комитета и тот может не согласиться с решением экспертов. Законопроект, принятый в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в Совет федерации. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтений, поступают в соответствующий комитет Государственной Думы. Такие поправки вправе вносить Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ могут вносить поправки к законопроекту по вопросам их ведения.
Ответственный комитет изучает и обобщает поправки. Комитет вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным конституционным законам. Порядок и требования к проведению экспертизы в данном случае аналогичны предыдущим. По поручению ответственного комитета Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую экспертизу законопроекта в соответствии с требованиями статьи 112 настоящего Регламента и подготавливает заключение. Ответственный комитет в случае несогласия с заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы вправе пригласить на свое заседание при рассмотрении законопроекта работников Правового управления, подготовивших данное заключение, для разъяснения его содержания. Кроме того ответственный комитет вправе потребовать у Правового управления ГД проведения лингвистической экспертизы проекта. Лингвистическая экспертиза законопроекта заключается в оценке соответствия представленного текста нормам современного русского литературного языка с учетом функционально - стилистических особенностей текстов законов. Далее законопроект должен быть принят во втором чтении. Принятый во втором чтении законопроект вновь направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. По завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов и принятия в третьем чтении. Правовое обеспечение законодательной деятельности ГД осуществляется и на других стадиях. Так, в случае отклонения принятого ГД закона Советом Федерации, создается согласительная комиссия. Депутация Государственной Думы в согласительной комиссии вправе при необходимости привлекать работников Правового управления и других структурных подразделений Аппарата Государственной Думы для содействия в выработке единого текста федерального закона, а также приглашать ученых и специалистов в качестве экспертов. Обязательное участие Правового управления Аппарата ГД предусмотрено и в случае повторного рассмотрения ГД закона, отклоненного Президентом РФ. СФ также играет заметную, хотя и меньшую, чем ГД роль в законодательном процессе. Правовое обеспечение законотворческой деятельности СФ в общем схоже с рассмотренным выше. Закон, принятый ГД и направленный в СФ, поступает в один из комитетов. Аппарат комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, совместно с Правовым управлением Аппарата Совета Федерации обобщает все поступившие замечания и предложения по этому федеральному закону и готовит материал для рассмотрения комитетом Совета Федерации. Участие Правового управления СФ заключается в том, что на заседании комитета (комитетов), ответственного за рассмотрение федерального закона, присутствуют работники Правового управления Аппарата Совета Федерации, которые по просьбе любого члена комитета (комитетов) должны предоставить в устной или письменной форме справку правового характера по рассматриваемому федеральному закону.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|