Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая финансово-правовая характеристика подразделений МЧС РФ




 

В 2010 году началась реформа бюджетных учреждений, которая закончилась в июне 2012 года. В соответствии с изменениями законодательства ныне существуют казенные, бюджетные и автономные государственные и муниципальные учреждения. В соответствии с ведомственными нормативными актами в системе МЧС РФ существуют только казенные и бюджетные государственные учреждения. Основной целью Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" является создание правовых механизмов, способствующих повышению качества и доступности государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями, а также повышение эффективности деятельности самих учреждений.

Факторами, обеспечивающими качество и доступность услуг, в соответствии с указанным законом, являются: формирование для каждого учреждения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг с указанием показателей объема и качества его выполнения; обеспечение контроля за выполнением задания; установление прямой зависимости объема финансового обеспечения выполнения задания от результатов деятельности учреждений; большая экономическая самостоятельность учреждения и ответственность руководства учреждения за финансовые результаты его деятельности; однозначное определение перечня услуг, финансируемых за счет соответствующего бюджета, и четкие требования к порядку оказания платных услуг учреждениями и определению их стоимости для потребителя.

Положениями Федерального закона созданы условия для повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на финансовое обеспечение услуг. Это достигается путем создания стимулов для учреждений к сокращению внутренних издержек, а для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления - стимулов к оптимизации подведомственной им сети учреждений. С вступлением в силу Федерального закона государственные (муниципальные) задания, ранее введенные бюджетным законодательством, обрели новый смысл. Задание определяет деятельность учреждения по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ), а также является основанием для финансового обеспечения учреждения.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена разработка заданий на срок до одного года или до трех лет. Задание формируется учредителем для каждого подведомственного бюджетного (автономного) и по решению органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств для казенного учреждения (пункт 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем услуг.

Показатели задания используются при составлении бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание услуг, составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий бюджетным и автономным учреждениям. Данные изменения коренным образом изменяют подход к формированию соответствующего бюджета, а также создают условия для учета показателей реально оказываемых услуг (выполняемых работ) при его формировании, что будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов.

При составлении задания в него включаются, как правило, следующие показатели:

- наименование услуг (работ) из утвержденного ведомственного перечня услуг (отдельно по каждой услуге (работе));

- потребителей (категории потребителей) услуги;

- объем услуг (работ), выполнение которых учредитель поручает учреждению на ближайший финансовый год (финансовый год и плановый период);

- требования к порядку оказания услуги (выполнения работы);

- показатели качества услуги (работы), в случае, если учредитель готов их установить.

В случае наличия стандарта оказания услуги, в задании должна быть дана ссылка на соответствующий стандарт.

Таким образом, стандарт является обязательным требованием выполнения задания, т.е. невыполнение стандарта является невыполнением задания, тогда как показатели, описывающие качество услуги могут использоваться для определения дополнительных характеристик оказания услуги или результата оказания услуги. С 1 января 2012 г. не облагается НДС выполнение работ и оказание услуг казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Причем автономные и бюджетные учреждения не должны уплачивать НДС, только если выполняют работы (оказывают услуги) в рамках государственного или муниципального задания, источником финансирования которого является бюджетная субсидия (“подп. 4.1 п. 2 ст. 146” НК РФ).

Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России является юридическим лицом, что определяет возможность его участия в гражданско-правовых отношениях.

Статус юридического лица имеет МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, а также большинство органов, учреждений и организаций, входящих в систему МЧС России.

В соответствии с приказом МЧС России №488 от 1.10.2010 г. «Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»:

I. К федеральным казенным учреждениям, находящимся в ведении МЧС России относятся:

1. Учреждения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России;

2. Поисково-спасательные учреждения МЧС России;

3. Учреждения федеральной противопожарной службы:

- Отряды, пожарные части и центры обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы;

- Договорные подразделения федеральной противопожарной службы;

- Организации федеральной противопожарной службы центрального подчинения;

4. Подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно- территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;

5. Соединения и воинские части войск;

6. Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России;

7. Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации;

8. Мобилизационные базы территориальных органов МЧС России;

9. Военизированные горноспасательные части;

10. Иные учреждения МЧС России.

II. К федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении МЧС России относятся:

1. Научно-исследовательские учреждения МЧС России;

2. Образовательные учреждения МЧС России Учреждения:

- Учреждения высшего профессионального образования;

- Учреждения дополнительного профессионального образования;

3. Медицинские учреждения МЧС России;

4. Учреждения федеральной противопожарной службы:

- Судебно-экспертные учреждения федеральной противопожарной службы;

- Производственно-технические центры, отряды и пожарные части технической службы федеральной противопожарной службы;

5. Иные учреждения МЧС России.

Подразделения системы МЧС России, обладающие статусом юридического лица, в основной своей части относятся к некоммерческим организациям – федеральным бюджетным учреждениям и федеральным казенным учреждениям. В связи с тем, что МЧС России и подразделения системы МЧС России, обладающие статусом юридического лица, относятся в основной своей части к учреждениям, закрепленное за ними имущество, находящееся в государственной федеральной собственности, принадлежит им на ограниченном вещном праве – праве оперативного управления. В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ право оперативного управления – это право учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Наделение имуществом государственных бюджетных учреждений на праве оперативного управления представляет собой способ осуществления права собственности для Российской Федерации как публично-правового образования – участника гражданского оборота. В соответствии с п. 9 Положения о МЧС России МЧС России осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом.[34]

Право оперативного управления на имущество собственника возникает у учреждения с момента фактической передачи им этого имущества, если иное не установлено законом, иным правовым актом или решением самого собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). С указанного момента на учреждение переходят обязанности по обеспечению сохранности соответствующего имущества, закрепленного за ними собственником, и оно вправе и обязано рассчитываться этим имуществом по обязательствам перед своими кредиторами, тогда как учредитель-собственник по общему правилу уже не отвечает этим имуществом перед своими кредиторами.

В результате каждое из правомочий, входящих в содержание права оперативного управления, предполагает наличие одновременно элемента обязанности подразделений МЧС России перед государством (собственником): обязанность тщательного учета всех материальных ценностей, строгое соблюдение правил хранения и т.п.[35] Право пользования, означающее возможность извлечения выгод, использования полезных свойств, эксплуатации материальных объектов одновременно налагает на подразделения МЧС России обязанность использовать имущество наиболее эффективно, в строгом соответствии с его назначением. Право распоряжения, предоставляющее возможность совершать действия, направленные на изменение юридической принадлежности имущества, означает одновременно обязанность распоряжаться имуществом лишь определенным образом.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...