Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Финансовый контроль деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий




1. Финансовый контроль: задачи, функции, методы

 

Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономическому категорию присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование министерством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Основу процесса финансового контроля составляет анализ предмета или явления с целью изучения закономерностей его возникновения, развития и преобразования, эффективности использования во всех сферах хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль охватывает и общественный сектор экономики, и предпринимательскую деятельность и функционирует посредством проверок налоговых расчетов, выполнения организациями госзаказов, порядок предоставления и возврата субсидий, дотаций, кредитов, а также применяемых налоговых льгот.

Объектом контроля выступает процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, т. е. сфера денежных отношений между министерством и юридическими и физическими лицами, сфера бюджетного процесса, перераспределения доходов и поступлений и эффективного использования.

К функциям финансового контроля относятся:

1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);

2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля;

3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок.

В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных.

Финансовый контроль выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в министерстве. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.[9]

Под основными задачами Финансово-экономического департамента МЧС России понимают:

-разработка мер по реализации в системе МЧС России единой государственной политики в финансово-бюджетной сфере, в области бюджетного учета и отчетности, а также мер по реализации финансовой политики в области федеральной государственной гражданской службы;

-разработка основных направлений финансово-экономического обеспечения государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, гуманитарной помощи населению зарубежных стран;

-разработка приоритетов и основных характеристик финансово-экономического обеспечения деятельности системы МЧС России, а также мер по их реализации;

-организация работы по подготовке предложений МЧС России в средне- и долгосрочный прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации;

-организация и обеспечение сводного планирования финансового обеспечения деятельности системы МЧС России;

-организация и обеспечение подготовки материалов и предложений МЧС России при формировании федерального бюджета;

-организация разработки основных финансово-экономических параметров для формирования предложений в проект государственного оборонного заказа;

-организация и обеспечение ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности в системе МЧС России;

-организация ведения налогового учета и формирования налоговой отчетности в системе МЧС России;

-организация, а также обеспечение в пределах компетенции Департамента, реализации полномочий МЧС России как главного распорядителя бюджетных средств;

-организация, а также обеспечение в пределах компетенции Департамента, реализации полномочий МЧС России как главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

-организация исполнения федерального бюджета в части касающейся МЧС России;

-осуществление текущего контроля за выполнением финансово-экономических показателей государственного оборонного заказа, а также формирование и представление в установленном порядке сводной отчетности о ходе выполнения государственного оборонного заказа;

-определение схем финансирования из средств федерального бюджета распорядителей и получателей бюджетных средств, бюджетных учреждений и унитарных предприятий, подведомственных МЧС России;

-планирование финансового обеспечения деятельности системы МЧС России на особый период;

-организация финансового обеспечения деятельности системы МЧС России на особый период;

-организация обязательного страхования жизни и здоровья личного состава системы МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-обеспечение предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств в ходе исполнения бюджета и финансирования централизованных расходов;

-координация деятельности по администрированию в системе МЧС России доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с компетенцией Министерства;

-осуществление общего руководства финансово-экономическими органами системы МЧС России;

-организационно-методическое обеспечение по вопросам финансово-экономической деятельности, бухгалтерского учета и отчетности в системе МЧС России;

-участие в подборе, расстановке и организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров финансовых органов системы МЧС России;

-определение направлений развития и координация работ по информатизации и автоматизации финансово-экономической деятельности в системе МЧС России.

Финансово-экономический департамент организует:

подготовку предложений МЧС России в проекты перспективного финансового плана и федерального бюджета;

формирование и ведение реестра действующих и принимаемых расходных обязательств в системе МЧС России;

планирование финансового обеспечения и финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России;

финансово-экономическое планирование в системе МЧС России доходов и расходов при осуществлении разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

исполнение части федерального бюджета по выделенным средствам в соответствии с компетенцией МЧС России;

ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в системе МЧС России;

планирование финансового обеспечения и финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России на особый период.

Финансово-экономический департамент осуществляет:

сводное планирование финансового обеспечения деятельности системы МЧС России;

обеспечение финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, международных гуманитарных операций;

обеспечение соответствия исполнения части федерального бюджета по выделенным средствам показателям, утвержденным законом (решением) о федеральном бюджете, бюджетной росписи и лимитам бюджетных обязательств;

формирование и представление сводной бухгалтерской отчетности об исполнении в системе МЧС России части федерального бюджета по выделенным средствам;

финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России в особый период;

методическое обеспечение по финансово-экономическим вопросам, в том числе по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета, составления бухгалтерской отчетности в пределах компетенции МЧС России;

анализ экономической эффективности бюджетных расходов при осуществлении оценки результативности деятельности системы МЧС России.[10]

 

Финансовый контроль, как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний, располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной и основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета).

Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического и маГлаватического, документального и фактического. Деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, так как в основе этого разграничения лежат различные источники данных.

Так, источниками информации для документального контроля служат:

первичные документы, регистры бухгалтерского учета;

бухгалтерская, статистическая иоперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно- конструкторская, технологическая и другая документация.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в реальности (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций.

К основным способам документального контроля можно отнести:

- формальную и арифметическую проверку документов;

- юридическую оценку хозяйственных операций, отраженных в документах;

- логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций;

- сплошное и выборочное наблюдение;

- встречную проверку документов;

- способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени контроля имеются в наличии;

- оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

- балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их отражением в финансово-бухгалтерской документации.

Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы:

- инвентаризация;

- экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции;

- визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима.

Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предшествуя проведению хозяйственных и финансовых операций, предварительный характер носит предупреждающий контроль. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов, сметы, кредитные и кассовые заявки.

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупредить потери и убытки.

Последующий контроль охватывает весь объем хозяйственной и финансовой деятельности проверяемой организации. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, анализ финансово-хозяйственной деятельности, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово- хозяйственной деятельности и др.

Основной метод финансового контроля – ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные.

По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами).

Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

Виды ревизий [11]

1. По ведомственной принадлежности ревизуемых органов:

-ведомственные

-внутриведомственные

-внутрихозяйственные

2. По полноте охвата:

-полные

-частичные

-комплексные

-Главатические

3. По глубине проведения:

-сквозные

-локальные

4. По степени охвата данных:

-сплошные

-выборочные

-комбинированные

5. По характеру материала:

-документальные

-фактические

6. По отношению к плану:

-плановые

-внеплановые

7. По очередности исследования одних и тех же документов:

-первичные

-дополнительные

-повторные

Немаловажное место среди методов финансового контроля занимает счетная проверка отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов.

Выделяют три основных этапа счетной проверки:

- проверка согласованности показателей различных форм отчетности;

- сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета;

- проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов.

Результаты счетно-аналитических проверок оформляются соответствующим актом. Акт проверки имеет целью указать прежде всего на неэффективное, нерациональное использование государственного имущества[12].

Таким образом, первое и главное условие эффективности финансового контроля – обеспечение доступа к любой необходимой информации о реальном состоянии или действии контролируемого объекта. Для этого должно предоставляться:

1) право доступа к необходимой информации независимо от стадии ее формирования и прохождения;

2) право беспрепятственного доступа в любые помещения;

3) право изъятия документов в случае необходимости;

4) опечатывание объектов в установленном законом порядке.

В свою очередь, должностные лица проверяемых субъектов обязаны создавать все условия для нормальной работы контролеров.

Следующее требование к организации финансового контроля:

1) требование постоянства;

2) требование комплексности.

Постоянное адекватное функционирование органов финансового контроля позволяет вовремя предупреждать возможность возникновения отклонений, а также своевременно их выявлять.

СисГлава финансового контроля должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее настраивать на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования государства, обеспечить возможность ее расширения и модернизации.

Большое значение в организации финансового контроля имеет требование приоритетности, по которому в первую очередь проверяются наиболее важные объекты. Контрольному органу нужно охватить контролем те объекты, где он может проявить себя с наибольшей отдачей и максимально способствовать экономии государственных средств.

Насколько деятельность подчинена четкому регламенту – настолько можно ожидать от нее успеха. Что контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех его органов и четкой координации их усилий для решения задач.

Планы органов финансового контроля не должны стать преждевременно известны контролируемым или преданы гласности во избежание подтасовок фактов или других негативных действий с их стороны. Но в процессе самого контроля в целях установления тесного контакта с работниками ревизуемой организации и вскрытия с их помощью нарушений целесообразно информировать о проводимых мероприятиях.[13]

Расходы на функционирование системы финансового контроля не должны превышать ожидаемых убытков в результате отсутствия контрольных мероприятий.

Данное требование предполагает и необходимость оптимизации организационной структуры финансового контроля.

Совокупность указанных выше принципов и требований и является основанием функционирования современной системы финансового контроля.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...