Глава 2. Финансовый контроль деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
1. Финансовый контроль: задачи, функции, методы
Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономическому категорию присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование министерством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Основу процесса финансового контроля составляет анализ предмета или явления с целью изучения закономерностей его возникновения, развития и преобразования, эффективности использования во всех сферах хозяйственной деятельности. Финансовый контроль охватывает и общественный сектор экономики, и предпринимательскую деятельность и функционирует посредством проверок налоговых расчетов, выполнения организациями госзаказов, порядок предоставления и возврата субсидий, дотаций, кредитов, а также применяемых налоговых льгот. Объектом контроля выступает процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений, т. е. сфера денежных отношений между министерством и юридическими и физическими лицами, сфера бюджетного процесса, перераспределения доходов и поступлений и эффективного использования. К функциям финансового контроля относятся: 1) анализ – включает в себя спектр действий по анализу, изучению исполнения действующего законодательства в части использования средств государственного бюджета; выявление отклонений в формировании доходов и расходов субъекта финансовой деятельности; отклонения в сфере финансовой деятельности государственных институтов (министерств, ведомств, других органов); анализ причин отклонений (исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц);
2) корректировка – включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, других субъектов контроля; 3) предупредительная функция – состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности финансового контроля, совершенствованию контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля на основании материалов обобщения результатов проверок. В современных условиях приоритетным направлением является предупредительная функция, направленная на профилактику нарушений и злоупотреблений, совершенствование средств предупреждения нарушений, оперативное реагирование на неправомерное поведение с целью предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений, пресечение этих действий, выявление виновных. Финансовый контроль выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в министерстве. Такие его элементы, как субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, принципы контроля, метод (методика) контроля, техника и технология контроля, принятие решения по результатам контроля, оценка эффективности контроля, определяют механизм финансового контроля.[9] Под основными задачами Финансово-экономического департамента МЧС России понимают: -разработка мер по реализации в системе МЧС России единой государственной политики в финансово-бюджетной сфере, в области бюджетного учета и отчетности, а также мер по реализации финансовой политики в области федеральной государственной гражданской службы; -разработка основных направлений финансово-экономического обеспечения государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, гуманитарной помощи населению зарубежных стран;
-разработка приоритетов и основных характеристик финансово-экономического обеспечения деятельности системы МЧС России, а также мер по их реализации; -организация работы по подготовке предложений МЧС России в средне- и долгосрочный прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации; -организация и обеспечение сводного планирования финансового обеспечения деятельности системы МЧС России; -организация и обеспечение подготовки материалов и предложений МЧС России при формировании федерального бюджета; -организация разработки основных финансово-экономических параметров для формирования предложений в проект государственного оборонного заказа; -организация и обеспечение ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности в системе МЧС России; -организация ведения налогового учета и формирования налоговой отчетности в системе МЧС России; -организация, а также обеспечение в пределах компетенции Департамента, реализации полномочий МЧС России как главного распорядителя бюджетных средств; -организация, а также обеспечение в пределах компетенции Департамента, реализации полномочий МЧС России как главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; -организация исполнения федерального бюджета в части касающейся МЧС России; -осуществление текущего контроля за выполнением финансово-экономических показателей государственного оборонного заказа, а также формирование и представление в установленном порядке сводной отчетности о ходе выполнения государственного оборонного заказа; -определение схем финансирования из средств федерального бюджета распорядителей и получателей бюджетных средств, бюджетных учреждений и унитарных предприятий, подведомственных МЧС России; -планирование финансового обеспечения деятельности системы МЧС России на особый период;
-организация финансового обеспечения деятельности системы МЧС России на особый период; -организация обязательного страхования жизни и здоровья личного состава системы МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации; -обеспечение предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств в ходе исполнения бюджета и финансирования централизованных расходов; -координация деятельности по администрированию в системе МЧС России доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с компетенцией Министерства; -осуществление общего руководства финансово-экономическими органами системы МЧС России; -организационно-методическое обеспечение по вопросам финансово-экономической деятельности, бухгалтерского учета и отчетности в системе МЧС России; -участие в подборе, расстановке и организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров финансовых органов системы МЧС России; -определение направлений развития и координация работ по информатизации и автоматизации финансово-экономической деятельности в системе МЧС России. Финансово-экономический департамент организует: подготовку предложений МЧС России в проекты перспективного финансового плана и федерального бюджета; формирование и ведение реестра действующих и принимаемых расходных обязательств в системе МЧС России; планирование финансового обеспечения и финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России; финансово-экономическое планирование в системе МЧС России доходов и расходов при осуществлении разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; исполнение части федерального бюджета по выделенным средствам в соответствии с компетенцией МЧС России; ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в системе МЧС России; планирование финансового обеспечения и финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России на особый период. Финансово-экономический департамент осуществляет:
сводное планирование финансового обеспечения деятельности системы МЧС России; обеспечение финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, международных гуманитарных операций; обеспечение соответствия исполнения части федерального бюджета по выделенным средствам показателям, утвержденным законом (решением) о федеральном бюджете, бюджетной росписи и лимитам бюджетных обязательств; формирование и представление сводной бухгалтерской отчетности об исполнении в системе МЧС России части федерального бюджета по выделенным средствам; финансовое обеспечение деятельности системы МЧС России в особый период; методическое обеспечение по финансово-экономическим вопросам, в том числе по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета, составления бухгалтерской отчетности в пределах компетенции МЧС России; анализ экономической эффективности бюджетных расходов при осуществлении оценки результативности деятельности системы МЧС России.[10]
Финансовый контроль, как специализированный вид управленческой деятельности и особая отрасль экономических знаний, располагает разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной и основанными на достижениях смежных областей (бухгалтерского учета, статистики, финансов, государственного бюджета). Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического и маГлаватического, документального и фактического. Деление контроля на документальный и фактический носит в известной мере условный характер, так как в основе этого разграничения лежат различные источники данных. Так, источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая иоперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно- конструкторская, технологическая и другая документация. Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в реальности (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций. К основным способам документального контроля можно отнести: - формальную и арифметическую проверку документов; - юридическую оценку хозяйственных операций, отраженных в документах; - логический контроль объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций; - сплошное и выборочное наблюдение; - встречную проверку документов;
- способ обратного счета, основанный на предварительной экспертной оценке материальных затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени контроля имеются в наличии; - оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета; - балансовые увязки движения товарно-материальных ценностей с их отражением в финансово-бухгалтерской документации. Приемы фактического контроля могут быть подразделены на три группы: - инвентаризация; - экспертная оценка квалифицированными специалистами действительного объема и количества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции; - визуальное наблюдение при непосредственном обследовании складских помещений, производственных подразделений, состояния контрольно-пропускного режима. Среди форм финансового контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предшествуя проведению хозяйственных и финансовых операций, предварительный характер носит предупреждающий контроль. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов, сметы, кредитные и кассовые заявки. Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупредить потери и убытки. Последующий контроль охватывает весь объем хозяйственной и финансовой деятельности проверяемой организации. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта или цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др. Используются следующие методы финансового контроля: наблюдения, анализ финансово-хозяйственной деятельности, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово- хозяйственной деятельности и др. Основной метод финансового контроля – ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности. По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих проверки), комплексными (проводимыми совместно с несколькими контролирующими органами). Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике. Виды ревизий [11] 1. По ведомственной принадлежности ревизуемых органов: -ведомственные -внутриведомственные -внутрихозяйственные 2. По полноте охвата: -полные -частичные -комплексные -Главатические 3. По глубине проведения: -сквозные -локальные 4. По степени охвата данных: -сплошные -выборочные -комбинированные 5. По характеру материала: -документальные -фактические 6. По отношению к плану: -плановые -внеплановые 7. По очередности исследования одних и тех же документов: -первичные -дополнительные -повторные Немаловажное место среди методов финансового контроля занимает счетная проверка отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов. Выделяют три основных этапа счетной проверки: - проверка согласованности показателей различных форм отчетности; - сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета; - проверка обоснованности учетных записей по данным первичных документов. Результаты счетно-аналитических проверок оформляются соответствующим актом. Акт проверки имеет целью указать прежде всего на неэффективное, нерациональное использование государственного имущества[12]. Таким образом, первое и главное условие эффективности финансового контроля – обеспечение доступа к любой необходимой информации о реальном состоянии или действии контролируемого объекта. Для этого должно предоставляться: 1) право доступа к необходимой информации независимо от стадии ее формирования и прохождения; 2) право беспрепятственного доступа в любые помещения; 3) право изъятия документов в случае необходимости; 4) опечатывание объектов в установленном законом порядке. В свою очередь, должностные лица проверяемых субъектов обязаны создавать все условия для нормальной работы контролеров. Следующее требование к организации финансового контроля: 1) требование постоянства; 2) требование комплексности. Постоянное адекватное функционирование органов финансового контроля позволяет вовремя предупреждать возможность возникновения отклонений, а также своевременно их выявлять. СисГлава финансового контроля должна быть построена таким образом, чтобы можно было гибко ее настраивать на решение новых задач, возникающих в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования государства, обеспечить возможность ее расширения и модернизации. Большое значение в организации финансового контроля имеет требование приоритетности, по которому в первую очередь проверяются наиболее важные объекты. Контрольному органу нужно охватить контролем те объекты, где он может проявить себя с наибольшей отдачей и максимально способствовать экономии государственных средств. Насколько деятельность подчинена четкому регламенту – настолько можно ожидать от нее успеха. Что контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех его органов и четкой координации их усилий для решения задач. Планы органов финансового контроля не должны стать преждевременно известны контролируемым или преданы гласности во избежание подтасовок фактов или других негативных действий с их стороны. Но в процессе самого контроля в целях установления тесного контакта с работниками ревизуемой организации и вскрытия с их помощью нарушений целесообразно информировать о проводимых мероприятиях.[13] Расходы на функционирование системы финансового контроля не должны превышать ожидаемых убытков в результате отсутствия контрольных мероприятий. Данное требование предполагает и необходимость оптимизации организационной структуры финансового контроля. Совокупность указанных выше принципов и требований и является основанием функционирования современной системы финансового контроля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|