Глава 1. Современное представление об отношениях сиблингов
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание
Введение Глава 1. Современное представление об отношениях сиблингов 1.1 Исследование подходов к сиблингам Конкуренция и конфликтность между сиблингами Особенности отношений к сиблингу Глава 2. Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье Опросник 2.2 Результаты исследования Заключение Список литературы
Введение
Семья - сложная система взаимоотношений, в которой каждый её член занимает определённое место, участвует в выполнении определённых функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других членов, поддерживает взаимоотношения. Семья включает две основные подсистемы: супружеских и детско-родительских отношений, между которыми существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений. "Сиблингами", "сибсами" (англ."siblings", "sibs" - брат или сестра) называют одного из двух или более детей одних и тех же родителей. Различаются сиблинги полнородные (имеющие общих мать и отца) и неполнородные, если они имеют общую мать (единоутробные) или общего отца (единокровные). Сиблинговая позиция - это стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сёстрам [2]. Актуальность исследования состоит в том что понятие "сиблинги" приобретает все большую популярность, означает это слово родных братьев и сестер, потомков одних и тех же родителей, детей одной семьи, но не близнецы. Так же термин употребляется и для потомков животных. В психологической литературе порой встречается сокращенное название сиблингов - "сибсы".
Гипотеза исследования: всем нам известно, что психическое развитие ребенка так же зависит и от того, есть ли у него сиблинги, братья и сестры. В психоанализе полагалось, что появление сиблинга является одним из самых драматичных событий в жизни ребенка, им был введен специальный термин "развенчивание" для обозначения ситуации, при которой старший сиблинг перестает быть центром внимания семьи. И как часто можно встретить братьев и сестер, которые не ладят между собой, зачастую причиной этому является ревность по отношению к родителям. Пока в вашей семье один ребенок, проблемы только с ним. Как рождается второй, трудности умножаются на двое, да плюс еще можно ожидать и проблемы во взаимоотношениях между ними. Цель исследования: детей и их особенности межличностных отношений в семье сублингов. Тема отношения сиблингов в современной психологии не нова, на протяжении прошлого века к ней неоднократно обращались исследователи из разных стран. Влиянию порядка рождения на характер человека, его отношение с окружающими и восприятие его окружающими посвящены работы Альфреда Адлера, Гинтараса Хоминтаускаса, Александра Захарова и многих других [1, 3, 5]. Существует несколько подходов к описанию особенностей развития детей в связи с их положением в семье. Как правило, психологи выделяют несколько позиций рождения: старший, средний, младший, единственный ребенок, и иногда выделяется такая позиция, как близнецы. Однако в настоящий момент демографическая ситуация такова, что процент средних детей крайне низок, поэтому внимание в дальнейшем будет сконцентрировано на взаимоотношениях исключительно старших и младших детей. В последние десятилетия в направлении образа старшего и младшего ребенка глобальных исследований не предпринималось, поэтому представляется интересным: Во-первых, выявить сходства и различия в представлении социума о старших и младших детях;
Во-вторых, выяснить, на какие жизненные сферы современного человека влияет порядок рождения; Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: . Определить ключевые понятия. . Изучить тематическую литературу. . Составить вопросник, который позволит выявить основные черты образа, как старшего, так и младшего ребенка. . Провести проект, обобщить полученные данные целостного образа старшего и младшего ребенка. . Провести масштабное исследование, позволяющее сделать такие образы более определенными и наглядными. . Изучить влияние стереотипного образа на различные сферы жизни человека, таких как успеваемость, тревожность, субъективное ощущение психологического благополучия. Поскольку это исследование находится в начале своего пути, то в докладе будет представлено решение только первых трех задач. Это исследование проводилось с опорой на следующие ключевые понятия: Сиблинги - потомки одних и тех же родителей (братья и сестры). Образ - субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Конкуренция сиблингов - чувство эгоистического соперничества, часто имеющееся у младших членов семьи, братьев и сестер, по отношению друг к другу [4]. Далее был составлен опросник для исследования. Были выделены следующие параметры: внешность, интеллектуальные качества, коммуникативные качества, яркие черты характера, типичные действия. В ходе создания опросника важным стало выделение ключевых, на мой взгляд, параметров, по которым могут различаться образы старших и младших детей в нашем сознании. Дело в том, что большую роль в развитии человека играет семейное воспитание, условия развития, которые влияют на представления человека о том, как строятся отношения, какими должны быть те или иные поступки близких и не очень близких людей. Однако, даже воспитываясь в одной семье, дети подчас вырастают очень разными. Значит, само положение ребенка в семье оказывает на него влияние. Глава 1. Современное представление об отношениях сиблингов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|