Исследование подходов к сиблингам
Проблема исследования заключалась в том, чтобы изучить особенности межличностных отношений в семье как фактора возможного возникновения неврозов у младших школьников. Как известно, что негативные межличностные отношения в семье могут вызвать возникновение невротических состояний у младших школьников. Негативные межличностные отношения в семьях часто связаны с непониманием родителей и детей, неадекватными ситуациями в общении, взаимоотношениями. Однако, как известно, что семья - это важный источник социализации личности ребенка, его психического развития и воспитания и как воспитывать ребенка - этот вопрос возникает практически в каждой ячейке общества. Основные задачи исследования заключались в том, чтобы осуществить психологический анализ особенностей взаимоотношений членов семьи с детьми, изучить психологические аспекты обращения с детьми в родстве, основные формы возможного возникновения неврозов и невротических состояний. С этой целью использовали комплекс стандартизированных диагностических методик, ориентированных на выявление родительско-детских отношений в семьях. Среди них это методика Варга-Столин, методика определения негативных отношений в семьях, "незаконченные предложения", опросник Захарова A. для оценки невротической симптоматики в семьях, проводились также наблюдения за поведением учащихся младших классов при обучении, в быту, в общении с родителями. В семьях, как известно, что родители могут использовать различные стили отношений к ребенку и если эти отношения строятся на положительном стиле взаимодействия, то оказывают положительное влияние на психическое развитие ребенка, а если доминируют такие отношения, которые могут вести неприемлемый стиль воспитания и развития ребенка в семье, то они отрицательно сказываются на формировании ребенка, и могут способствовать возникновению невротичности у ребенка, особенно когда нет согласованности в стиле воспитания и общения с детьми в семье.
Анализ результатов показал, что в семьях доминируют межличностные отношения, которые можно отнести к стрессогенным ситуациям, которые могут вызвать у ребенка невротические переживания, состояния, негативные эмоции, тревогу и социальную дезадаптацию. Так, обнаружено, что у 50% семей неустойчивые взаимоотношения в семьях, а у 10% семей, взаимоотношения открыто негативные, и лишь в 40% семей взаимоотношения можно сказать благополучные, положительные. Но, иногда могут носить негативный оттенок и вызывать у детей возникновения негативных эмоциональных обид, переживаний, тревоги и т.д. Анализ результатов показал, что у учащихся младших классов выявлено отклонение в эмоциональной сфере, дисгармонии в развитии, личностных качеств, в невротических состояниях, трудности в семейном общении, недоразумение. Эти расстройства оказались в сомато-вегететивних отношениях, возникновении страхов наказания, пониженного эмоционального настроения, проблем в общении. С целью улучшения межличностных взаимоотношений в семьях проведены беседы с родителями, аутотренинг, обсуждение проблемы взаимодействия с детьми в семье, активизация коммуникации в семьях. Приглашались на такие беседы, занятия оба родителя (отец и мать). Занятия начинались для родителей вечером и начинались с аутотренинга и релаксационных упражнений, предлагалось общение с ребенком в семье вести уравновешенно, спокойно, уважая достоинство и чувства ребенка, чаще использовать во взаимоотношениях игру с ребенком, сказку, улыбку, хорошее, ласковое слово, проигрывание ситуаций общения и взаимоотношений, не спешить с наказанием, а разобраться в ситуации, достаточно широко применялись общие виды деятельности - игра, конструирование, совместное рисование, прослушивание музыки, рассматривание картинок в книгах, спокойная беседа.
С целью установления эффективности проведенного тренингового занятия был проведен контрольный этап исследования, который показал изменения в межличностных отношениях в семье, так по показателям типов отношения в семьях улучшились взаимоотношения в 65% семей, неустойчивые отношения были в 50% семей, стали в 30% семей. Отрицательные взаимоотношения в семьях были в 10% стали в 5% семей. Анализ результатов показал, что значительно возросло количество семей, где улучшились межличностные отношения в семьях и стали позитивные, изменения возникли в 25% семей, а это уже положительный результат. Таким образом, обнаружено, что негативные межличностные отношения в семьях могут стать причиной возникновения невротичности у детей младшего школьного возраста. Так, ряд психологов отмечают, что невротичность у детей не генетическое заболевание, а обусловлено негативными межличностными взаимоотношениями в семье, которые могут проявляться в недоразумении между родителями и детьми, наказании детей за малейшие провинности, грубости, неуважение достоинства ребенка, его желаний и потребностей. В качестве советов родителям можно пожелать не давить на ребенка, уважать своего ребенка, видеть в нем личность. В качестве испытуемых сиблинги из многодетной семей: два старших ребенка- подросткового возраста, средний - младшего школьного возраста и младший - дошкольного возраста. Всего в исследовании приняло участие 4 детей. Изучение свойств социально-психологического и личностного уровней интегральной индивидуальности проводилось с использованием проективной методики Р.Жиля, адаптированной И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой, которая адекватна возрасту испытуемых наших выборок. Через конструкт образа взрослых и детей у испытуемых выявлялись особенности конкретно-личностных отношений с окружающими людьми и черты личности, связанные с общением ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|