Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье




Опросник

 

Бланк опросника:

Фамилия Имя Отчество

Ваш возраст

Возраст братьев и/или сестер

Опишите братьев и/или сестер по следующим параметрам:

А) Интеллектуальные качества

Б) Коммуникативные качества

В) Наиболее яркие черты характера

Г) Типичные действия

Но когда наша рабочая группа вернулась к заполнению бланка через неделю, были видны его недостатки: неточность формулировки, обобщение характеристик, отсутствие запроса важных деталей для исследования. Даже самим участникам исследования оказалось сложно его заполнить, вспомнить, что имелось в виду при формулировании того или иного пункта, какой ответ требуется. Это привело к тому, что первоначальный опросник был существенно переделан.

После переработки опросник имел следующий вид:

) Укажите, пожалуйста, Вашу фамилию, имя и класс: …

) Ваш возраст: …

) Есть ли у Вас братья/сестры? Если ДА, укажите их возраст: …

) Ваша позиция в семье (подчеркнуть): младший/средний/старший.

) Как вы оцениваете свои отношениями с братьями/сестрами по десятибалльной шкале, где 0-ненависть, 10-идиллия? (отметить галочкой):

Какие отношения вы бы хотели?

Что бы Вам хотелось изменить в отношениях?

) Дайте общее описание младших\старших братьев\сестер, если Вы - единственный ребенок в семье, то написать представления о различии старших и младших по следующим параметрам:

А) Интеллектуальные качества: …

Б) Коммуникативные качества: …

Со взрослыми С ровесниками

В) Наиболее яркие черты характера каждого брата/сестры: …

Г) Отношение к обязанностям: …

Е) Что (какой-то образ, часть тела, какое-то действие (опишите)) Вы представляете, когда Вам говорят о Вашем брате/сестре?

Работа контрольной группы более существенных недостатков не выявила, и было принято решение запустить его в исследование, которое проводилось на базе 8-го класса (средний возраст учащихся 14 лет).

Были получены следующие данные:

Из 4 респондентов оказалось:

Юноша 14 лет

Девочка 13 лет

Мальчик 8 лет

Мальчик 4 года

Разброс по 10 бальной шкале отношений от 3 до 10 баллов - от неудовлетворительных до идиллических.

В среднем уровень отношений оценивается на 6 баллов.

У старших на 7 баллов.

У средних на 5 баллов.

У младших на 7 баллов.

Что позволяет говорить о том, что большая часть РЕСПОНДЕНТОВ нашего класса находятся во вполне психологически комфортных отношениях со своими сиблингами.

% (1 человек) опрашиваемых довольны своими отношениями с братьями или сестрами и 75 % (человек) хотят улучшить свои отношения.

% респондентов в качестве ожидаемых изменений в отношениях представляют нахождение общего языка - легче понимать друг друга, чаще прислушиваться к словам, советам и рекомендациям друг друга, не спорить только потому, что что-то сказал твой брат. 25 % респондентов не планируют ничего менять в отношениях - отношения вполне психологически комфортны.

Большинство старших считают отношение младших к обязанностям легкомысленным, а младшие отношение старших - ответственное.

Одним из открытий нашего исследования можно считать выделение группы "сводные братья и сестры", не рассматриваемой психологами ранее. Изучение данной группы представляется актуальным в свете современной демографической ситуации в России: большое количество разводов и повторных браков.

Рассмотреть, есть ли существенные различия в отношениях полностью родных сиблингов и сводных братьев и сестер, обусловленные именно этим фактором, может стать самостоятельной научной задачей.

Результаты исследования

 

В дошкольном возрасте межличностные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками обуславливают развитие его познавательной, личностной и социальной сферы. В процессе социализации ребенок не только присваивает культурный опыт определенной общности, но и, выступая в качестве субъекта социальных отношений, стремится к определению своего статуса в нем, познает правила и нормы общения с окружающими, приобретает новые знания об окружающем мире.

А.Н. Веракса подчеркивает зависимость социума (в том числе и конкретных взрослых) как системы, обеспечивающей детское развитие.

Большинство отечественных исследователей отводят именно взрослым основную роль в становлении личности дошкольника, однако отмечается и немаловажная роль сверстников (Е.О. Смирнова).

Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей общения ребенка-дошкольника не только со взрослыми и сверстниками, но и с сиблингами. Мы предположили, что существуют различия во взаимоотношениях и степени привязанности дошкольников в зависимости от их половой принадлежности и порядка рождения в семье.

Для достижения поставленной цели мы использовали методики "Разноцветные домики" (разработка Н.И. Ганошенко и И.В. Тихомировой), "Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи" и "Шкала определения соперничества между детьми".

С целью подтверждения гипотезы исследования мы использовали U-критерий (Манна-Уитни), позволяющий выявить различия между двумя выборками по уровню выраженности какого-либо признака; H-критерий (Крускула-Уоллиса) также предназначен для исследования различий по тем или иным показателям, но между двумя и более выборками исследования.

Рассмотрим результаты исследования половых различий во взаимоотношениях дошкольников с близкими и другими окружающими их людьми.

В ходе нашего исследования мы выявили, что у детей дошкольного возраста ярко выражена степень привязанности к родителям в соответствии с его половой принадлежностью: девочки более привязаны к матери (U=21,0; p<0.05), тогда как мальчики более нуждаются во взаимоотношениях с отцом (U=15,0; p<0.02). Данная тенденция подтверждается в теории З.Фрейда.

Во взаимоотношениях детей со сверстниками также прослеживается тенденция выбора представителей своего пола, что также отмечается исследованиями отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.).

Так, по результатам методики "Разноцветные домики", девочки стараются расположить домики своих подруг на близком к себе расстоянии и раскрашивают их домики предпочитаемыми цветами (соответственно, U=16,5; p<0,02; U=13,5; p<0,01). У мальчиков наблюдается идентичная ситуация по отношению к друзьям мужского пола (соответственно, U=20,5; p<0,05; U=7,5; p<0,003).

Следует отметить, что они, в отличие от девочек, хотя и выбирают более одного друга, однако предпочтение в пространственном расположении и цветовой гамме выбираемого домика отдают второму по значимости партнеру по общению.

Полагаем, что такие предпочтения у мальчиков связаны с преобладающим у них на данном возрастном этапе развития повышенного уровня конкуренции: так как второй по степени значимости друг, по их мнению, не представляет для них "угрозы" в плане лидерства в играх, их привлекательности для окружающих и т.п.

В плане интенсивности общения у дошкольников также наблюдаются однополые предпочтения: у мальчиков преобладают взаимные отношения с другом (U=17,5; p<0,03), а у девочек - с подругой (U=10,0; p<0,005), причем в обоих случаях это второй по степени значимости друг или подруга.

В отношении к сиблингам, бабушке, дедушке и воспитателю у дошкольников не выявлены половые различия, однако у мальчиков наблюдается более выраженная привязанность к дедушке в сравнение с девочкой, тогда как привязанность к бабушке у детей обоего пола проявляется одинаково.

Не секрет, что для дошкольника значимыми лицами являются именно родители, требования которых они беспрекословно соблюдают. Данный факт также отмечается в работе А.Н. Вераксы.

Кроме того, автор отмечает, что бабушки и дедушки выступают как более близкие взрослые для ребенка в эмоциональном плане, заботящиеся о его безопасности, но требования, которых ими выполняются в гораздо меньшей степени.

Проанализируем результаты различий в межличностных отношениях дошкольников в зависимости от порядка их рождения в семье. В ходе нашего исследования мы рассматривали детей являющихся единственными, первыми и вторыми по рождению детей в семье.

Следует отметить, что первый по порядку рождения в семье ребенок дошкольного возраста в сравнении со вторым, испытывает потребность в близких отношениях со своей сестрой: он более привязан к ней (H=7,71; p<0,02), в своих рисунках (методика "Разноцветные домики") располагает ее домик ближе к своему (H=8,44; p<0,02), раскрашивает его наиболее предпочитаемыми цветами (H=7,58; p<0,02), нуждается в более интенсивном с ней общении (H=8,44; p<0,02).

Такая потребность ребенка-первенца дошкольного возраста, возможно, обусловлена его стремлением через контакты с более младшим ребенком получить внимание и любовь родителей, а также показать окружающим степень своей самостоятельности, "взрослости" и заслужить в глазах других людей более высокое статусное положение.

Единственный ребенок в семье, наоборот, испытывает недостаток во взаимоотношениях со сверстниками и поэтому проявляет более выраженный интерес, как к своему другу, так и воспитателю.

По результатам методики "Разноцветные домики" единственный ребенок в семье, в сравнении с дошкольником-первенцем и вторым по порядку рождения в семье ребенком, стремится, как можно более приблизить к себе друга в пространственном отношении (H=9,72; p<0,008), также раскрашивает его домик наиболее привлекательными для него цветами (H=9,2; p<0,01) и стремится к взаимным интенсивным контактам с ним (H=10,24; p<0,006).

С четырехлетнего возраста, как отмечает Е.О. Смирнова, предпочтение и привлекательность сверстника в качестве партнера по общению, приобретает сильную эмоциональную насыщенность.

Однако немаловажную роль в жизни ребенка начинает приобретать и посторонний взрослый - воспитатель детского сада. Так, в ходе нашего исследования нами выявлено, что своего воспитателя дети, являющиеся единственными в семье, также старается как можно больше приблизить к себе (H=5,93; p<0,05), что с нашей точки зрения обусловлено желанием ребенка получить в "собственность" внимание еще одного взрослого, т.к. в семье он постоянно находится в поле зрения своих близких.

По отношению к близким родственникам - маме, папе, бабушке, дедушке - различия между дошкольниками не выявлены, т.е. все дети данного возраста вне зависимости от порядка и количества детей в семье испытывают одинаковую привязанность, нуждаются в их внимании, понимании их проблем и сопереживании.

Таким образом, дети дошкольного возраста испытывают большую привязанность и потребность в общении с родителями и сверстниками соответствующего им пола, однако немаловажную роль в их жизни играют сиблинги.

Так, старшим в семье детям характерна привязанность по отношению к младшему, что, возможно, обусловлено возложенной на них родителями роли опекуна, а также стремлением старшего сиблинга через опеку над младшим в семье ребенком получить внимание и поддержку со стороны их родителей.


Заключение

 

На основе анализа детских рисунков семьи нами были выделены три типа отношений между сиблингами: позитивные отношения, отсутствие эмоционального контакта между сиблингами и отношения соперничества.

При изображении своей семьи на рисунках сиблинги дошкольного и младшего школьного возраста подсознательно выражают конфликтные отношения внутри семьи, разделяя членов семьи или отгораживая их предметами, людьми, пространством.

Дети изображают неадекватные по размерам фигуры себя или сиблингов. В меньшей степени изолируют сиблингов, заключая их в замкнутые пространства. Дети не всегда изображают своих сиблингов на рисунке семьи, это может говорить о том, что между сиблингами существуют проблемы взаимодействия, часто бывают конфликты.

Примечательно, что, изображая свою семью:

% детей первой рисуют мать;

% - себя;

% - отца;

% - сестер.

Исходя из полученных данных, можем заключить, что наиболее значимым человеком в семье для девочек, принимавших участие в экспериментальной работе, является мать.

И старшие, и младшие сиблинги, участвовавшие в экспериментальной работе, больше всего привязаны к мамам, гораздо меньше к отцам и явным источником дискомфорта являются сестры, к которым дети испытывают ревность и чувство соперничества. В большей степени ревность выражена у старших сестер к младшим.

Вероятно, это связано с формированием "усталости" от младших, высоких требований родителей к старшим детям.

В ходе проведённого мной экспериментального исследования в двух семьях, где сиблингами являются дети старшего школьного возраста, дошкольного и младшего школьного возраста, было выявлено, что в большинстве семей между сиблингами выражены отношения конкуренции и соперничества, а не привязанность и близость.

Причём со стороны братьев младшего школьного возраста в большей степени выражена склонность к конфликтному и агрессивному поведению.

Когда второй ребенок того же пола, что и первый, "угроза" старшему возрастает. Это приводит к одному из распространённых качеств старшего ребёнка в семье: он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем "преемника".

Родители также ждут, что старший будет примером для младших - он взрослый - и поможет им заботиться о малыше.

В результате у старших детей обычно множество родительских качеств; они умеют заботиться и воспитывать и часто способны нести ответственность и исполнять роль лидера.

Но при этом они в большей степени склонны к конфликтному агрессивному поведению в отношении сиблинга. Важно отметить, что чем меньше разница в возрасте между детьми, тем более выражены типичные характеристики старших и младших детей в силу их острой конкуренции и попыток найти свою "экологическую нишу" в семейной системе.

Разница между детьми в 4-5 лет по-своему сложна, поскольку у старших формируется "усталость" от младших детей, он раньше взрослеет. Часто в этом случае проявляется ревность, зависть к младшему или внутренняя агрессивность по отношению к нему.

В связи с этим мы можем рекомендовать родителям следующие варианты поведения по отношению к младшим и старшим сиблингам.

·   Родителям необходимо чаще говорить детям, что они любимы.

·         Нужно стараться не сравнивать детей между собой и другими детьми. Необходимо тщательно следить за тем, что говорите по поводу особенностей своих детей.

·         Нельзя разделять детей на "плохих" и "хороших", это порождает соперничество между ними. "Плохой" ребёнок считает, что он всё равно не будет таким хорошим, как его сестра. А "хороший" часто полагает, что его замечают только тогда, когда он в чём-то лучше своей непослушной сестры.

·         Нельзя втягивать детей в борьбу за власть в семье.

·         Важно избегать роли арбитра в стычках и ссорах между сиблингами. Вмешательство может на самом деле потворствовать развитию агрессии между сиблингами.

·         Важно научить детей выражать свой гнев, протест, плохое настроение безопасным способом (через рисунок, лепку, "бой подушками").

·         Нельзя разрешать детям ябедничать. Для этого необходимо научить сиблингов использовать прямые контакты, то есть выражать ревность не косвенно, родителям, а открыто, друг другу.

·         Родители должны помочь детям научиться играть вместе, не делить игрушки на "мои" и "твои". Важно избегать ситуаций, в которых один ребёнок не получил то, что есть у другого.

·         Необходимо регулярно проводить некоторое время наедине с каждым ребёнком, обеспечив справедливость поощрений и привилегий и не выбирая "любимчиков".

·         Разумно не заставлять сестер, во что бы то ни стало обожать друг друга, всегда быть вместе и постоянно сотрудничать. Предписанная любовь редко бывает долгой и искренней.

Как отмечает В.Н. Дружинин, отношения между сиблингами - какие бы они ни были, любящие или неприязненные - наиболее продолжительные и наиболее постоянные близкие отношения между людьми.

Они продолжаются дольше большинства дружеских связей, сохраняясь после смерти родителей и создания своих семей. Отношения с братьями и сестрами формируются в ходе истории их жизни, глубоко коренятся в общем опыте, начиная с раннего детства и до преклонного возраста [1].

Безусловно, в каждой семье у детей может быть повод для ревности и соперничества, но не в каждой семье эта проблема может оказаться острой. То, как старшие или младшие дети справятся с негативными чувствами, зависит от общей атмосферы в семье, от стиля воспитания родителей, от того, смогут ли они уделять всем детям достаточно любви и внимания.

Потребность в отношениях со сверстниками удовлетворяется детьми из однодетных семей, прежде всего, за счет взаимодействия с другом или подругой; из многодетных семей - с сиблингами, что отражает стремление к общению детей из больших семей, прежде всего с членами своей семьи.

По мере взросления детей значимость отношений со сверстниками усиливается. В подростковом возрасте дети из многодетных семей начинают активно "выходить" за рамки семьи, вступать в отношения не только с сиблингами, но и со сверстниками.

Отношения с сиблингами в многодетных семьях являются наиболее важными для младших детей старшего дошкольного возраста, значимость этих отношений для средних детей - младших школьников и, особенно, для старших детей - подростков снижается.

Отношения с другом более значимы для старших детей, чем для средних и младших детей. А стремление средних детей к общению в группе сверстников может быть обусловлено семейной ситуацией, снижением активного взаимодействия с родителями.

Соперничество между сиблингами, характерное для детских отношений, в меньшей степени выражено у младших детей. Соперничество более проявляется ребенком по отношению к сиблингу, следующему за ним по порядку рождения.

Социально-психологические, эмоционально-личностные характеристики и взаимосвязи между изучаемыми свойствами демонстрируют значимые сферы отношений для детей.

Выявленные различия показателей межличностных отношений детей из однодетных и многодетных семей являются результатом взаимодействия факторов возраста, пола, размера семьи и очередности рождения детей, которые определенным образом обуславливают изучаемые психологические переменные.

Эмпирические факты свидетельствуют в пользу принятия следующего тезиса: такие параметры конфигурации семьи, как размер семьи (обусловленный количеством детей) и порядок рождения детей, играют роль промежуточных опосредующих звеньев в системе взаимосвязей разноуровневых свойств подсистем личности и социальной группы в структуре интегральной индивидуальности.

Полученные данные о вариативности влияния отдельных параметров конфигурации семьи демонстрируют необходимость их использования в вопросах развития и воспитания детей.

С психологической точки зрения сиблинговые взаимоотношения имеют двойственную природу. С одной стороны, это отношения родственные: сиблингов, прежде всего, следует рассматривать как подсистему семьи, члены которой связаны очень тесными узами (эмоциональными, практическими и др.), а также условиями развития и воспитания, семейными ценностями и традициями.

С другой стороны, сиблинговые отношения - это по сути отношения со сверстниками (какой бы ни была разница в возрасте между ними), в отличие от отношений с другими - старшими или младшими - родственниками.

Многочисленные наблюдения показывают, что психологические характеристики детей во многом определяются тем, являемся ли мы старшим, младшим, средним или единственным ребенком в семье. Оказывается, что порядок рождения задает для нас определенную колею, по которой осуществляется наше развитие. Австралийским психологом Уолтером Тоуменом было проведено в начале семидесятых годов классическое исследование на эту тему.

Он изучил тысячи семей и неизменно обнаруживал, что, несмотря на большие различия в ценностях, образовательном уровне или материальном достатке этих семей, люди, занимающие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют очень похожие характеристики.

Есть две группы факторов, которые определяют становление психологических характеристик детей с разным порядковым номером.

Во-первых, одни и те же родители склонны по-разному реагировать на появление первого и последующего ребенка и иметь по отношению к ним совершенно различные ожидания.

Во-вторых, на формирование различий между детьми сильно влияет их место среди братьев и сестер. Оно во многом и предопределяет характер складывающихся между детьми отношений.

Родители с энтузиазмом берутся воспитывать ребенка, но им еще не хватает практики общения с детьми. Как правило, родители много ожидают от своих первенцев и относятся к ним с нежностью, но и наказывают их строже. С более поздними детьми родители ведут себя спокойнее и их ожидания более реалистичны.

Первенцы, как правило, показывают более высокие результаты в тестах на интеллект, чаще получают высшее образование. Они также охотнее подчиняются просьбам родителей и других взрослых. Говоря о психологических характеристиках детей, родившимся позже, необходимо отметить, что им приходится больше стараться, чтобы наладить отношения со старшими сиблингами. Может быть поэтому, они более популярны среди сверстников и восприимчивы к новизне.


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - 2-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 172с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога более 1700 понятий. - Москва: Эксмо, 2010. - 652 с.

.   Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Управление персоналом" (080505), "Менеджмент организации" (080507), "Психология" (030301). - Москва: ЮНИТИ, 2008. - 391 с.

.   Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. 2-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 496 с.

.   Белкин A.C., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 88 с.

.   Берн Эрик. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. - Москва: Эксмо, 2010. - 349 с.

.   Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. - Москва: Чистые пруды, 2005. - 30 с.

.   Богомолова Н.Н. Об исследовании восприятия коммуникатора // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. - Краснодар, 1978. - Вып. 261, кн. 2. - С. 12-22

.   Бодалев А.А. Личность и общение. - Москва: Международная

.   Выготский Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск: Удмуртский университет, 2001. - 303 с.

.   Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Рисуночная методика "Разноцветные домики" (для выявления эмоциональных отношений ребенка и его предпочтений в контактах) // Психологическая диагностика. - 2005. - №2. - С.57-64.

.   Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - Москва: МГУ, 1987. - 174 с.

.   Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - Москва: Харвест, 2005. - 976 с.

.   Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. - Москва: Смысл; Академия, 2006. - 336 с.

.   Грибанова Г.В. Формирование взаимоотношений учителей и учащихся // Советская педагогика - 1990. - №12. - С. 87-91

.   Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е издание. Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 544 с.

.   Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорем. и эксперим. психол. исслед.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - Москва: Академия, 2004. - 282 с.

.   Давыдов В.В. Учебная деятельность. // Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - С. 564-566.

.   Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - Москва: Просвещение, 1987. - 207 с.

.   Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - Москва: Прогресс, 1985. -150 с.

.   Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 358 с.

.   Зимняя И.А. Педагогическая психология учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. - Москва: Московский психолого-социального институт, 2010. - 447 с.

.   Ивошина Т.Г. Психологические условия становления форм субъектности в учебной деятельности подростков: Дис. … док. психол. наук. - Москва, 2006. - 363 с.

.   Ильясов И.И. Структура процесса учения. - Москва: МГУ, 1986. - 198 с.

.   Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Москва: МГУ, 1986. - с. 184.

.   Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. - Москва, Политиздат, 1988. - 315 с.

.   Карелин А.А. Психологические тесты: в 2 томах. - Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2002. - Т. 2. - 248 с.

.   Карпенко Л.А, Кондратьев М.Ю., Петровский А.В. Социальная психология. Словарь. - Москва: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

.   Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Москва: АСТ, 2010. - 446 с.

.   Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. - Минск: Народная асвета, 1984. - 239 с.

.   Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. - Москва: Per Se, 2008. - 383 с.

.   Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 299 с.

.   Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. - Москва: МПСИ, 2006. - 160 с.

.   Кондратьева С.В. Понимание учителем личности ученика // Вопросы психологии. - 1980. - №5. - С. 143-148

.   Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. - Москва: Б., 1996. - 160 с.

.   Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Психологическая характеристика типов индивидуальных стилей педагогического общения // В сб. Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты: Межвуз. сб. науч. тр. - Пермь, 1988. - С. 23-31

.   Кричевский Р.Л. О механизме детерминации статуса личности в социальной группе // В межвуз. сб. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности. - Москва, 1987. - С. 128-142

.   Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений. - Москва: МПСИ, 2008. - 208 с.

.   Курапова Т.Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ // Психология в России и за рубежом: материалы международной научной конференции - Санкт-Петербург: Реноме, 2011. - С. 106-109.

.   Кутасова Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. - Москва: Международная педогогическая академия, 1995. - 222 с.

.   Лазарев В.П. Управление социально-психологическим климатом корабельного коллектива: дис. … канд. психол. наук. - Москва, 1984. - 175 с.

.   Леонтьев A.A. Психология общения. - Москва: Смысл, 1999. - 253 с.

.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - Москва: МГУ, 1981. - 584 с.

.   Лийметс Х.И. Понятие общения и воспитания // Проблемы общения и воспитания. - Москва: Тарту, 1974. - С. 60-67

.   Лимарева Ю.А. Развитие коммуникативной готовности студентов технических вузов в процессе профессиональной подготовки: Дис. … канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2005. - 142С.

.   Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - Москва: Директ-Медиа, 2008. - 1174 с.

.   Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1990. - 192 с.

.   8.Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

.   Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. / В.Б. Шапарь. - Ростов на/ Д.: Феникс, 2006. - 432 с. (Психологический факультет).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...