Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Туристско-рекреационные особые экономические зоны




Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма и туристское индустрии. Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Туристско-рекреационные зоны ориентированы прежде всего на предоставлении туристских услуг и услуг санаторно-курортной сферы местному населению или населению близлежащих регионов, а также создание рабочих мест для местного населения.

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

  • в Краснодарском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70;
  • в Ставропольском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71;
  • в Иркутской области — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72;
  • «Байкальская гавань» в Республике Бурятия — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68;
  • «Алтайская долина» в Республике Алтай — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67;
  • «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69;
  • в Калининградской области — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73;
  • на территории острова Русский Приморского края — Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201.

Создание туристско-рекреационных зон вызовет в выделенных регионах увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики; стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом; повышение занятости населения (в 2016 году планируется создать в семи ОЭЗ около 64 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - около 155 тыс. рабочих мест); улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности получения гражданами Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг; рост туристских потоков (с 3 млн. до 9,7 млн. туристов к 2016 году); сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей; развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

· могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

· на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

· в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

· земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

· снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды;

· возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент;

· может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.

Решение по выделению особых туристско-рекреационных зон было принято политизировано и самые активные зоны, например заявка Республики Карелии и другие были не заслужено отклонены, а четыре принятых проекта остались без реализации (Краснодарский, Ставропольский, Калининградский и Иркутский).

В 2011 году подведен итог создания туристско-рекреационных зон. Из семи зон активно функционируют две экономические зоны в Алтае. Финансирование активно освоено, созданы и построены гостиничные комплексы, мосты, автомобильные дороги. Туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае поглощена стройкой Олимпиады 2014, а Ставропольский край не нашел необходимого количества инвесторов. Минэкономразвития РФ обнародовало свои планы о ликвидации туристической зоны в Калининградской области и Ставропольском крае. Обе зоны были созданы еще в 2007 году, к ним до сих пор нет интереса инвесторов, здесь не работает ни один резидент и ни одна управляющая компания не берется развивать территории. К этим факторам в Калининградской области добавляются проблемы с землей: фактически действующее законодательство запрещает строительство на территории косы.

В результате — принято решение видоизменить обе зоны (Ставропольскую и Краснодарскую) на Северо-Кавказский туристский кластер, который включает Адыгею, Кабардино-Балкарию, Игушетию и Чечню, а Калиниградскую просто закрыть в связи проблемами строительства в экологической зона Куршской косы. Туристско-рекреационная зона в Иркутском регионе Байкала находится также в критическом положении — пока в этой ОЭЗ не зарегистрировано ни одного резидента и не пришел ни один инвестор[85].

Туристские кластеры

17 ноября 2011 г. на дневном пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ в третьем чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части развития туристского кластера).

Принятая редакция законопроекта максимально полно учитывает мнения авторитетных экологов, развивая идею рационального природопользования на биосферных полигонах. Именно это позволит гарантировать сохранность природных заповедников на Северном Кавказе и, в то же время, создать привлекательные для частных инвесторов условия, что будет способствовать эффективному развитию рекреационно-туристических зон. Новый законопроект вводит важные налоговые льготы для резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ на период до 2023 года, значительно упрощает формы землепользования и технических регламентов.

Туристский кластер[86] — новое понятие — это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению правительства РФ (кластер федерального уровня, следует учитывать, что есть еще региональный кластер и местный) и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых Правительством РФ. Региональные и местные кластеры соответственно регулируется властными государственными ил местными структурами.

Кластерный подход в туризме – это подход с позиции туристского бизнеса и рекреационного[87] девелопмента. Это подход предпринимателя, организатора объектов сервиса, инфраструктуры. Рекреационный девелопмент, как развитие территории посредством проектирования предприятий туризма и рекреации, заинтересован в переходе от создания единичных объектов к формированию их связанной совокупности в форме кластеров[88].

Управляющей компанией федерального уровня туристского кластера признается юридическое лицо в форме ОАО, учрежденное на основе принципов государственно-частного партнерства, которому по решению правительства РФ могут быть переданы отдельные полномочия по управлению туристско-рекреационными ОЭЗ, входящими в туристский кластер.

Проект туристского кластера на юге России предполагает строительство в 2011–2020 гг. пяти горных курортов мирового класса: Лагонаки (Краснодарский край, Республика Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесская Республика), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкарская Республика), Мамисон (Республика Северная Осетия — Алания), Матлас (Республика Дагестан). Протяженность горнолыжных трасс составит почти 900 км; на них установят 179 подъемников. Будут построены гостиницы разного уровня комфортности, рассчитанные на 89 000 мест. Ежедневная пропускная способность курортов достигнет 150 500 человек, а каждый год Северокавказский туристический кластер будет принимать 5–10 млн отдыхающих.

Общая стоимость горнолыжной части проекта оценивается в 451 млрд рублей. Финансирование проекта осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. Государство инвестирует через ОАО «КСК» 60 млрд рублей в транспортную и коммунальную инфраструктуру, частный бизнес финансирует объекты курортной инфраструктуры. Правительство России рассматривает вопрос о включении в проект Северокавказского туристского кластера прибрежной территории Каспия (Дагестан), Кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край) и Республики Ингушетия.

В рамках реализации проекта Северокавказского туристского кластера и во исполнение постановления Правительства РФ № 833 от 14 октября 2010 г. «О создании туристского кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» ОАО «Курорты Северного Кавказа» ведет работу по привлечению инвесторов для финансирования строительства объектов курортной инфраструктуры. Разработанный план создания Северо-Кавказского туристского кластера предполагает, что пик строительных работ придется н а 2011–2017 годы, а в 2019 году он будет полностью построен. В уставный фонд ОАО «Особые экономические зоны» переведено в 2010 г. 60 млрд рублей бюджетных ассигнований.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...