Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лицензирование в области охраны окружающей среды




Лицензирование в области охраны окружающей среды представляет собой разрешительный порядок осуществления определенных законодательством видов деятельности в сфере экологических правоотношений, комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду, оказанием услуг в области охраны окружающей среды.

Отношения по лицензированию отдельных видов деятельности, в том числе и в области охраны окружающей среды, регулируются Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г., № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В рассматриваемой сфере лицензированию подлежат:

· деятельность, связанная с воздействием на окружающую среду;

· деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

· деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения.

Следует отметить, что ранее требовалось получение лицензии и на виды деятельности, связанные с использованием отдельных природных ресурсов (например, на деятельность по заготовке древесины и др.). В настоящее время законодательство такого требования не содержит.

Лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Данный вид лицензируемой деятельности включает следующие составляющие работы и услуги:

· обращение с озоноразрушающими веществами,

· использование отходов 1-3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов.

Под обращением с озоноразрушающими веществами понимаются их производство, купля (продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и иные виды деятельности, связанной с использованием озоноразрушающих веществ.

Использованием отходов является их применение для производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг. Обезвреживание отходов представляет собой деятельность, направленную на обработку, сжигание или уничтожение отходов иным способом, в том числе приводящая к уменьшению объема отходов и (или) ликвидации их опасных свойств, не связанная с их использованием. Захоронение отходов ‑ изоляция отходов на объектах захоронения отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан или имущество, не предусматривающая возможности их дальнейшего использования. Обращение с радиоактивными отходами не относится к рассматриваемому виду деятельности. Не требуется наличие лицензии для использования отходов 1-3 классов опасности, обезвреживания отходов в процессе научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, а также отходов, образовавшихся в результате проведения таких работ.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь до принятия решения по вопросам лицензирования вправе провести оценку или назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Инструкция о порядке проведения такой оценки и (или) экспертизы утверждена постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Данный вид лицензируемой деятельности включает достаточно широкий перечень составляющих работ и услуг из которых к лицензируемым видам в области охраны окружающей среды можно отнести:

• деятельность в области использования атомной энергии (например, эксплуатация ядерных установок, обращение с ядерным топливом);

• деятельность в области использования источников ионизирующего излучения;

• деятельность по обращению с радиоактивными отходами (например, обезвреживание, переработка, хранение, захоронение радиоактивных отходов).

Лицензирование деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения, осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Данная деятельность включает радиационное обследование территорий, лесных и водных массивов, зданий и сооружений, оборудования, транспорта, определение содержания радионуклидов в продукции лесного хозяйства, сельскохозяйственной, промышленной и другой продукции, строительных материалах, воде, почве, воздухе, пищевых продуктах, лекарственно-техническом сырье, коммунальных отходах и других объектах контроля, а также определение поверхностного загрязнения и мощности дозы гамма-излучения.

Лицензии на осуществление деятельности в области охраны окружающей среды выдаются сроком на 5 лет.

Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС)

Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС) представляет собой определение при разработке проектной документации возможного воздействия на окружающую среду при реализации проектных решений, предполагаемых изменений окружающей среды, а также прогнозирование ее состояния в будущем в целях принятия решения о возможности или невозможности реализации проектных решений.

ОВОС проводится в следующих целях:

• всестороннее рассмотрение всех экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий планируемой деятельности до принятия решения о ее реализации;

• поиск оптимальных проектных решений, способствующих предотвращению или минимизации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;

• принятие эффективных мер по минимизации возможного значительного вредного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и здоровье человека;

• определение допустимости (недопустимости) реализации планируемой деятельности на выбранном земельном участке.

Объектами, для которых при разработке проектной документации (обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты) проводится ОВОС, определены в ст.13 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе». К таким объектам относятся, например тепловые электростанции и другие установки для сжигания топлива эквивалентной мощностью 100 мегаватт и более, объекты обезвреживания, хранения, захоронения отходов производства, а также объекты использования отходов производства 1-3 классов опасности, объекты нефтепереработки производственной мощностью 500 тонн в сутки и более, плотины высотой 2 метра и более, водохранилища с площадью зеркала 2 квадратных километра и более при нормальном подпорном уровне и др.

Организует и финансирует ОВОС заказчик, т.е. инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности. Проектная организация по договору с заказчиком проводит ОВОС, рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации.

ОВОС проводится при разработке проектной документации на первой стадии проектирования и включает в себя следующие этапы:

• разработка и утверждение программы проведения ОВОС;

• проведение международных процедур в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности;

• разработка отчета об ОВОС;

• проведение обсуждений отчета об ОВОС с общественностью, чьи права и законные интересы могут быть затронуты при реализации проектных решений, на территории Республики Беларусь и в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности ‑ на территории затрагиваемых сторон;

• проведение консультаций в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности с затрагиваемыми сторонами по полученным от них замечаниям и предложениям по отчету об ОВОС;

• доработка отчета об ОВОС с учетом замечаний и предложений общественности и затрагиваемых сторон, в случае выявления воздействий на окружающую среду, не учтенных в отчете об ОВОС, либо в связи с внесением изменений в проектную документацию, если эти изменения связаны с воздействием на окружающую среду;

• представление доработанной проектной документации по планируемой деятельности, включая отчет об ОВОС, на государственную экологическую экспертизу;

• проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, включая отчет об ОВОС, по планируемой деятельности;

• утверждение проектной документации по планируемой деятельности, в том числе отчета об ОВОС;

• представление в случае возможного значительного вредного трансграничного воздействия планируемой деятельности утвержденного отчета об ОВОС и принятого в отношении планируемой деятельности решения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь для информирования затрагиваемых сторон.

Таким образом, являясь самостоятельным организационно-правовым механизмом, ОВОС тесно связана с государственной экологической экспертизой.

 

Экологическая экспертиза

В процессе проведения экологической экспертизы устанавливается соответствие или несоответствие проектной или иной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в рамках единого механизма экологической экспертизы закрепляет такие ее виды как государственная и общественная. Отношения в области проведения государственной экологической экспертизы регулируются Законом Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», порядок проведения государственной и общественной экологической экспертиз установлен соответствующими постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Государственная экологическая экспертиза проводится уполномоченными должностными лицами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь либо областных (Минского городского) комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для проведения государственной экологической экспертизы проектной или иной документации, содержащей наиболее сложные проектные решения, могут создаваться экспертные комиссии с привлечением на договорной основе специалистов государственных и иных организаций Республики Беларусь, международных организаций и иностранных государств, обладающих специальными познаниями в определенных областях науки, техники и иных сферах деятельности. Указанные внештатные специалисты по результатам рассмотрения проектной или иной документации готовят предложения, которые могут быть учтены при подготовке заключения государственной экологической экспертизы. Проведение государственной экологической экспертизы на основе договора с заказчиком или проектной организацией не допускается. При проведении государственной экологической экспертизы одновременно с проектной и иной документацией рассматривается заключение общественной экологической экспертизы (при его наличии). Расходы, связанные с проведением государственной экологической экспертизы, финансируются за счет средств республиканского бюджета.

Объектом государственной экологической экспертизы является следующая проектная документация:

· градостроительные проекты общего планирования, специального планирования, детального планирования, архитектурные проекты застройки территорий;

· обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты по объектам для которых при разработке проектной документации проводится ОВОС (за исключением текущих и капитальных ремонтов таких объектов);

· проекты территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

· проекты водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов.

Объектом государственной экологической экспертизы является также иная документация по планируемой хозяйственной и иной деятельности:

· проекты концепций, прогнозов, программ и схем отраслевого развития, реализация которых связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду;

· проекты ведения охотничьего хозяйства, рыбоводно-биологические обоснования, биологические обоснования зарыбления рыболовных угодий, биологические обоснования на заготовку и (или) закупку диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также изменения и дополнения к указанным проектам и обоснованиям;

· лесоустроительные проекты, а также изменения и дополнения к этим проектам;

· проекты технических нормативных правовых актов, в которых устанавливаются требования в области охраны окружающей среды и (или) рационального использования природных ресурсов к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Перечень объектов, закрепленных в Законе Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе», не является исчерпывающим, ее объектом может являться и другая проектная или иная документация, предусмотренная законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать одного месяца, а для проектной документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказывать трансграничное воздействие, ‑ двух месяцев со дня поступления проектной документации. По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется заключение, которое может быть положительным, в том числе положительным с особыми условиями реализации проектных решений, либо отрицательным. Особыми условиями реализации проектных решений являются:

· необходимость оформления и утверждения до реализации проектных решений акта выбора места размещения земельного участка для планируемой хозяйственной и иной деятельности, если указанный акт не был оформлен и утвержден в соответствии с законодательством об охране и использовании земель до представления проектной документации на государственную экологическую экспертизу;

· необходимость перевода земель в другие категории, виды земель, изменения целевого назначения земельных участков и (или) изменения функционального использования территории до реализации проектных решений в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, о строительстве, архитектуре и градостроительстве - если планируемая хозяйственная и иная деятельность не соответствует установленному правовому режиму охраны и использования этих земель и (или) зонированию территории;

· необходимость принятия мер по сохранению уникальных, эталонных или иных ценных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий и территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, а также мест обитания диких животных и мест произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, ‑ если есть угроза их повреждения или уничтожения при реализации проектных решений;

· необходимость доработки на следующей стадии проектирования отдельных проектных решений, не обеспечивающих соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, и представления проектной документации следующей стадии проектирования на государственную экологическую экспертизу;

· необходимость разработки и реализации дополнительных природоохранных мероприятий в случае превышения нормативов по выбросам и сбросам загрязняющих веществ в окружающую среду после выхода объекта на проектную мощность и др.

При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик и (или) проектная организация обязаны при доработке проектной или иной документации учесть выводы, указанные в данном заключении, и представить ее на повторную экспертизу, если заказчик планируемой хозяйственной и иной деятельности не отказался от ее реализации.

Утверждение проектной или иной документации, финансирование и реализация содержащихся в ней проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

КоАП предусмотрена административная ответственность за реализацию проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, без положительного ее заключения либо невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе общественных объединений и граждан независимыми специалистами, которые в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вправе получать от заказчика (инициатора планируемой хозяйственной и иной деятельности) документацию, подлежащую общественной экологической экспертизе, в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую среду, а также иные материалы, необходимые для проведения общественной экологической экспертизы. Объектом общественной экологической экспертизы является следующая проектная документация:

· градостроительные проекты общего планирования, специального планирования, детального планирования, архитектурные проекты застройки территорий;

· обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты, для которых в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду (за исключением текущего и капитального ремонта таких объектов).

Заключение общественной экологической экспертизы может направляться в органы, которые проводят государственную экологическую экспертизу, местные исполнительные и распорядительные органы, а также иным заинтересованным лицам и носит рекомендательный характер. Финансирование общественной экологической экспертизы производится за счет средств ее инициаторов ‑ общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь и осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, и (или) граждан Республики Беларусь.

Порядок проведения общественной экологической экспертизы установлен Советом Министров Республики Беларусь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...