Контроль в области охраны окружающей среды
Контроль в области охраны окружающей среды представляет собой систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды. В зависимости от компонента природной среды или природного объекта, используемого в процессе хозяйственной и иной деятельности и испытывающим на себе антропогенную нагрузку, экологический контроль подразделяется на контроль за использованием и охраной земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, природных территорий, подлежащих специальной охране, биосферных резерватов, климата, а также за обращением с отходами. Следует отметить, что общие положения о контрольной деятельности установлены Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Названный нормативный правовой акт при регламентации порядка проведения контрольной (надзорной) деятельности исходит из понимания контроля как проверки соблюдения законодательства, включающей «совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемых ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а также действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников». Согласно ст. 87 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» контроль в рассматриваемой сфере осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. Перечень должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов, имеющих право осуществлять контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» утвержден полный перечень контролирующих (надзорных) органов, имеющих право проводить проверки, и сфер контрольной (надзорной) деятельности каждого органа. Тема проводимой проверки должна соответствовать компетенции контролирующего (надзорного) органа. В области охраны окружающей среды к таким государственным органам отнесены: · Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, которое осуществляет контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической сертификации, экологического аудита; Департамент по гидрометеорологии Минприроды ‑ контроль в области гидрометеорологической деятельности; · Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики ‑ проверки в отношении охраны и использования объектов животного и растительного мира; · государственные природоохранные и лесохозяйственные организации, находящиеся в подчинении Управления делами Президента Республики Беларусь ‑ контроль за ведением охотничьего хозяйства, охотой рыбной ловлей, состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и другие контрольные функции на подведомственных им территориях;
· Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь ‑ контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, ведением охотничьего хозяйства и охотой; · Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ‑ контроль за исполнением законодательства в области охраны и рационального использования недр; Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь – контроль за исполнением законодательства в области ядерной и радиационной безопасности; · Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь ‑ контроль за рыбохозяйственной деятельностью; · Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь – контроль за соблюдением законодательства об использовании и охране земель. Периодичность плановых проверок в рамках государственного контроля определяется в соответствии Критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В области экологических отношений высокой степенью опасности характеризуется, например, осуществление экологически опасной деятельности, использование особо охраняемых природных территорий, водопотребление в объеме 50 тыс. куб. метров и более в год и др. Порядок проведения ведомственного контроля определен Указом Президента Республики Беларусь «О ведомственном контроле в Республике Беларусь». Ведомственный контроль осуществляется государственными органами и иными государственными организациями, республиканскими государственно-общественными объединениями, структурными подразделениями этих государственных органов и объединений, подчиненными этим органам и объединениям организациями за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, в том числе их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика.
Например, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь организует и осуществляет ведомственный контроль в области охраны окружающей среды в организациях, подчиненных и входящих в его состав. Так, объектами ведомственного контроля в области охраны окружающей среды в системе жилищно-коммунального хозяйства являются: деятельность по обращению с коммунальными отходами и очистке сточных вод населенных пунктов, работа котельных и транспортных средств, а также других отраслей и направлений жилищно-коммунального хозяйства. Ведомственному контролю в области охраны окружающей среды в организациях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в обязательном порядке подлежит деятельность организаций по использованию и охране земель, недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, а также контроль за обращением с отходами. Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе своей хозяйственной и иной деятельности в случае, когда она оказывает вредное воздействие на окружающую среду.Руководитель юридического лица, хозяйственная и иная деятельность которого оказывает вредное воздействие на окружающую среду, должен назначить должностное лицо, ответственное за проведение производственного контроля в области охраны окружающей среды, а при необходимости создать подразделение, осуществляющее производственный контроль в области охраны окружающей среды. Производственный экологический контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями самостоятельно за счет собственных средств, а при необходимости ‑ с привлечением организаций, имеющих право проводить измерения в области охраны окружающей среды. Порядок организации производственного контроля в области охраны окружающей среды определен Инструкцией, утвержденной Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Составной частью контроля в области охраны окружающей среды является аналитический (лабораторный) контроль, который включает в себя: отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды; оценку соблюдения нормативов качества окружающей среды; оценку соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ в окружающую среду; оценку эффективности природоохранных мероприятий; оценку соблюдения технических требований к составу топлива и др. Порядок осуществления аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды установлен Советом Министров Республики Беларусь. Экологический аудит Экологический аудит представляет собой независимую комплексную документированную проверку соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды (в том числе нормативов и технических нормативных правовых актов), а также требований международных стандартов. По результатам экологического аудита производится подготовка рекомендаций по снижению либо предотвращению вредного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Такой механизм является сравнительно новым направлением природоохранной деятельности в Республике Беларусь. Экологический аудит проводится в целях: · обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования; · повышения качества природоохранной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность; · оценки хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, опасности его объектов и причиненного вреда окружающей среде; · определения возможностей и направлений последующей деятельности экоаудируемого субъекта на конкретной территории и необходимости осуществления мероприятий по восстановлению окружающей среды. Объектами экологического аудита являются: · окружающая среда в границах санитарно-защитной зоны объектов экоаудируемого субъекта, в процессе деятельности которого оказывается воздействие на окружающую среду; · хозяйственная и иная деятельность, а также сооружения, производства, цеха и иные объекты, эксплуатация которых оказывает или может оказать воздействие на состояние окружающей среды;
· документация экоаудируемого субъекта (проектная, техническая, технологическая, эксплуатационная и др.); · бизнес-планы инвестиционных проектов при проведении модернизации или реконструкции действующего производства, а также при создании нового производства и ежегодные бизнес-планы развития хозяйственной и иной деятельности, при которой имеется вероятность возникновения экологического риска; · другие объекты, связанные с охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов, обеспечением экологической безопасности. Объектом экологического аудита не является бухгалтерская (финансовая) отчетность. Экологический аудит не включает в себя проведение экологической экспертизы проектной документации. Экологический аудит может проводиться в форме полного экологического аудита (комплексной проверки воздействий на окружающую среду) или специализированного экологического аудита (проверки воздействий на отдельные компоненты природной среды). Экологический аудит проводится за счет собственных средств проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей и может носить добровольный или обязательный характер. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» предусматривает проведение обязательного экологического аудита при: · приватизации предприятий как имущественных комплексов государственных унитарных предприятий; · ликвидации юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, в том числе вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами), осуществляющих деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду. Данный перечень не является исчерпывающим, обязательный экологический аудит может проводиться и в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Правила проведения экологического аудита, аттестации экологического аудитора, представления заключения о проведении экологического аудита, представления отчетности о проведении экологического аудита утверждены Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|