Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 13. Правовой режим экологически неблагополучных территорий




1. Основания объявления территорий экологически неблагополучными

2. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

3. Защита территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

4. Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

 

Основания объявления территорий экологически неблагополучными

Под воздействием антропогенных либо природных факторов на определенной территории может складываться экологически неблагополучная (неблагоприятная) ситуация. Она характеризуется отрицательным изменением состояния окружающей среды, обусловленным им ухудшением здоровья населения либо возможностью возникновения факта такого ухудшения, а также необходимостью применения специальных восстановительных мер со стороны государства. Такая ситуация возникает на ограниченной территории, в связи с чем в законодательстве предусматривается установление специального правового режима – режима экологически неблагополучной территории с целью недопущения дальнейшего вредного воздействия на окружающую среду, проведения мероприятий по ее восстановлению и в конечном итоге обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

Экологически неблагополучную ситуацию следует отграничивать от чрезвычайной ситуации, под которой понимается обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате промышленной аварии, иной опасной ситуации техногенного характера, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, повлекших за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей (либо создающих такую угрозу). Территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация, объявляется зоной чрезвычайной ситуации. Отношения в данной области, в том числе касающиеся охраны окружающей среды, регулируются специальным Законом Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Неблагополучная экологическая ситуация в отличие от чрезвычайной может сложиться не только в результате аварии или катастрофы, но также и в результате длительного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Более того, после ликвидации чрезвычайной ситуации с территории снимается статус зоны чрезвычайной ситуации, однако в случае наступления при этом последствий, определенных в законодательстве (например, наличие устойчивых отрицательных изменений окружающей среды, угрожающих безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам), ситуация из разряда чрезвычайной переходит в разряд экологически неблагополучной. Соответственно территории, на которой она наблюдается, присваивается уже иной статус (например, зоны экологического кризиса). Необходимо отметить, что для ликвидации чрезвычайной ситуации принимаются экстренные меры, а для ликвидации экологически неблагополучной ситуации таких мер недостаточно, так как с целью восстановления окружающей среды (в случае, когда это возможно) существенно ограничивается хозяйственная деятельность, в первую очередь связанная с природопользованием.

Экологически неблагополучная ситуация представляет собой сложившуюся по различным причинам (хозяйственная деятельность, последствия чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера и др.) на определенной территории обстановку, которая характеризуется началом происхождения либо наличием устойчивых отрицательных изменений окружающей среды, угрожающих безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам либо фактом необратимых изменений окружающей среды, угрожающих безопасности жизни и здоровья граждан и влекущих нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию компонентов природной среды.

В зависимости от степени изменения окружающей среды в законодательстве выделяют различные виды экологически неблагополучных территорий. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» при определении вида экологически неблагополучных территорий употребляется термин «зоны». Отдельные участки территории Республики Беларусь могут объявляться зонами экологического риска, зонами экологического кризиса и зонами экологического бедствия.

Понятие и виды экологически неблагополучных территорий

Важнейшим признаком экологически неблагополучных территорий является наличие отрицательных изменений в окружающей среде, которые произошли вследствие воздействия хозяйственной и иной деятельности (в некоторых случаях достаточно длительного) либо чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Как отмечалось выше, на такой территории складывается экологически неблагоприятная ситуация, ликвидация которой требует введения определенных правовых ограничений.

Виды экологически неблагополучных территорий определяются в зависимости от степени и характера отрицательных изменений окружающей среды. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» отдельные участки территории Республики Беларусь могут объявляться зонами:

· экологического риска;

· экологического кризиса;

· экологического бедствия.

Статус зоны экологического риска присваивается территории, на которой в результате хозяйственной и иной деятельности сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам. В зонах экологического риска проводятся мероприятия по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и ее восстановлению.

Зонами экологического кризиса объявляются отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности, аварии, катастрофы, стихийного бедствия или иных чрезвычайных и непредвиденных при данных условиях обстоятельств произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, компонентам природной среды и естественным экологическим системам. В зоне экологического кризиса на срок, установленный Советом Министров Республики Беларусь, могут:

· приостанавливаться хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду;

· ограничиваться использование отдельных видов природных ресурсов;

· производиться реконструкция или перепрофилирование промышленных и иных объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду;

· проводиться мероприятия по восстановлению окружающей среды.

Необходимо отметить, что в законодательстве об охране окружающей среды отсутствует подробный порядок объявления территорий экологически неблагополучными, а также основания снятия данного режима. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» зоны экологического кризиса и экологического риска объявляются Советом Министров Республики Беларусь. Не урегулированным остается вопрос, какой орган государственного управления должен инициировать придание определенной территории указанного статуса. На наш взгляд, объявление таких зон возможно по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. К решению целесообразно прилагать Проект выхода из состояния экологического риска или экологического кризиса. Данный документ должен являться объектом государственной экологической экспертизы. Необходимо законодательно урегулировать и порядок снятия с определенной территории статуса экологически неблагополучной. Представляется, что данное решение должен принимать тот же орган государственного управления, который налагает на определенную территорию статус зоны экологического риска или экологического кризиса, т. е. в отношении указанных зон – Совет Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 67 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» зонами экологического бедствия объявляются отдельные участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности произошли необратимые изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан и влекущие нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию компонентов природной среды. В зоне экологического бедствия:

· приостанавливается на срок, установленный Президентом Республики Беларусь, работа промышленных и иных объектов (за исключением объектов, связанных с обслуживанием проживающих на территории этой зоны граждан);

· запрещаются строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию новых зданий, сооружений и иных объектов, за исключением тех, которые необходимы для ликвидации последствий экологиче­ского бедствия;

· ограничивается природопользование;

· принимаются оперативные меры по восстановлению окружающей среды.

Отдельные участки территории Республики Беларусь объявляются зонами экологического бедствия Президентом Республики Беларусь.

Финансирование мероприятий по оздоровлению экологиче­ски неблагополучных территорий производится в первую очередь за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, а также за счет республиканского и местных бюджетов и иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Защита территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Экологически неблагополучная ситуация, являющаяся основанием для присвоения отдельной территории статуса зоны экологического кризиса либо зоны экологического бедствия, может возникать не только в результате длящегося негативного воздействия на окружающую среду, но также и вследствие аварии, катастрофы, стихийного бедствия, иных чрезвычайных и непредвиденных при данных условиях обстоятельств. Правовую основу регулирования отношений, возникающих в данной области, составляет Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В зависимости от территориального распространения, объемов материального ущерба, количества пострадавших людей чрезвычайные ситуации подразделяются на:

· локальные;

· местные;

· региональные;

· республиканские (государственные);

· трансграничные.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет свыше сорока, но не более одной тысячи базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше одной тысячи, но не более пяти тысяч базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше пяти тысяч, но не более 0,5 миллиона базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы области.

К республиканской (государственной) относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 миллиона базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой выходит за пределы более чем двух областей.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Республики Беларусь, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Республики Беларусь.

Территория, на которой возникла чрезвычайная ситуация, объявляется зоной чрезвычайной ситуации. Границы указанных зон определяются назначенными руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций и по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.

Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС

В результате крупнейшей в истории человечества техногенной катастрофы – аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году возникла опасная радиационная обстановка. В зоне радиоактивного загрязнения оказалась почти четверть территории Беларуси, пострадал каждый пятый ее житель.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» на территории радиоактивного загрязнения в зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и (или) средней годовой эффективной дозы облучения населения выделяются следующие зоны радиоактивного загрязнения, имеющие различный правовой режим:

· зона эвакуации (отчуждения);

· зона первоочередного отселения;

· зона последующего отселения;

· зона с правом на отселение;

· зона проживания с периодическим радиационным контролем.

Зона эвакуации (отчуждения) представляет собой территорию вокруг Чернобыльской АЭС, с которой в 1986 году было эвакуировано население (30-километровая зона и территория, с которой проведено дополнительное отселение населения в связи с плотностью загрязнения почв радионуклидами стронция-90 более 111 кБк/кв.м (3 Ки/кв.км) и плутония-238, 239, 240 более 3,7 кБк/кв.м (0,1 Ки/кв.км)). В зоне эвакуации (отчуждения) запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, за исключением мероприятий, связанных с обеспечением радиационной безопасности, предотвращением переноса радионуклидов, проведением природоохранных мероприятий, техническим обслуживанием инженерных сетей, коммуникаций и иных объектов, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ. Проведение таких мероприятий в зоне эвакуации (отчуждения) допускается только с разрешения Министерства по чрезвычайным ситуациямм с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности при наличии разрешения на право работы с источниками ионизирующего излучения (санитарного паспорта), выдаваемого органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор. В зоне эвакуации (отчуждения) также запрещаются: проживание населения; пребывание граждан без пропуска; въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники; привлечение к работе лиц без медицинской справки о состоянии здоровья с заключением о годности к работе в данной профессии в данной зоне, а также без их письменного согласия; использование территории зоны эвакуации (отчуждения) в рекреационных целях.

В зоне первоочередного отселения допускается осуществление хозяйственной и иной деятельности (за исключением сельскохозяйственной) с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней. В зоне первоочередного отселения запрещаются:

· проживание населения;

· пребывание граждан без пропуска;

· въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники;

· производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни;

· сбор дикорастущих растений (в том числе мха, лишайников и грибов) и (или) их частей (ягод, орехов, шишек, иных плодов, почек, листьев, цветов, коры, корней и др.) (далее - дикорастущие растения и (или) их части), охота, рыболовство, все виды водопользования, за исключением использования водных объектов для противопожарных целей, а также иное природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности;

· выполнение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, если это может привести к переносу радионуклидов;

· использование территории зоны первоочередного отселения в рекреационных целях.

В зоне последующего отселения допускается осуществление хозяйственной и иной деятельности с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней. В данной зоне запрещается осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях отчуждения, производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни, природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности.

На территориях данной зоны, с которых отселено население и на которых установлен контрольно-пропускной режим, также запрещаются:

· пребывание граждан без пропуска;

· въезд граждан для проживания;

· въезд без пропуска всех видов транспортных средств и другой техники;

· сбор дикорастущих растений и (или) их частей, охота, рыболовство;

· использование территорий зоны последующего отселения в рекреационных целях.

В зоне с правом на отселение и зоне проживания с периодическим радиационным контролем проводятся мероприятия по радиационной защите, социально-экономическому развитию территорий указанных зон, предусмотренные государственными программами по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Хозяйственная и иная деятельность в данных зонах осуществляется с соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности и использованием технологий, обеспечивающих производство продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней. В зоне с правом на отселение и зоне проживания с периодическим радиационным контролем запрещаются осуществление сельскохозяйственной деятельности на землях отчуждения, производство (заготовка) продукции, содержание радионуклидов в которой превышает республиканские допустимые уровни, природопользование, не отвечающее требованиям норм и правил по обеспечению радиационной безопасности.

 


[1] Демичев, Д.М. Эколого-правовая ответственность: теория и практика / Д.М.Демичев // Право и демократия: Сб. науч. тр.: Спец. вып. / Редкол.: В.Н. Бибило (отв. ред.) и др. – Минск: Изд. центр БГУ, 2006. ‑ С.127–142; Бринчук, М.М. Эколого-правовая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности / М.М. Бринчук // Государство и право. ‑ 2009. ‑ № 4. - С. 39-48.

[2] Петров, В.В. Экологическое право России: Учеб. для вузов / В.В.Петров. – М.: БЕК, 1995. – С. 263.

[3] Раскалей, С.Б. Объективная ответственность государств в международном праве / С.Б.Раскалей. – Киев: Наук. думка, 1985. – С.9–22.

[4] Петров, В.В. Экологическое право России: Учеб. для вузов / В.В.Петров. – М.: БЕК, 1995. – С.265; Бринчук, М.М. Экологическое право: Учебник / М.М.Бринчук. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. – С. 388-389.

 

[5] Бринчук, М.М. Эколого-правовая ответственность ‑ самостоятельный вид юридической ответственности / М.М. Бринчук // Государство и право. ‑ 2009. ‑ № 4. - С. 39.

 

[6] Петров, В.В. Экологическое право России: учеб. для вузов – М.: Издательство БЕК, 1995. – С.271-277.

[7] Ерофеев, Б.В. Экологическое право: учеб. для вузов – М.: Новый Юрист, 1998. – С. 312.

[8] Шемшученко, Ю.С. Правовые проблемы экологии / Ю.С. Шемшученко. – Киев: Наукова думка, 1989. – 153 с.

[9] Бринчук, М.М. Экологическое право: учеб. / М.М.Бринчук – М.: Юристъ, 2004. – С. 354.

[10] Балашенко, С.А. Экологическое право / С.А. Балашенко, Д.М. Демичев. – Минск: Ураджай, 1999. – С. 264.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...