Высокотехнологичная продукция
Общая характеристика мирового рынка Развитие высокотехнологичных рынков с 2003 г. снова приобрело устойчивую динамику: темпы прироста высокотехнологичной продукции в среднем в 2-2,5 раза превышают темпы прироста мировой обрабатывающей промышленности. Наиболее быстрорастущими являются рынки электроники и телекоммуникационного оборудования. Общий объем мирового высокотехнологичного сектора (аэрокосмическая индустрия, электроника, телекоммуникационное оборудование, производство медтехники и фармацевтики) превышает 4,3 трлн. долл. Общий уровень продаж высокотехнологичной продукции за 2008-2025 гг. прогнозируется в 113,4-125,5 трлн. долл., или 6,3-7,0 трлн. долл. в год (в ценах 2007 г.) В средне- и долгосрочной перспективе в высокотехнологичном секторе мировой торговли наибольшие перспективы роста имеют «интеллектуальные» услуги (высокотехнологичные финансовые и медицинские услуги) и товары 6-го технологического уклада (микро-, нано- и биотехнологии). Возможности для быстрого развития в долгосрочной перспективе "традиционных" высокотехнологичных производств, таких как аэрокосмическая индустрия, производство военной техники и вооружения (ВВТ) в долгосрочной перспективе будут сдерживаться как спросовыми ограничениями, так и замедлением технологического перевооружения их производственной базы. Географии мирового производства и потребления Производство ряда высокотехнологичных производств (в основном электроники и телекоммуникационного оборудования) все больше перемещается в Китай. Однако наибольший выигрыш от размещения в КНР высокотехнологичных производств получают американские фирмы, которые сохраняют контроль над всей цепочкой "добавленной стоимости", "оставив" у себя функции стратегического управления, НИОКР и финального производства инфокоммуникационной техники.
Общие тенденции среди производителей Основные вызовы для компаний высокотехнологичного сектора связаны с производственно-технологическими и кадровыми ограничениями. В этих условиях возрастают требования к эффективности маркетинговых, технических и производственно-управленческих решений, связанных с существенным увеличением их временного горизонта. Возможно, потребуется создание крупных исследовательских центров, обеспечивающих долгосрочное прогнозирование рыночных "ниш" перспективной техники. Новые продукты и технологии В средне- и долгосрочной перспективе наиболее быстрорастущими станут рынки так называемых "знаниеёмких" услуг (высокотехнологичный банкинг, финансовые услуги и высокотехнологичные медицинские услуги), а также высокотехнологичные рынки, связанные с формирующимся 6-м технологическим укладом (микро- и нанотехнологии, биотехнологии). Общий уровень продаж высокотехнологичной продукции за 2008-2025 гг. прогнозируется в 113,4-125,5 трлн. долл., или 6,3-7,0 трлн. долл. в год (в ценах 2007 г.)
Рынок гражданской авиации
Общая характеристика мирового рынка Перспективы роста рынка гражданской авиации сильно зависят от роста цен на авиационное топливо и среднегодовые темпы роста мировой экономики и торговли. При среднегодовом темпе роста мировой экономике в 2007-2025 гг. на уровне 3,1% в год среднегодовой рост объемов авиационных пассажироперевозок за этот же период составит 4,9%, а грузоперевозок – 6,1%. Тогда по прогнозным оценкам фирмы "Боинг ко" объем рынка новых гражданских самолетов в 2007-2025 гг. составит порядка 2,6-2,8 трлн. долл. В период до 2025 г. авиакомпаниям потребуется ок. 28600 новых пассажирских и грузовых самолетов. Мировой парк гражданских самолетов увеличится более чем в два раза – с 17330 самолетов (2005 г.) до примерно 36000 (2025 г.). В основном это будут узкофюзеляжные (100-240 пассажиров) и широкофюзеляжные (200-400 пассажиров) самолеты. 9580 новых лайнеров заменят менее экономичные машины, выводимые из состава авиапарков компаний. Большая их часть будет списана, однако 2220 пассажирских лайнеров будут переоборудованы в грузовые самолеты. Кроме того, авиакомпании получат 770 новых грузовых самолетов.
Самолеты, относящиеся к этому сегменту, такие как Boeing-787 и Boeing-777, позволят авиакомпаниям успешно развиваться за счет выполнения большего числа рейсов в большее количество аэропортов, что соответствует потребностям пассажиров. Самолеты класса Boeing-747 и большей вместимости будут активно эксплуатироваться на маршрутах, соединяющих страны Азии с другими регионами, а также на трансатлантических маршрутах. По прогнозам, на рынке будет существовать устойчивый спрос на грузовые самолеты большой вместимости, что связано с их высокой экономичностью, надежностью, дальностью полета и прекрасными показателями коэффициента загрузки. Количество эксплуатируемых в мире самолетов на 30-60 мест к 2015 г. немногим превысит 2000 единиц, имевшихся в 2005 г., а к 2025 г. составит 2500 ед. В то же время число машин на 61-90 пассажироместа возрастет с нынешних 700 до 1700 в 2015 г. и 3300 – в 2025 г. Наиболее быстрыми темпами будет расширяться спрос на машины вместимостью от 91 до 120 пассажиров. Если в 2005 г. в авиакомпаниях мира их насчитывалось чуть более 700, то к 2015 г. парк таких машин увеличится до 2500, а к 2025 г. – до 3800 ед. Всего до 2025 г. в мире будет продано 7950 самолетов вместимостью 30-120 пассажиров на сумму порядка 180 млрд. долл. Рынок самолетов бизнес-класса стремительно развивается, и тенденция к расширению продаж на нем в течение среднесрочной перспективы сохранится. В 2005 г. в мире было продано 737 бизнес-самолетов, в 2006 г. поставлено 850, а в 2007 г. (по предварительным оценкам) расширение продаж приблизилось к уровню 1000 машин. За период 2008-2010 гг. совокупный объем заказов оценивается на уровне 3,1-3,4 тыс. самолетов. Основными заказчиками выступят североамериканские компании (61% заказов), которые должны обновить свой парк самолетов бизнес-класса на 23%. Устойчивый спрос ожидается со стороны европейских стран, причем он будет расширятся в результате роста доходов населения России и государств Восточной Европы. К 2011-2012 гг. прогнозируется скачок (до 50% по сравнению с современным уровнем) заказов из стран Азии, Африки и Ближнего Востока.
В общей сложности в период с 2007 по 2025 г. в мире будет произведено около 24000 самолетов бизнес-класса. Согласно прогнозу фирмы "Боинг ко", до 2026 г. авиакомпании приобретут: 3700 региональных самолетов (вместимостью менее 90 пассажиров); 17650 узкофюзеляжных самолетов (90-240 пассажиров при двухклассной компоновке); 6290 широкофюзеляжных самолетов (200-400 пассажиров при трехклассной компоновке); 960 самолетов класса Boeing-747 и большей вместимости (более 400 пассажиров при трехклассной компоновке). Географии мирового производства и потребления Мировой рынок гражданской авиатехники на сегодняшний момент обеспечивается преимущественно продукцией четырех компаний: рынок магистральных самолетов является сферой интересов компаний Boeing (США) и Airbus (ЕС), а подавляющее большинство поставок региональных самолетов обеспечивается компаниями Bombardier (Канада), Embraer (Бразилия) и ATR (Италия). Позиции на указанном рынке прочих авиастроительных предприятий мира, в том числе и российских, на сегодняшний момент можно охарактеризовать как стартовые. В 2006 году мировыми лидерами гражданской авиапромышленности было произведно ~820 магистральных и ~250 региональных самолетов всех типов. Крупнейшим рынком в период 2006-2025 гг. станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона – 36% от общей суммы в 2,8 трлн. долл., что обусловлено значительным спросом на широкофюзеляжные лайнеры в регионе. На долю авиакомпаний из стран Северной Америки придется 28% закупок, Европы – 24%. Оставшиеся 12% приходятся на заказчиков из стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки. Дополнительным эксплуатационным фактором для азиатского рынка по сравнению с американским и западноевропейским является наличие больших пассажиропотоков при малой протяженности воздушных линий. При большом объеме рынка данная особенность может привести к появлению модификаций либо типов ВС, спроектированных специально для стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ожидается расширение числа стран – производителей авиационной техники. Традиционные игроки рынка магистральных ВС, авиапромышленность Европы американская корпорация «Боинг», столкнутся с конкуренцией со стороны российских (ОАК), азиатских производителей (AVIC-I, Mitsubishi HI), а также проектов магистральных самолетов, созданных компаниями – традиционными представителями рынков региональной и деловой авиации (компаниями Bombardier и Embraer). Рынок реактивных региональных ВС также обретет многополярность предложения благодаря попаданию в сферу интересов аваипромышленности развивающихся стран. Помимо традиционных игроков в лице Embraer и Bombardier, в настоящее время практически паритетно разделяющих рынок, в ближайшей перспективе возможен выход на рынок российского SSJ-100 и китайского ARJ-21. Новые продукты и технологии Основные тенденции технологического развития гражданского авиастроения на период до 2025 года включают в себя следующие направления: разработка экологичных силовых установок (обеспечение запаса на уровне 15 EPNdB по шуму, а также 20%-ного сокращения эмиссии вредных веществ); совершенствование расходных характеристик самолетов гражданской авиации (в среднем на 20%); совершенствование аэродинамики планера (поиск альтернативных компоновок, реализация концепции несущего фюзеляжа); реализация концепции полностью электрического самолета (разработка двигателей с интегрированным электрогенератором, электрических систем управления аэродинамическими поверхностями, автономной системы кондиционирования воздуха, электромеханизмов уборки и выпуска шасси, рестандартизация бортовой электросиситемы); «черный самолет» – конструктивное и технологическое решение задач изготовления конструкции самолета из легких композиционных материалов (например, с углеродным армированием); использование нанотехнологий для управления пограничным слоем, решения задач повышения прочности конструкций (наноматериалы), интерактивной диагностики и снятия показаний давления, температуры, деформаций и т.п., (нанодатчики); глобальное внедрение цифровых пилотажно-навигационных средств с использованием спутниковых систем навигации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|