Продукция химического и нефтехимического комплекса
Общая характеристика мирового рынка В 1996 г. объем мирового рынка химической продукции составлял 962 млрд. евро, в 2006 г. этот показатель составил 1641 млрд. евро.[89] По прогнозам экспертов к 2010 г. объем мирового рынка химической продукции достигнет величины 2400 млрд. долл. В условиях глобальных изменений, происходящих на мировом рынке химической и нефтехимической промышленности, проблема обеспечения дешевым сырьем является особенно острой. Данный процесс имеет следствием усиление монополизации мирового рынка. Решение проблем отдельных компаний не гарантирует решения проблемы дороговизны химической продукции для мировой экономики в целом – тем более что в рамках крупных компаний стремление к ускоренному инвестированию в расшивку сырьевых ограничений может ослабнуть. В результате, темпы роста сектора в физическом выражении в перспективе могут существенно замедлиться – особенно если параллельно будут усиливаться экологические ограничения и развиваться альтернативные предложения материалов со стороны металлургического и лесопромышленного комплексов. Изменения в географии мирового производства и потребления химической продукции Глобальные изменения в географии мирового производства и потребления химической продукции определяют мощный сдвиг в сторону новых индустриальных и развивающихся стран. В настоящее время к традиционным центрам производства и торговли продукции химической и нефтехимической промышленности таким, как США, Западная Европа, Япония присоединяются компании развивающихся стран (Китай, Индия, Саудовская Аравия, Мексика) при одновременном ослаблении позиций первых. Так, темпы прироста производства химикатов Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2001-2006 гг. составили 6,9% в год, Латинской Америке – 4,3% против 1,5% в странах ЕС. Химическая промышленность Китая уже вышла на 3 место в мире по объему произведенной продукции (после США и Японии): в 2006 г. доля Китая в мировой торговле продукцией химической промышленности составляла 10,3%, а доля всего Азиатского региона составляла 33,3%.[90]
В долгосрочной перспективе произойдут определенные изменения в специализации регионов. Уже в ближайшем будущем западные производители химической продукции столкнутся с проблемами, вызванными дороговизной сырья, ростом капиталоемкости новых проектов, медленным ростом производительности труда и дороговизной рабочей силы. В этих условиях нефтехимические заводы западных стран могут потерять конкурентоспособность по сравнению с ближневосточными к 2010 г., что приведет к сокращению производства химической и нефтехимической продукции в западных странах. Тем не менее, Западная Европа и Северная Америка останутся крупнейшими потребителями и производителями химической продукции, при этом основной их нишей станет производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Развивающиеся страны, особенно богатые углеводородным сырьем, усилят свою роль в мировой химической промышленности как производители базового сырья и массовых материалов. В течение ближайших нескольких лет развивающиеся страны будут ориентированы на насыщение внутреннего спроса. В дальнейшем эти страны станут основными конкурентами традиционных мировых лидеров. Уже в настоящее время развивающиеся страны наращивают свой потенциал на мировом рынке химической и нефтехимической продукции благодаря относительно низким ценам на углеводородное сырье в этих странах, что объясняет высокую ценовую конкурентоспособность производимой ими продукции. На мировом рынке азотных и фосфорных удобрений, пластмасс, аммиака, метанола и других продуктов основными конкурентами традиционных лидеров станут поставщики из стран Персидского залива и Северной Африки, где относительно низкие цены на природный газ.
В ближайшие десять лет наиболее высокими темпами роста объемов потребления (6-10% в год[91]) будет характеризоваться группа пластмасс (полимерная продукция, конструкционные материалы). Это обусловлено тем, что продукция полимерной химии демонстрирует все возрастающую конкурентоспособность по сравнению с металлом, деревом и другими материалами.[92] По данным ВТО, наиболее перспективным рынком сбыта химической продукции в ближайшем будущем будет оставаться Китай. В Китае уже в настоящее время интенсивно развивается собственное производство химической и нефтехимической продукции, ранее закупаемой в России. Общие тенденции среди производителей В связи с усиливающейся конкуренцией со стороны развивающихся стран ведущие мировые компании будут вынуждены корректировать стратегию своего развития. Наиболее успешными будут компании, производящие продукты с высокой добавленной стоимостью (фармацевтика, прогрессивные виды пластмасс и т.д.); Традиционная стратегия, основанная на эффективном управлении активами и минимизации издержек, будет постепенно вытесняется стратегией, основанной на эффективном управлении know-how и навыками, которыми обладает компания по эффективному использованию своего внутреннего потенциала. Ужесточение экологических норм будет стимулировать переход компаний на высокоэффективные экологически безопасные технологии (в частности, в рамках западноевропейского рынка химической и нефтехимической продукции введена программа REACH, направленная на выпуск продукции, обеспечивающей безопасность людей и окружающей среды). В перспективе следует ожидать сохранения оформляющегося тренда к интеграции химических и нефтехимических компаний с нефтяными и газовыми компаниями, стимулируемого ростом стоимости углеводородного сырья. Ожидается, что мировая химическая промышленность станет еще более консолидированной. Уже в настоящее время мировой химический и нефтехимический бизнес представлен крупными транснациональными компаниями.[93] Особенностью специальных видов химической продукции, прежде всего, конструкционных материалов является постоянное улучшение их потребительских свойств. Это приводит к концентрации производства в странах-лидерах и ограничивает возможности пространственного распространения технологических волн. Кроме того, инновационной основой технологического развития становятся крупные транснациональные корпорации, регулирующие распространение производства новых продуктов в мире.
Новые продукты и технологии Инновационная активность производителей в перспективе останется отличительной чертой отрасли, а результаты этой активности потенциально могут существенно усилить роль отрасли в мировой экономике. К числу важнейших разработок, ведущихся за рубежом, следует отнести: разработку полимеров и композитов на их основе, открывающих возможности принципиально новых конструкционных решений; процессы на основе биохимических и физических методов ускорения химических реакций (мембранных, лазерных, электрохимических технологий); конверсии природного газа в жидкие углеводороды для расширения сырьевой базы крупнотоннажных производств. В целом, в условиях высоких цен на углеводороды основным конкурентным преимуществом ведущих мировых компаний химического комплекса будут являться: 1) Инновации в области технологий и продуктов, в том числе развитие ресурсосберегающих технологий. В настоящее время проблема обеспечения химической промышленности дешевым углеводородным сырьем решается путем увеличения удельного веса газового сырья (этана, пропана, бутана). В США, Канаде, Германии, Саудовской Аравии развиваются технологии по переработке природного газа и газового конденсата. Они позволяют достигать высокой технологичности и экономичности производства, при этом обеспечивая соблюдение современных норм экологической безопасности. 2) упор на небольшие высокотехнологичные поточные линии (производство малотоннажной химической продукции). Многие химические компании развитых стран закрывают производства на химических рынках крупнотоннажной продукции в связи с потерей конкурентоспособности из-за высоких цен на сырье, диверсифицируют инвестиции в сторону высоких технологий глубокой переработки с производством наукоемкой малотоннажной продукции. Такие специализированные линии являются эффективными, поскольку поддерживаются высокими ценами на уникальную продукцию Особо подчеркнем, что основой мирового прогресса в химическом комплексе является спрос на уникальные материалы, повышающие конкурентоспособность массовых видов продукции (автомобили, ткани, бытовая техника и т.д.). Это обеспечивает постоянный процесс модернизации соответствующих производств и придание ему глобального характера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|