Организационная культура славного Малого
В организациях архетип Славного Малого отражает совокупность тех же самых ценностей и предпочтений. Зачастую они более настойчиво делают акцент на чувстве групповой идентичности, чем более элитарные группы — давайте вспомним о профсоюзах (и менеджерах), компаниях, принадлежащих рабочим, например Avis,' которые устанавливают командный дух, идентифицируя себя с «собаками снизу» («Мы стараемся сильнее»), или таких как VISA, отделяющих себя от брендов типа «American Express», имеющих более элитарный имидж. Часто компаниями «Славный Малый» владеют сами рабочие; в них люди одеваются более небрежно, чем это принято в данной отрасли индустрии. Менеджеры могут носить джинсы и рабочие рубашки и дружески болтать с рабочими. Если вы приходите на встречу с менеджером, вам трудно сразу же узнать руководителя, поскольку не существует слишком очевидных признаков статуса. Профсоюзы, некоммерческие организации и прогрессивные политические движения представляют собой типичные организации «Славный Малый», точно так же, как и ваш местный кооператив, производящий экологически чистые продукты питания. В общем, всем этим организациям присуща глубокая вера в важность каждого человека и неприязнь к демонстрации каких-либо различий между людьми. Решения принимаются максимально демократическим способом, в зависимости от масштабов организации. В некоторых маленьких организациях или группах, менеджеров решения могут приниматься методом достижения консенсуса. Часто проводятся различные общественные мероприятия в типично народном духе. Если такая организация благополучна, то в ней царит сильный дух товарищества, общность целей и атмосфера равенства, гордость за свою работу и заинтересованность в выполнении задания. Если дела в такой организации обстоят неблагополучно или архетип Славного Малого принимает экстремальные формы, эгалитаризм превращается в бюрократию. Образовательная элитарность исчезает, и люди получают вознаграждение независимо от степени своего участия в работе и продуктивности своего труда.
МАРКЕТИНГ И СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ Сегодня, когда практически все товары снабжены логотипами, очень важно понимать механизм их привлекательности. Что касается Правителя, то его логотип говорит о статусе. Для Искателя логотип — это заявление характерной индивидуальности. Для Славного Малого логотип означает аффилиацию, способ проде-1 монстрировать свою связь с окружающими людьми, которые используют этот товар и идентифицируются со значением его бренда. Писатель Курт Воннегут в романе «Колыбель для кошки» пустил в обиход слово «granfalloon», означающее нашу идентификацию со своим государством (в романе супружеская пара страстно идентифицировала себя с Hoosiers*); высшей школой, которую мы посещали; нашей этнической группой, бейсбольным " Hoosiers — верзилы, прозвище жителей штата Индиана. — Примеч. науч. ред. 168 Часть IV. Ни один человек не является островом Архетип Славного Малого обеспечивает хорошую индивидуальность для брендов, если: • помогает людям принадлежать к какой-либо группе или испытать чувство принадлежности; • используется в повседневной жизни; • продается по умеренной или низкой цене (или представляет собой улучшенную версию товара, который обычно стоит недорого); • производится или продается компанией с «домашней» организационной культурой; • хочет отличаться в лучшую сторону от более элитарного или дорогостоящего бренда. клубом или автомобилем. Такая форма принадлежности, ассоциирующаяся со Славным Малым, может носить достаточно поверхностный характер и тем не менее удовлетворять многих людей. Например, владельцы автомобиля «Saturn» на самом деле гордятся своими «союзами владельцев «Saturn»! Более глубокая идентификация ~ как это происходит в случае патриотизма — включается в том случае, если существует связь не просто с автомобилем, а с архетипическим значением этого автомобиля. В этом смысле некоторые люди, посещающие собрания владельцев «Saturn», несомненно, ассоциируют их с прочными ценностями добропорядочных граждан (например, упорной работой) и качественными товарами эпохи планового устаревания.1
Помните, что потребность принадлежать к какой-либо группе побуждает людей дружить с брендами. Многие люди на самом деле формируют воображаемые отношения с компаниями и выпускаемыми ими товарами точно так же, как с кинозвездами и другими знаменитостями. Как только они устанавливают такую дружбу, изменения или исчезновение товара заставляет их испытывать те же чувства, что и при потере друга. Такая форма поведения отчетливее всего проявилась в шумихе, поднятой вокруг «New Coke», но точно такие же чувства покупатели испытывают каждый раз, когда закрывается их любимый ресторан или книжная лавка. Так, когда была продана компания Ben & Jerry ' s, многие люди испытали глубокую печаль, боясь, что в результате продажи компания могла утратить свои самые лучшие черты — их переживания не имели ничего общего с озабоченностью вкусом или качеством мороженого. Они касались массы других вещей, в том числе усилий Ben & Jerry ' s, направленных на оказание помощи рядовым людям, которые были не в состоянии приобрести франшизу, на защиту окружающей среды и репутации компании как увеселительного центра. 6 современном быстро изменяющемся мире проблемой очень многих людей становится одиночество. У людей просто не хватает времени, чтобы заводить друзей, проводить долгие упоительные часы с любимыми или наслаждаться досугом 1 Bond and Kirshenbaum, pp. 188-189. Глава 10. Славный Малый 169 вместе со своими детьми. Чем сильнее люди страдают от эмоциональной депри-1 вации, тем более они склонны искать эмоциональные связи в коммерческих сделках. Это печально, но дело обстоит именно так. Вы можете предложить услугу и повысить свои доходы в той мере, в какой вы в состоянии удовлетворить эту потребность людей.
Если вы можете предложить какой-либо способ объединения людей, — как это сделал «Saturn», устраивая собрания владельцев автомобилей, выпускаемых компанией, — то лояльность ваших клиентов по отношению к вам сильно возрастет. Хотя всем нравятся бренды и рекламные модули, приятные внешне, самой сильной привлекательностью они обладают для Славного Малого. Это — архетипи-ческий образ рабочего и среднего класса, но его не следует путать с категорией стиля жизни. То, что молодежь сейчас называют «хиппи с кредитными картами», то, что интеллектуалы любят носить одежду рабочего класса, а студенты самых престижных колледжей перенимают стиль поведения городских подростков — все это говорит нам о том, что Славный Малый жив и широко распространен во всех слоях общества. Глава 11 Любовник Девиз: «Я вижу только тебя» Бренды Любовника получили широкое распространение в косметической и ювелирной промышленности, а также в индустрии моды и путешествий'. Давайте вспомним «Revlon». Реклама этого бренда исполнена чувственности, элегантности, она эротична; бренд представляет косметические товары, которые помогают людям привлекать к себе любовь. Любой бренд, подразумевающий обещание красоты и сексуальной привлекательности, — это бренд Любовника. Самым наглядным примером является «Victoria's Secret». Вы встречаете Любовника в разнообразных пищевых продуктах, например в вине и деликатесах — чувственность и потворство своим желаниям являются неотъемлемой частью их употребления; вспомните о шоколаде «Godiva», макаронах «Barilla», кофе «Gevalia» и мороженом «Haagen Dazs». По крайней мере два штата в США основывают свою публичную индивидуальность на этом архетипе. Вирджиния заявляет об этом недвусмысленно: «Вирджиния для влюбленных». Калифорния формулирует это в более замаскированной форме, основная мысль заключается в следующем: «Я — летчик-испытатель удовольствий». Архетип Любовника управляет всеми формами человеческой любви, от родительской любви до дружбы и духовной любви, но сильнее всего это проявляется в романтической любви. Вы можете вспомнить о римских боге и богине любви — Купидоне и Венере, а также о классических любовниках кинематографа — Кларке Гэйбле, Кэри Гранте, Софи Лорен или Элизабет Тейлор. Это — царство сердец и цветов, пляжей в лучах закатного солнца, танцев при лунном свете, царство романтической любовной истории как в комической (с традиционным счастливым концом), так и в трагической форме (с разлучением вследствие смерти — «Титаник»).
Архетип Любовника способствует также выработке тендерной индивидуальности. «Revlon» рекламирует свои товары, предлагая при этом: «Почувствуйте себя женщиной». Другие товары побуждают мужчин почувствовать себя настоящими мужчинами. Независимо от того, придерживаетесь ли вы гетеро- или гомосексуальной ориентации, идентификация со своим социальным полом является неотъемлемой частью взросления. Архетип Любовника стал вдохновителем целого жанра романтических новелл. Всем нам хорошо известно, что большинство романов развиваются по очень четкому сюжету. Молодая и красивая героиня встречает героя, но какие-то жизненные обстоятельства или неприятности разлучают их до тех пор, пока каким-то образом истина не всплывает на поверхность, и герои, после любовных страданий Глава 1 1. Любовник 171 Любовник Основное желание: добиться интимности и испытать чувственное удовольствие. Цель: вступая в отношения с людьми, делать их работу, переживания и окружающую обстановку приятной. Опасения: остаться в одиночестве, стать нежеланным и нелюбимым. Стратегия: постоянно становиться все более привлекательным — в физическом, эмоциональном и любом другом отношении. Ловушка: делая все возможное для того, чтобы привлекать окружающих и доставлять им удовольствие, утратить собственную индивидуальность. Награда: страсть, благодарность, восхищение, преданность. и переживаний, наконец, соединяются навечно для счастливой жизни. Некоторые из этих романов являются довольно эротическими, тогда как другие выдержаны в более строгом стиле, но независимо от того, какое место в них отводится сексу, сюжет остается на удивление последовательным. И несмотря на все это, каждый год такие романы расходятся тысячными тиражами. Некоторые женщины прочитывают по одному такому роману в неделю, и этот сюжет им никогда не надоедает. Почему? Дело в том, что этот сюжет взывает к глубоким архетипичес-ким чаяниям и желанию испытать истинную любовь. Хотя женщинам фильмы и романы с архетипом Любовника нравятся больше, чем мужчинам, последних, без всяких сомнений, также очень привлекает рассматриваемый архетип. В литературе, адресованной мужчинам, обычно превалирует приключенческий сюжет, тогда как любовная история отходит на второй план. Тем не менее Герой не может быть настоящим Героем, если ему не удается завоевать девушку в конце книги. Например, при использовании проективных методов в ходе проведения качественных исследований, молодые женщины говорят о своем желании провести вечерок в баре с мужчиной из рекламы «Camel» (Шутом, который, наподобие Джо Кэмела, обещает массу веселья), но уйти из бара они предпочтут с ковбоем из рекламы «Marlboro».
Архетип отражается в повседневных представлениях о том, что является жизненным успехом. Родители надеются, что их дети получат удовольствие от продвижения по карьерной лестнице, брака и спокойной оседлой жизни. Зачастую они полагают, что их работа по воспитанию ребенка заканчивается лишь в момент его (или ее) бракосочетания. Несмотря на ожидания того, что после свадьбы «они будут жить долго и счастливо», мы живем в мире, в котором половина всех браков заканчивается разводом. Тем не менее поиск истинной любви живет в сердцах большинства людей. Если мы не может жить «долго и счастливо с данным конкретным человеком», мы надеемся отыскать кого-то другого. Из этого следует, что архетип Любовника активен не только у двадцатилетних — он сохраняет свою силу на протяжении всей жизни человека и определяет либо сохранение любви к своему 172 Часть IV. Ни один человек не является островом Уровни Любовника Вызов: безумное увлечение, соблазнение, влюбленность (в человека, идею, дело, работу, товар). Первый уровень: поиск великолепного секса или великой любви. Второй уровень: следовать по пути блаженства и преданности тому, кто (или что) вы любите. Третий уровень: духовная любовь, принятие себя, переживание экстаза. Тень: промискуитет, навязчивая идея, ревность, зависть, пуританство. супругу либо поиск нового партнера. И, конечно, всех нас учат и поощряют к этому не только красивыми церемониями бракосочетаний, но и юбилеями тех пар, которые состарились вместе и тем не менее продолжают любить друг друга. Архетип Любовника проявляется и в глубокой личной дружбе. В девятнадцатом веке гораздо чаще, чем сегодня (когда люди озабочены вопросами своей сексуальной ориентации), встречалась горячая дружба людей одного и того же пола. Хотя современная мораль призывает к более прохладной дружбе (отчасти из-за опасений того, что отношения людей одного и того же пола могут перерасти в сексуальную связь), все чаще многие молодые люди считают дружбу фундаментом интимных отношений. Любовники могут приходить и уходить, а друзья сохраняются на всю жизнь. Jordache (джинсовая одежда) выпустил красивую рекламу, изображающую друзей (и юношей, и девушек), тепло обнимающих друг друга. Их отношения не являются сексуальными, что не умаляет их близости. В этой рекламе подразумевается: «Мы по-настоящему любим друг друга. Мы не любовники, но мы действительно заботимся друг о друге». Чем дружба Любовника отличается от архетипа Славного Малого? Для Славного Малого очень важно соответствовать и принадлежать, но не выделяться. Напротив, Любовник хочет, чтобы вы знали, что вы один из его лучших друзей, что вы по-настоящему хорошо знаете его и что он особенно важен для вас. В этом смысле Любовник может быть архетипом компании друзей, чувствующих, что они по-настоящему знают друг друга. Они связаны не поверхностными отношениями союзников, но чем-то гораздо более глубинным. К. Воннегут называл эту более интимную связь «karass» (в отличие от более поверхностных отношений «granfalloon»). По мнению писателя, люди, испытывающую подобную близость, по каким-то причинам были инкарнированы в одно и то же время, и они чувствуют особую близость. Для многих людей для объяснения подобной близости вовсе не обязательно оперировать представлениями об инкарнации. Она может быть результатом усилий, потраченных на ее строительство и поддержание. Независимо от того, говорим ли мы о романтической или дружеской любви, уверенность Любовника в себе может быть производной от его чувства исключи- Любовника можно узнать в партнерах, друзьях, близких, свахах, энтузиастах, знатоках, сенсуалистах, супругах, организаторах команд. Глава 1 1. Любовник 173 На рисунке изображена античная статуя, датированная 100 годом до н.э., и хранящаяся в Афинском археологическом музее. Позу Афродиты можно истолковать как игривый отказ от чисто плотских авансов Пана ради более глубокой, более интимной любви, которую ищет Купидон, мифический сват. тельности и ощущения того, что он любим. В худшем случае это может привести к патетически-отчаянной потребности в любви, толкающей людей на промискуитет или вынуждающей их соглашаться на неудовлетворительную ситуацию или даже на жестокое обращение. Если у человека сильнее выражено чувство «я», архетип Любовника может найти выражение без таких крайних форм. В лучшем случае он предлагает глубокую, интимную связь между людьми — ту, на которой строятся браки (или дружба), которые действительно существуют вечно. Любовники думают, что они вызывают особое восхищение окружающих. Однако они, как правило, не любят конкурентов, которые угрожают занять их место и лишить их привязанности других людей. Следовательно, с архетипом Любовника может ассоциироваться оборотная сторона конкуренции, которая обычно носит бессознательный характер и отрицается людьми, что ведет к ревности и, в отдельных случаях, крайне нежелательному поведению. Если архетип Любовника активизируется в жизни человека, он хочет выглядеть не просто хорошо, но и красиво. В глубине этого лежит желание привлекать 174 Часть IV. Ни один человек не является островом и дарить любовь, а также выражать привязанность в интимной и приятной форме. В дружбе и в семьях эта склонность может включать в себя объятия, пересказы друг другу сердечных тайн и объединение на основе общей любви или нелюбви. При общении с романтическим партнером это, естественно, подразумевает сексуальные контакты.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|