Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Второстепенные члены предложения




( общая характеристика )

Второстепенные члены предложения - это члены предложе­ния, находящиеся в подчинительной связи с главными членами и между собой, а также служащие для пояснения, уточнения значений грамматической основы.

Традиционно выделяются следующие разряды второстепенных членов предложения: дополнение, определение и обстоятельство.

Дополнение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей существительного. Различаются дополнение прямое и дополнение косвенное.

Прямое дополнение выражается формой винительного паде­жа без предлога: написать изложение, дать совет. Форма родитель­ного падежа может выступать в качестве прямого дополнения:

1) если действие, выраженное переходным глаголом, направлено не на весь предмет, а только на его часть: выпить воды;

2) при глаголах с отрицанием: не замечать ошибок.

Остальные дополнения называются косвенными: писать ка­рандашом, вспоминать о былом.

Определение - это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой! чей!

Различаются определение согласованное и определение несо­гласованное.

Согласованное определение согласуется с определяемым су­ществительным в падеже и числе, а в единственном числе также в роде: письменная работа, наш класс, улыбающееся лицо, вторые сут­ки.

Несогласованное определение связано с сущес­твительным, от которого зависит, по способу управления или по способу примыкания: улицы города, тетрадь в клетку, его карандаши, материал попрочнее, брюки навыпуск, обещание прийти, мальчик семи лет, лошадь серой масти.

Особой разновидностью определения является, выраженное существитель­ным, согласованным с определяемым словом в падеже типа город- герой, река Волга, дерево эвкалипт или представленное в начальной форме типа в газете «Правда»

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, по­ясняющий слово со значением действия или признака и обозначаю­щий, при каких обстоятельствах совершается действие, или указы­вающий способ, меру, степень проявления действия или признака. Обстоятельства чаще всего выражаются наречиями, падежными формами имен существительных и деепричастиями. Выделяются следующие разряды обстоятельств:

обстоятельство времени: помнить всегда, работать по вечерам;

обстоятельство места: оставаться в классе, идти полем;

обстоятельство образа действия: говорить медленно, перебраться вплавь;

обстоятельство меры или степени: пройти два километра, ждать долго,

обстоятельство причины: покраснеть от смущения, не явиться вследствие болезни;

обстоятельство цели: выставить напоказ, уехать отдыхать;

обстоятельство условия: отменить экскурсию в случае пло­хой погоды, приехать при первой возможности;

обстоятельство уступки: добиться несмотря на трудность, случилось вопреки предсказаниям.

Начнем с определения. Рассмотрите предложенные схемы, где проиллюстрирован вопрос о согласованном и несогласованном определении. Знание этих разновидностей принципиально в практическом отношении, т. к. обосабливаются знаками препинания, как правило, именно согласованные определения.


Согласованные и несогласованные определения

 

(какой, чей)

 

первая поля пшеницы

мировая цветы России

развязанная платье в горошек

всякая, та, такая

котлета по-киевски

(война) желание учиться

 

 

Обособленные согласованные определения

 

 

Пугачев (какой?), верный своему обещанию, приближался к Петербургу.

Солнце (какое?), великолепное и яркое, поднималось над морем.

 

Правило: согласованное определение обосабливается, если стоит после слова, от которого зависит (определяемое слово), т.е. в постпозиции.

 

Исключения:

1. Бледный, он лежал на полу. (причина обособления - определение зависит от местоимения)

2. Выросший в нищете и голоде, Павел ненавидел богатых. (почему?) (определение осложнено значением обстоятельства, как правило, причины или уступки, и это вызывает его обособление).

3. Давший истории великие открытия науки и техники, завершился 20 век. (находится на дистанции от определяемого слова – проявление инверсии, т. е. необычного словорасположения)

 


Тренировочные упражнения

Задание 1.Подчеркните обособлен­ное определение, в скобках укажите причину его обособления.

Образец: Сад спускался к реке, поросшей густым камы­шом (стоит после определяемого слова). (Ч.).

1.Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыль­цом нового деревянного дома, выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей (Т.). 2. Легкий ветерок, врывавшийся иногда с озер, разливал в воздухе запах сырой лесистой почвы (Т.). 3. По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом (Л. Т.). 4. Однообразный глухой шум моря, доносившийся сни­зу, говорил о покое (Ч.). 5. Забытый, обделенный, я весь был тьмой ночной (К. Бальм.). 6. Дорога, вся изрытая глубокими колеями, шла темным хвойным лесом (Л. Т.). 7. Мать, не уснувшая ночью ни на минуту, вскочила с постели и сунула огонь в самовар, приготовленный с вечера (М. Г.). 8. Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт (М. Г.). 9. Не ты ль в моих мечтах, певучая, про­шла над берегом Невы… (А. Бл.). 10. Увяда­нья золота охваченный, я не буду больше молодым (С. Ее.). 11.Широкая улица, вся исполосованная мокрыми темными колеями, из белой стала грязно-желтой (А. Купр.). 12. Ты теперь не так уж будешь биться, серд­це, тронутое холодком, и страна березового ситца не заманит шляться босиком (С. Ее.). 13. Я в глазах твоих увидел море, полыха­ющее голубым огнем (С. Ее.). 14. Не покину я товарища, и беспутного, и нежного (А. Ахм.). 15. Но Искариот смотрел спокойно, а Анну уже начала покалывать тихая злость, сухая и холодная, как предут­ренний иней зимою (Л. Андр.). 16. Утомленный дневным переходом, Семенов заснул скоро. (Кор.) 17. Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (П.)

Ответ:

1.Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыль­цом нового деревянного дома, выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей ( стоит после определяемого слова)(Т.). 2. Легкий ветерок, врывавшийся иногда с озер, ( стоит после определяемого слова) разливал в воздухе запах сырой лесистой почвы (Т.). 3. По пыльной дороге, ведущей к садам, ( стоит после определяемого слова) тянулись скрипучие арбы, наполненные черным виноградом( стоит после определяемого слова) (Л. Т.). 4. Однообразный глухой шум моря, доносившийся сни­зу, ( стоит после определяемого слова) говорил о покое (Ч.). 5. Забытый, обделенный,(относится к местоимению) я весь был тьмой ночной (К. Бальм.). 6. Дорога, вся изрытая глубокими колеями, ( стоит после определяемого слова) шла темным хвойным лесом (Л. Т.). 7. Мать, не уснувшая ночью ни на минуту,( стоит после определяемого слова)вскочила с постели и сунула огонь в самовар, приготовленный с вечера( стоит после определяемого слова) (М. Г.). 8. Маленькие игривые волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, ( стоит после определяемого слова) тихо бились о борт (М. Г.). 9. Не ты ль в моих мечтах, певучая, (относится к местоимению) про­шла над берегом Невы… (А. Бл.). 10. Увяда­нья золота охваченный, (относится к местоимению) я не буду больше молодым (С. Ее.). 11.Широкая улица, вся исполосованная мокрыми темными колеями, (стоит после определяемого слова) из белой стала грязно-желтой (А. Купр.). 12. Ты теперь не так уж будешь биться, серд­це, тронутое холодком, (стоит после определяемого слова) и страна березового ситца не заманит шляться босиком (С. Ее.). 13. Я в глазах твоих увидел море, полыха­ющее голубым огнем (стоит после определяемого слова) (С. Ее.). 14. Не покину я товарища, и беспутного, и нежного (стоит после определяемого слова)(А. Ахм.). 15. Но Искариот смотрел спокойно, а Анну уже начала покалывать тихая злость, сухая и холодная, (стоит после определяемого слова) как предут­ренний иней зимою (Л. Андр.). 16. Утомленный дневным переходом (имеет добавочное обстоятельственное значение), Семенов заснул скоро. (Кор.) 17. Ещё прозрачные, (имеет добавочное обстоятельственное значение), леса как будто пухом зеленеют. (П.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...