Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и структура клинической психологии




МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор института ИОиСН

профессор Шаповалов В.К.

___________________________

«___»________________20__ г.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302.65 - КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ ВЫПУСКНИКА – СПЕЦИАЛИСТ

Учебный план – 2010 г.

 

РАССМОТРЕНО УМК Института образования и социальных наук Протокол №___ от «___»____2015 г. Председатель УМК Института образования и социальных наук _________________ / _______________/ РАЗРАБОТАНО: заведующая кафедрой практической и специальной психологии Белашева И.В. ___________________ «__» ___________________ 2015 г. Протокол заседания кафедры практической и специальной психологии от «17» сентября 20 15 г. № 2

 

 

Ставрополь, 2015

ВВЕДЕНИЕ

Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственные экзамены, позволяющие выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Целью проведения итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки специалистов выпускного курса университета к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Программа государственного экзамена по дисциплине «Клиническая психология» по специальности 030302.65 - Клиническая психология специализации «Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия» разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ 236 гум/сп от 17.03.2000).

На государственном экзамене по дисциплине «Клиническая психология» выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных дисциплин и основных дисциплин специальности, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего получении последипломного образования.

Структура государственного экзамена

Структура экзаменационного билета: билет государственного экзамена по дисциплине «Клиническая психология» включает три вопроса из основных разделов клинической психологии. Первый вопрос позволял выявить знания студентов о теоретических и методологических основах клинической психологии. Формулировка второго вопроса предполагала выявление знаний в области нейропсихологии, патопсихологии, психосоматики, психологии аномального развития, психологии отклоняющегося поведения, психокоррекции, психотерапии. Третий вопрос был направлен на раскрытие совокупности практических знаний и умений в области клинической психодиагностики, психологического консультирования, реабилитации, нейро- и патопсихологических методов исследования.

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302.65 - КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ»

Предмет и структура клинической психологии

Объект, предмет клинической психологии. Ведущие разделы (области) клинической психологии. Социальная значимость и межотраслевой характер клинической психологии. Практическая и научно-исследовательская направленность деятельности клинического психолога. Объект клинической психологии. Социальная адаптация и здоровье человека, их взаимозависимость. Предмет клинической психологии. Социальная значимость клинической психологии. Категории здоровья и болезни. Основные классы болезней. Симптом — синдром — нозология. Переходные состояния между здоровьем и болезнью. Два значения понятия «психология здоровья». Психология здоровья как предмет научной и практической деятельности клинических психологов. Психология здоровья как психологическая культура человека. Категория психического здоровья. Состояние психического (духовного) благополучия и социальная активность человека. Психическое здоровье и формирование жизненной позиции, социальной и деловой активности подрастающего поколения. Психические факторы и их роль как в укреплении, так и нарушении здоровья. Роль семьи в возникновении психической травмы, психотравмирующего переживания, патогенной ситуации. Особенности семей с нервно-психическими больными. Нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи.

Практическая ориентация клинической психологии. Взаимосвязь теоретических и прикладных аспектов. Ведущие разделы клинической психологии: определение и краткая характеристика. Патопсихология. Нейропсихология. Психосоматика (психология телесности). Психология аномального онтогенеза. Психокоррекция, консультирование, психологическая «терапия». Реабилитация. Психология здоровья. Различия истоков, путей формирования и степени развития теории и практики разных областей клинической психологии.

История становления клинической психологии. Первая лаборатория экспериментальной психологии в России (1885г.) - лаборатория медицинской психологии. Вклад крупнейших отечественных ученых - В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищева, С.С.Корсакова и др. в развитие клинической психологии. Современное развитие отечественной клинической психологии. Факторы, способствовавшие становлению клинической психологии.Возрастание потребности в оказании психологической помощи различным контингентам населения. Роль нервно-психических факторов в ухудшении психосоматического и соматопсихического здоровья населения. Роль личностных факторов в охране здоровья. Значение интеграции клинической психологии для ее прогресса. Диалектика связи интеграционных тенденций и дифференциации областей клинической психологии.

Сферы деятельности клинических психологов. Практические задачи и функции клинических психологов. Многопрофильность и межотраслевой характер клинической психологии. Клиническая психология в сфере здравоохранения.

Система народного образования и задачи клинических психологов. Работа в дошкольных заведениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в центрах коррекционной педагогики и т.п.

Клинические психологи в службах социальной защиты населения: центры занятости, службы по подбору кадров, службы планирования семьи, центры психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и производственных катастроф, службы кризисных состояний и многое другое.

Практические задачи и функции клинических психологов. Психопрофилактика заболеваний. Превентивные задачи клинической психологии на трех этапах профилактики: первичная профилактика; вторичная профилактика; третичная профилактика.

Клинико-психологическая диагностика. Типы диагностических задач. Диагностика как первичная форма деятельности клинических психологов. Принципы диагностического исследования. Разнообразие диагностических задач. Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах аномального развития. Личностная (типологическая) диагностика групп повышенного риска психосоматических, нервно-психических заболеваний и пограничных расстройств. Диагностика в целях психологической коррекции (выявление психологических факторов риска, опора для выбора коррекционных программ, оценка эффективности психологического воздействия).

Клинико-нозологическая диагностика в психиатрической клинике. Топическая психологическая диагностика – нейропсихологический синдромный анализ в клинике локальных поражений мозга. Функциональная диагностика (в специальных экспертных задачах, для оценки динамики психического состояния, терапевтического эффекта и т.д.).

Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами. Общие принципы и специфика участия клинических психологов в решении разных экспертных задач. Психолого-педагогическая экспертиза. Врачебно-трудовая экспертиза. Военно-медицинская экспертиза. Судебно-психиатрическая, психолого-психиатрическая и психологическая экспертиза.

Нормативные документы и специфика участия клинического психолога в военно-врачебной экспертизе. Состав военно-врачебной комиссии. Категории годности к военной службе. Круг задач, решаемых клиническим психологом при военно-врачебной экспертизе.

Особенности экспертизы несовершеннолетних. Характеристика комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних (КСППЭН). История становления КСППЭН. Основные вопросы, решаемые КСППЭН. Компетенции эксперта. Понятие виктимности подростков.

Виды, характеристика и особенности судебно-психологической экспертизы. Общая характеристика судебно-психологической экспертизы. Предмет судебно-психологической экспертизы. Объект судебно-психологической экспертизы. Функции судебно-психологической экспертизы. Правила назначения судебно-психологической экспертизы. Компетенции эксперта в судебно-психологической экспертизе. Оформление результатов судебно-психологической экспертизы.

Характеристика и особенности медико-социальной и врачебно-трудовой экспертиз. Задачи медико-социальной (МСЭ) и врачебно-трудовой экспертизы (ВТЭ). Соотнесение дефицитарных феноменов психики и ее сохранных составляющих. Нормативные документы, регламентирующие деятельность МСЭ и ВТЭ.

Метод экспертного оценивания. Понятие экспертизы и метода экспертного оценивания. Применение метода экспертного оценивания. Характеристика эксперта. Этапы оценочной деятельности экспертов. Применение метода экспертного оценивания.

Психологическая коррекция и ”психотерапия”. Ранние формы психологического воздействия на поведение и здоровье человека. Разработка современных методов и форм воздействия на человека в медицине и клинической психологии. Психологическая коррекция поведения с целью совершенствования адаптационных возможностей и предупреждения пограничных личностных расстройств. Психологическая коррекция: специальные методы «исправления» черт личности, относящихся к факторам повышенного риска заболеваемости с целью профилактики нервно-психических расстройств и психосоматических недугов, с целью предупреждения рецидивов болезни и профилактики инвалидизации. Проблемы развития психокоррекции. Два значения понятия психотерапия. Психотерапия как система принципов и приемов традиционного медицинского лечебного воздействия на пациента. Психологическая “терапия”. Методы и способы психологической поддержки и помощи человеку. Гештальттерапия, поведенческая терапия, психоанализ, психодрама, психосинтез, виртуальная психотерапия и т.п. Проблема систематизации подходов и приемов психологической “терапии”. Разработка критериев их применения и оценки эффективности.

Участие клинических психологов в процессе реабилитации больных и социально-трудовой адаптации личности. Восстановление нарушенных высших психических функций. Реабилитация социально-трудового статуса. Система комплексных мероприятий медицинского, психологического, социально-экономического характера. Психологические аспекты реабилитации. Направленность психологических реабилитационных мероприятий на предупреждение инвалидизации, на сохранение и восстановление личностного, трудового и социального статуса. Значение установок и системы ценностей личности, особенностей “внутренней картины болезни” и “зоны конфликтных переживаний” для успеха адаптации.

Принципы и формы компенсации и восстановления нарушенных психических функций. Нейропсихологическая реабилитация. Психологические задачи реабилитации больных разного профиля — психических, неврологических, соматических и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...