Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень примерных вопросов для подготовки к государственному экзамену




1. Клиническая психология как специальность - предмет, задачи, сферы приложения.

2. Характеристика основных областей клинической психологии
Теоретические основы отечественной клинической психологии.

3. Вклад клинической психологии в разработку общепсихологических проблем.

4. История клинической психологии и интеграция ее областей (направлений).

5. Приоритетность и масштабность клинической психологии.

6. Методы клинической психологии.

7. Основные категории клинической психологии.

8. Синдромный анализ в клинической психологии.

9. Представление о системном строении дефекта.

10. Роль психологических исследований в мультидисциплинарном изучении природы психических болезней.

11. Психологические основы реабилитации больных и восстановления высших психических функций. Методы восстановительного обучения.

12. Психологическая коррекция (виды, принципы, задачи).

13. Клинико-психологическая диагностика.

14. Проблемы психологических методов исследования и коррекции аномального ребенка. Особенности психологического исследования детей.

15. Виды экспертиз и их особенности.

16. Нормативные документы и специфика участия клинического психолога в военно-врачебной экспертизе.

17. Масштабность прикладного значения клинической психологии.

18. Сферы приложения клинической психологии (в рамках медицины и вне медицинских учреждений).

19. Практические функции клинических психологов.

20. Факторы, способствовавшие возрастанию роли клинических психологов и становлению новой специальности.

21. Категории «фактора» и «синдрома» в клинической психологии. Их связи, проявления в разных областях клинической психологии.

22. Категория психологических «факторов». Типы факторов.

23. Проблема объекта клинической психологии. Определение. Взаимозависимость социальной адаптации человека и его здоровья.

24. Место психотерапии в системе лечебных воздействий.

25. Аномалии психического развития: виды и возможности психологической коррекции.

26. Принципы построения патопсихологического обследования детей с нарушениями развития.

27. Клинические закономерности дизонтогенеза.

28. Психологические параметры психического дизонтогенеза.

29. Общее психическое недоразвитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, классификация.

30. Задержанное психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, классификация.

31. Дефицитарное психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, классификация.

32. Искаженное психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, классификация.

33. Поврежденное психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, классификация.

34. Дисгармоническое психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, классификация.

35. Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру нарушений развития в детском возрасте.

36. Асинхронии развития и их проявления в детском возрасте.

37. Проблема психологических методов исследования и коррекции аномального ребенка.

38. Проблема взаимодействия биологического и социально-средового факторов в развитии и распаде психической деятельности.

39. Психосоматическая проблема: ее развитие в рамках философии и медицины. Предмет психологического исследования в психосоматике. Практические задачи, решаемые психологом в психосоматике.

40. Проблемы психосоматических взаимоотношений. Определение психосоматических болезней. Роль психических факторов в их возникновении и преодолении.

41. Виды психических факторов, их роль в происхождении и преодолении психосоматических болезней.

42. «Внутренняя картина болезни». Реакция личности на болезнь. Типы отношения к болезни и их связь с ее преодолением.

43. Патогенетическая концепция неврозов как психосоматических расстройств.

44. Психология телесности. Психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции. Телесность человека как междисциплинарная проблема (философская, медицинская, психологическая, физиологическая, социальная).

45. Онтогенетический аспект изучения психосоматической феноменологии.

46. Аномалии развития личности. Психопатии. Акцентуации характера.

47. Проблемы индивидуально - психологических различий.

48. Личностные расстройства: семейный генез, структура личности и психотерапевтические подходы.

49. Психологические проблемы алкоголизма и наркоманий.

50. Психотропные вещества и психологические проблемы, связанные с их употреблением и распространением.

51. Психология здоровья. Задачи и проблемы новой области клинической психологии. Связь с этапами психопрофилактики.

52. Дихотомия «норма - патология». Основные подходы к определению нормы и патологии. Проблема критериев здоровья и нормы.

53. Клинико-психологические проблемы формирования здорового образа жизни. Категория психического и психологического здоровья.

54. Медико-психологическая служба охраны психического здоровья.

55. Психологические основы психогигиены и психопрофилактики.

56. Клиническая психология - психология здоровья. Виды и этапы профилактической деятельности клинических психологов.

57. Патопсихология. История. Основные проблемы. Различие предметов патопсихологии и психопатологии. Принципы построения патопсихологических исследований.

58. Теоретические проблемы патопсихологии.

59. Проблема типичности и патогномичности нарушений психической деятельности.

60. Нейропсихология. Основные проблемы. Ее научное и практическое значение.

61. А.Р. Лурия как основоположник отечественной нейропсихологии. Отличие отечественной нейропсихологии от зарубежных аналогов.

62. Луриевская классификация нейропсихологических синдромов. Примеры нейропсихологических синдромов.

63. Функциональные блоки головного мозга.

64. Проблема мозговой локализации психических функций. Основные направления в решении проблемы локализации психических функций. Теория системно-динамической локализации ВПФ.

65. Эволюция взглядов на проблему локализации психических функций.

66. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие как проблема нейропсихологии.

67. Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы.

68. Патология мышления при психических заболеваниях.

69. Нарушения мышления в структуре нейропсихологических синдромов.

70. Расстройства восприятия (клиническая и психологическая феноменология нарушений; проблема агнозий).

71. Нарушения речи (клиническая и психологическая феноменология нарушений; проблема афазий).

72. Нарушения произвольных движений и действий (клиническая и психологическая феноменология нарушений; проблема апраксий).

73. Расстройства памяти (клиническая и психологическая феноменология нарушений; нарушения памяти при локальных поражениях мозга).

74. Нарушения сознания (клиническая и психологическая феноменология нарушений).

75. Расстройства эмоциональной сферы (клиническая и психологическая феноменология нарушений; нарушение эмоций при локальных поражениях мозга).

76. Психологическая характеристика изменений мотивационной сферы.

77. Основы психотерапии (психологические, физиологические, клинические).

78. Клиническая и психологическая феноменология нарушений личности.

79. Нарушения личности при психических заболеваниях.

80. Психогенные реакции в детском возрасте (клинический и психологический аспект).

81. Ранний детский аутизм. Первичные и вторичные нарушения при раннем детском аутизме.

82. Базовые теоретические ориентации психотерапии.

83. Особенности когнитивного стиля при шизофрении.

84. Патопсихологический синдром шизофрении.

85. Формы и методы современной психотерапии в клинической психологии.

86. Концепция пограничной аномальной личности (И.В. Боев). Теоретические основы и практическая реализация данной концепции.

87. Взаимодействие социально-средовых и биологических (конституционно-генетических) факторов в формировании и нарушениях психики. Психологические предикторы риска психических заболеваний и генетического риска ряда заболеваний.

88. Индивидуально-психологические характеристики людей с отклоняющимся поведением.

89. Клинико-психологический эксперимент как моделирование различных видов психической деятельности. Принцип «функциональной пробы». Границы стандартизации и формализации диагностических методов.

90. Основные направления в изучении личностных расстройств. Концепции типов личности.

91. Клинические классификации расстройств личности (МКБ-10, DSM-IV). Диагностические критерии.

92. Роль социальных факторов в компенсации и декомпенсации личностных расстройств.

93. Клинико-психологическая квалификация личностных расстройств. Параноидное, шизоидное и шизотипальное личностные расстройства.

94. Клинико-психологическая квалификация личностных расстройств. Истерические, нарциссические, антисоциальные (диссоциальные) и пограничные личностные расстройства.

95. Клинико-психологическая квалификация личностных расстройств. Личностные расстройства в виде избегания, зависимости, обсессивно-компульсивные и пассивно-агрессивные.

96. Клинико-психологическая характеристика расстройств привычек и влечений.

97. Клинико-психологическая характеристика расстройств сексуального предпочтения.

98. Психологические и поведенческие расстройства, связанные с сексуальным развитием и ориентацией.

99. Феноменология сексуальных дисфункций (расстройства сексуальных желаний, расстройства сексуальной активации, расстройства оргазма, сексуальные болевые расстройства).

100. Особенности самосознания при личностных расстройствах.

101. Общие принципы фармакотерапии шизофрении.

102. Общие принципы фармакотерапии МДП.

103. Характеристика фармакологических свойств основных групп психотропных препаратов.

104. Нейролептики, характеристика фармакологических свойств, классификация, применение.

105. Трудности и ошибки в процессе психотерапии.

106. Клиническая и психологическая феноменология нарушений личности.

107. Нейропсихология детского возраста как одно из основных направлений нейропсихологии.

108. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития.

109. Особенности экспертизы несовершеннолетних.

110. Виды, характеристика и особенности судебно-психологической экспертизы.

111. Характеристика и особенности медико-социальной и врачебно-трудовой экспертиз.

112. Фактурная, конвенциональная, критериальная оценка поведенческой изменчивости подростков в полиэтническом образовательном континууме.

113. Характеристика методов патопсихологического экспериментального исследования мышления.

114. Характеристика методов исследования памяти в патопсихологии и нейропсихологии.

115. Характеристика методов патопсихологического экспериментального исследования нарушения умственной работоспособности.

116. Составление заключений по данным патопсихологического экспериментального исследования.

117. Характеристика методов изучения эмоций и чувств в патопсихологическом и нейропсихологическом исследовании.

118. Патопсихологический и нейропсихологический подход в изучении нарушений внимания.

119. Клинико-психологический подход к исследованию ощущения, восприятия.

120. Обучающий эксперимент в патопсихологии, его значение для дифференциальной диагностики олигофрении и задержки психического развития.

121. Клиническая психодиагностика (отличительные особенности, история возникновения и методы).

122. Личностные тесты, используемые в клинической психодиагностике.

123. Патопсихологическое исследование познавательной сферы больных шизофренией.

124. Патопсихологическое исследование эмоций у больных шизофренией.

125. Патопсихологическое исследование познавательной сферы больных эпилепсией.

126. Патопсихологическое и нейропсихологическое обследование детей-олигофренов.

127. Вклад Л.С. Выготского в становление патопсихологического подхода в изучении олигофрении. Методика Выготского-Сахарова.

128. Патопсихологический анализ нарушений личности при алкоголизме.

129. Патопсихологическое изучение нарушений в эмоциональной, потребностно-мотивационной, смысловой и познавательной сферах при неврозах.

130. Психотерапия при личностных расстройствах.

131. Методы диагностики патохарактерологического развития личности.

132. Оценка эффективности психотерапии (критерии и методы оценки).

133. Методы диагностики различных психосоматических нарушений.

134. Психотерапия в лечении психосоматических расстройств.

135. Нейропсихологическое исследование двигательных функций.

136. Нейропсихологическое исследование слухомоторных координаций.

137. Нейропсихологическое исследование высших кожно-кинестетических функций.

138. Нейропсихологическое исследование высших зрительных функций.

139. Нейропсихологическое исследование речевых функций. Импрессивная речь.

140. Нейропсихологическое исследование речевых функций. Экспрессивная речь.

141. Нейропсихологическое исследование письма и чтения.

142. Нейропсихологическое исследование счета.

143. Нейропсихологическое исследование мышления.

144. Задачи нейропсихологического исследования при локальных поражениях мозга.

145. Цели и задачи предварительного этапа нейропсихологического эксперимента. Предварительная (клиническая) беседа.

146. Общие принципы восстановительного обучения.

147. Методы восстановительной работы нарушений письма и чтения при локальных поражениях мозга.

148. Методы восстановительной работы при сенсорной и акустико-мнестической афазии.

149. Методы восстановительной работы при эфферентной и динамической афазии.

150. Методы восстановительной работы при пространственных и квазипространственных нарушениях ВПФ.

151. Этические принципы психотерапевта.

152. Клинико-экспериментальные исследования особенностей личности при пограничных заболеваниях.

153. Личностные расстройства: основные психотерапевтические подходы.

154. Метод экспертного оценивания.

 

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература:

  1. Артемьева М.С., Сулейманов Р.А., Брюхин А.Е. Личность: норма и патология. Учебное пособие. - М.: Российский университет дружбы народов, ISBN: 978-5-209-04243-3. 2012г. – 180 с. http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=128604
  2. Ахвердова О.А., Белашева И.В., Терещенко Э.В. Психология аномального развития. - Ставрополь: 2006, Изд-во СГУ. - 326 с.
  3. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - Изд. 3-е, стереотип. - М., СПб., Н.Новгород: Питер, 2007. - 959 с.
  4. Корецкая И. А. Клиническая психология. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / И. А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 48 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90910
  5. Лебединский В.В., Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. Учебное пособие [Электронный ресурс] / В.В. Лебединский, К.С. Лебединская. - M.: «Академический проект», 2011. - 304 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137611

Дополнительная литература:

  1. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учебное пособие для студ. вузов / Зейгарник Б. В. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005. - 208 с.
  2. Клиническая психология: Учебник /Под ред. Б.Д. Карвасарского. - Изд. 3-е, стереотип. - М., СПб., Н.Новгород: Питер, 2007. - 959 с.
  3. Клиническая психология. - СПб. - М. - Харьков - Минск: 2002, ПИТЕР. - 960 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. пособие для студентов вузов / Мухина В.С. - 5-е изд., стереотип. - М.: АКАДЕМИЯ, 2000. – 456 с.
  5. Орлова Е.А., Колесник Н.Т. Клиническая психология. Учебник. - М.: ЮРАЙТ, ISBN: 978-5-9916-1745-1, 2012 г. – 364 с.http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57945
  6. Парцерняк С. А. Клиническая психология: конспект лекций / Парцерняк С. А., О. В. Леонтьев. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 57 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://elibrary.ru - Научная электронная библиотека.

2. www.diss.rsl.ru - Научная электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки (РГБ).

3. http://www.cir.ru - Университетская информационная система Россия.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...