Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследовательские проблемы клинической психологии




Патопсихология: предмет, теоретические основы, актуальные проблемы. Предмет патопсихологии, её теоретические основы и актуальные проблемы. Возникновение патопсихологии в нашей стране на стыке психологии и психиатрии. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии в самостоятельную ветвь психологии. Естественнонаучные традиции общей психологии в России, влиявшие на развитие ее прикладных областей. Вклад В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова, Б.В.Зейгарник, В.Н.Мясищева в развитие патопсихологии. Определение общей патопсихологии как науки о закономерностях нарушений структуры психических процессов и свойств личности при разных патологических состояниях. Значение патопсихологии для теории общей и клинической психологии. Перспективы развития патопсихологии.

Клиническая патопсихология. Расширение круга проблем, решаемых патопсихологией. Личностные компоненты познавательной деятельности. Распад и развитие психики. Психологические предикторы риска психических заболеваний и генетического риска ряда заболеваний. Взаимодействие социально-средовых и биологических (конституционно-генетических) факторов в формировании и нарушениях психики. Неосознаваемые формы психической деятельности (бессознательное).

Проблема разработки патопсихологических синдромов. Тесная взаимосвязь теории и практики в развитии патопсихологии. Прикладные задачи патопсихологии. Принципы построения патопсихологического исследования. Основные методы патопсихологии. Патопсихологический синдром как основа квалификации нарушений психики. Характеристика типичных патопсихологических синдромов у больных с различными формами психических заболеваний.

Связь психологии с психиатрией. Место и роль патопсихологических исследований в системе мультидисциплинарного изучения природы болезней. Значение научной психологии для построения общей теории психиатрии. Роль психологических исследований в изучении обусловленности и природы психических болезней и пограничных нервно-психических состояний. Принцип мультидисциплинарного подхода к изучению психических болезней и причины его становления. Многоуровневость организации исследований патологии психики. Соотношение “патопсихологии” и “психопатологии” как медицинской науки.

Участие клинических психологов в решении практических задач психиатрической клиники.

Нейропсихология: проблемы и методы исследования. Определение нейропсихологии как области психологической науки и раздела клинической психологии. Центральная проблема. Наука на стыке психологии, медицины и физиологии. Связь с клиникой локальных поражений мозга (неврология, нейрохирургия). А.Р. Лурия - основоположник нейропсихологии в нашей стране.

Направления нейропсихологии: клиническое, экспериментальное, реабилитационно-восстановительное, онтогенетическое, нейропсихология индивидуальных различий.

Нейропсихологическая разработка проблемы синдромов и факторов. Основные нейропсихологические категории. Проблема локализации высших психических функций. Вклад нейропсихологии в учение об организации и структуре высших психических функций, в проблему биологической и социальной детерминации психики. Учение о пластичности и системной динамической организации психических процессов. Нейропсихологический подход к изучению патологии личности. Типологическое изучение “нормы”.

Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Концепция доминантности. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга. Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи. Дифференцированный характер межполушарного взаимодействия.

Принципы построения нейропсихологических методов, как универсального инструмента анализа высших психических функций человека.

Проблема локализации высших психических функций. Истоки взглядов на локализацию психики в античном мире. Борьба между узким локализационизмом и антилокализационизмом. Теория системной динамической локализации психических функций (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Принципы локализации психических функций. Основные принципы строения мозга. Данные нейропсихологических исследований о многозвенном строении психических функций и их «представленности» в разных отделах головного мозга. Работа мозга как целого, высокодифференцированные части которого выполняют свою специфическую роль в структурной организации психических функций. Синдромный нейропсихологический подход как основа изучения проблемы локализации психических функций. Развитие теории системной динамической локализации психических функций на современном этапе исследований.

Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы. Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. Восстановление нарушенных высших психических функций. Проблема восстановительной работы в клинической психологии, в нейропсихологии. Сравнительная характеристика восстановительного и “нормального” обучения. Пути и методы восстановления высших психических функций. Принципы восстановительного обучения. Восстановление нарушений речевой деятельности. Компенсация нарушений мнестической деятельности.

Нейропсихология детского возраста как одно из основных направлений нейропсихологии. Предмет и задачи нейропсихологии детского возраста. Принципы нейропсихологии детского возраста.

Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Синдромы несформированности и дефицитарности. Синдром функциональной несформированности лобных отделов мозга. Синдром функциональной несфомированности левой височной области. Синдром функциональной несфомированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела). Синдром функциональной несфомированности правого полушария. Синдром дефицитарности подкорковых образований (базальных ядер) мозга. Дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.

 

Психологические исследования в клинике соматических заболеваний. Проблема связи психического и соматического. Психосоматические болезни, как модели изучения этой проблемы. Роль психических факторов в возникновении и течении соматических заболеваний. Преморбидная личность и болезнь. Философские и медицинские предпосылки развития психосоматики. Современные представления о предмете психологического изучения в психосоматике. Основные психосоматические теории и модели. Специфический и неспецифический подходы к пониманию природы психосоматических расстройств. Основные проблемы психологии в психосоматике. Внутренняя картина болезни.

Изучение генезиса и структуры психосоматических феноменов, их классификация. Двусторонний характер влияний психики и соматики.

Проблемы психологической предикции и профилактики психосоматических недугов. Психологические проблемы преодоления болезни, кризиса личности и изменений системы отношений в условиях психосоматических страданий.

Психологические обоснования реабилитационных и коррекционных программ для восстановительной работы с соматическими больными.

Психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции. Психология телесности. Телесность человека — междисциплинарная проблема (философская, медицинская, психологическая, физиологическая, социальная). Феноменология телесности. Тело как предмет психологии. Принципы объективного подхода в исследовании телесности. Исследования телесности в медицине. Проблема соматоформных и диссоциативных расстройств. Социализация и онтогенетическое освоение телесности через становление знаково-символической, произвольной формы регуляции психофизиологических, соматических функций. Ориентация медицины не только на организм, но и на личность.

Психосоматический симптом как феномен культуры. Не тождественность психосоматических феноменов и симптомов. Психосоматический феномен как следствием социализации телесности. Формирование системы интрацептивных категорий. Разделение телесного и духовного «Я». Характеристики сформированного психосоматического феномена как феномена сознания и человеческой жизнедеятельности.

 

Психологические проблемы аномального онтогенеза. Специфика психологии аномального развития. Стадии психического развития ребенка и критические возрастные периоды. Биологические (генетические, соматические) предпосылки психического онтогенеза. Соотношение биологического и социального в природе аномалий развития. Понятия гетерохронии и асинхронии психического развития.

Закономерности нарушения психического развития. Клинические закономерности дизонтогенеза. Соотношение симптомов болезни и дизонтогенеза. Психологические закономерности дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенеза. Факторы возникновения дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития детей: недоразвитие, задержки психического развития, искаженное развитие, дисгармоническое психическое развитие, дефицитарное, поврежденное развитие. Возрастные особенности психопатологии у детей и подростков.

Проблемы психологических методов исследования и коррекции аномального ребенка. Особенности психологического исследования детей. Патопсихологическое исследование онтогенеза. Нейропсихологические исследования онтогенеза. Особенности нейропсихологических синдромов при локальной патологии мозга в детском возрасте. Нейропсихологическая диагностика мозговых дисфункций. Клинико-психологические исследования школьной неуспеваемости и проблема коррекционных мероприятий.

Роль семьи в коррекции аномального поведения ребенка. Детско-семейное консультирование.

Принципы построения патопсихологического обследования детей с нарушениями развития. Особенности психодиагностического обследования детей. Отличия патопсихологического обследования детей по сравнению со взрослыми. Первичные и вторичные патопсихологические симптомы. Задачи патопсихологического исследования. Признаки готовности к школьному обучению.

Клинические закономерности дизонтогенеза. История термина. Биологические и социальные факторы, влияющие на формирование дизонтогений. Время повреждения. Локализация процесса. Интенсивность повреждения мозга. Микросоциально-педагогическая запущенность. Патохарактерологическое формирование личности. Продуктивные и негативные симптомы. Уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков.

Психологические параметры дизонтогенеза. Функциональная локализация нарушения. Время поражения. Первичный и вторичный дефект. Механизм возникновения вторичных нарушений личности. Нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Явления ретардации, патологической акселерации и их сочетания.

Общее психическое недоразвитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, классификация. Общее стойкое недоразвитие. Этиология: эндогенная и экзогенная. Клинико-психологическая структура дефекта. «Закон» олигофрении. Нейродинамика нервно-психических процессов. Особенности интеллектуальной, двигательной, эмоционально-личностной сфер. Тотальность дефекта, иерархичность психической сферы. Систематика олигофрении. Клинико-патогенетическая классификация Г.Е. Сухаревой.

Задержанное психическое развитие: этиология. клинико-психологическая структура дефекта, классификация. Этиология задержки психического развития. Классификация ЗПР К.С. Лебединского. Клинико-психологическая структура ЗПР. ЗПР органического происхождения. Соматогенная ЗПР. ЗПР психогенного происхождения. Церебрально-органические формы ЗПР. Характеристики психических функций.

Дефицитарное психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, классификация. Этиология заболевания: генетические и экзогенные факторы. Характеристика психических функций при различных типах дефицитарного развития. Психическое развитие глухих детей. Систематика нарушений сенсорной сферы. Психологические особенности детей с нарушениями зрения. Клинико-патофзиологическая структура аномалий развития моторной сферы.

Искаженное психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, классификация. Синдром раннего детского аутизма. Характерная триада симптомов. Три типа искаженного развития по Семаго Н.Я., Семаго М.М. Клинико-психологическая структура дефекта. Особенности развития психических функций при РДА.

Поврежденное психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта; классификация. Органическая деменция. Факторы, влияющие на возникновение заболевания. Клинико-психологическая структура дефекта при органической деменции. Нарушения мышления. Четыре типа органической деменции у детей. Минимальные мозговые дисфункции. Отклонения, возникающие при ММД. Первичный и вторичный дефект.

Дисгармоническое психическое развитие: этиология, клинико-психологическая структура дефекта, классификация. Психопатии и патологические развития личности. Клинико-психологическая структура психопатии. Систематика психопатии. Этиология психопатии. Основные проявления у детей. Диагностика психопатии в детском возрасте. Динамика становления. Патогенез патологических формирований личности.

 

Проблемы психологической коррекции, психотерапии и психофармакотерапии. Обоснование сосуществования этих двух видов деятельности клинических психологов. Цели, объекты воздействий, отношение к укреплению здоровья и преодолению болезней и их последствий. Проблемы эффективности психотерапии, критерии и методы ее оценки. Этические основы психотерапии. Проблема соотношения психологических воздействий в практике врачебной и психологической деятельности. Модель “бригадного” взаимодействия врача, психолога и социального работника.

Превентивная ориентация деятельности клинических психологов. Решение задач валеологии. Актуальность разных методов психологического воздействия и оценки их целенаправленности. Классическая и современная концепция психоаналитической психотерапии. Когнитивно-бихевиоральная ориентация в психотерапии. Гуманистически-ориентированные теории и практики психологического консультирования и личностного роста. Основные направления семейной психотерапии. Семейное консультирование в практике клинического психолога. Семейная психотерапия при невротических, соматоформных, психосоматических расстройствах, при алкоголизме и наркомании. Базовые составляющие и факторы психотерапевтического процесса.

Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога. Психокоррекция и ее специфические черты. Виды психокоррекции: по характеру направленности, по содержанию, по форме работы с клиентом, по наличию программ, по характеру управления корригирующими воздействиями, по продолжительности, по масштабу решаемых задач. Психокоррекционная ситуация. Принципы психокоррекционной работы. Цели и задачи психокоррекционной работы. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия.

Общее представление и история психотерапии. Общие положения психотерапии. История психотерапии. Интердисциплинарный характер психотерапии: клинические, физиологические и психологические основы психотерапии. Взаимоотношения психолога и пациента в психотерапии. Оценка эффективности психотерапии. Личность специалиста, занимающегося психотерапией. Этические принципы психотерапевта.

Психотерапия при личностных расстройствах. Роль психотерапии при расстройствах личности (акцентуациях характера, патопсихологических развитиях, патопсихологических формированиях и психопатиях). Перспективы использования групповой психотерапии у подростков с пограничными психическими расстройствами. Терапия творческим самовыражением. Семейная психотерапия. Фазы психотерапевтического процесса: регистрирующая и реконструктивная. Терапевтическая кризисная интервенция (немедленная клиническая и психологическая диагностика, освобождение от эмоциональной нагрузки, переработка лишь актуальной проблематики, доверие к пациенту и понимание его). Значимость и соотношение биологических, психологических и социальных воздействий при пограничных психических расстройствах.

Психотерапия в психосоматической практике. Методы психотерапии при лечении психосоматических расстройств: гипнотерапия, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение и др. Психологические факторы патогенеза заболевания (интрапсихический конфликт; механизмы психологической защиты; «внутренняя картина болезни», в том числе патологическая реакция личности на заболевание; система значимых отношений больного, включая нарушенные в результате заболевания социальные связи пациента). Соотношение симптоматической, личностно-ориентированной и социо-ориентированной психотерапии, определение целей, задач и выбор конкретных психотерапевтических техник с учетом соотношения клинических, психофизиологических и психологических механизмов соматического расстройства и его специфики на различных этапах лечения.

Формы и методы психотерапии. Формы психотерапии (индивидуальная, групповая, семейная). Техники психотерапевтического вмешательства. Вербальные и невербальные средства психотерапевтической работы (позиция и дистанция в психотерапевтическом процессе, метафоры). Основные направления в психотерапии: динамическое, поведенческое, гуманистическое. Особенности и различные формы организации психотерапевтической помощи. Трудности и ошибки в процессе психотерапии. Ошибки присоединения. Ошибки диагностики. Тактические ошибки. Сопротивление лечению.

Характеристика фармакологических свойств основных групп психотропных препаратов. Классификация психотропных препаратов. Фармакологические свойства транквилизаторов. Фармакологические свойства нейролептиков. Фармакологические свойства психомоторных стимуляторов. Фармакологические свойства антидепрессантов. Фармакологические свойства ноотропов.

Нейролептики, характеристика фармакологических свойств, классификация, применение.Исторические сведения о происхождении нейролептиков. Определение понятия «нейролептики». Показания к применению нейролептиков. Клиническая классификация нейролептиков. Фармакологические свойства нейролептиков.

Общие принципы фармакотерапии МДП.Определение понятия «маниакально-депрессивный психоз». Основная группа психотропных препаратов для лечения депрессивной фазы МДП, сопровождающейся выраженной заторможенностью. Основная группа психотропных препаратов для лечения депрессивной фазы МДП, сопровождающейся чувством ажитации, тревоги, беспокойства. Лечение маниакальной фазы МДП, основные группы лекарственных препаратов.

Основные принципы фармакотерапии шизофрении. Определение понятия «шизофрения». Основные группы препаратов для лечения шизофрении. Факторы, влияющие на выбор антипсихотика. Этапы проведения антипсихотической терапии при лечении больных шизофренией. Купирующая терапия. Долечивающая или стабилизирующая терапия. Противорецидивная терапия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...