Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы клинической психологии




Основные категории клинической психологии. Категория «фактора» в клинической психологии. Фактор как синдромообразующий вектор. Проблема открытия и обоснования природы факторов. Фактор как исходная основа нарушения (изменения) психологической деятельности и конечный результат клинико-психологического анализа патологии психики. Факторы как функции разных систем организма, обеспечение естественной основы формирования и функционирования психических процессов. Связь факторов с разными системами организма. Факторы ЦНС (мозговые), биохимические, генетические и др. Различия природы факторов при локальной патологии мозга, психических и других болезнях.

Категория психологического синдрома. Психологический синдром как структурированная система измененных (нарушенных) психических процессов и свойств психики, являющаяся следствием (прямым или опосредованным) нарушений тех или иных факторов. Клинические (психопатологические, неврологические) и психологические синдромы, их различия. Типы синдромов в нейропсихологии, патопсихологии и при психосоматических расстройствах. Различия в составе синдромов, их генезисе и динамике. Роль симптомообразующих факторов в особенностях синдромов. Онтологические и гносеологические проблемы связи факторов и синдромов.

Синдромный, качественный системно-структурный анализ патологии психики. Системный подход к квалификации нарушений психической деятельности. Природа патологических состояний — онтологическая основа выявления структурных “конструкций” психической деятельности. Качественный и количественный анализ синдромов.

Категория “внутренних переменных” и “процессуальная” ориентация клинико-психологических исследований. Патология психики: модели парциального изменения (нарушения, выпадения) тех или иных радикалов (компонентов, звеньев) структуры психической деятельности. Вариативность этих изменений при разных видах патологии - возможность для выявления роли и вклада этих “внутренних переменных” в структуру психической деятельности. Направленность клинико-психологических исследований на раскрытие внутренней структуры психических процессов и ее изменений. Предмет анализа психологов. Отличие от клинического (медицинского) метода.

Другие составляющие категориально-понятийного аппарата клинической психологии: психология здоровья, психическое здоровье, дезадаптация, психологическая профилактика, консультирование и психологическая коррекция, психотерапия, психологическая реабилитация, дефект и компенсация, аномалии личности, акцентуации характера, психологические факторы повышенного риска заболеваемости, внутренняя картина болезни, природные (биологические) основы развития психики, распад психики, аномалии психического развития и др.

Значение клинической психологии в решении общих проблем психологии. Вклад исследований патологии психической деятельности в решение фундаментальных проблем общей психологии. Вклад клинической психологии в решение общепсихологических проблем.

История реализации идеи связи души и тела. Античная медицина о влиянии душевных состояний на здоровье человека. Развитие этой идеи в истории медицины.

Современные подходы к решению проблемы взаимосвязи психических и телесных процессов. Исследования психосоматических болезней как моделей изучения этой проблемы. Психология телесности.

Проблема мозговой локализации психических функций. Пересмотр понятий “функция”, “локализация”. Вклад нейропсихологии в изучение мозговых механизмов высших психических функций человека на материале локальных поражений мозга и других моделях.

Принцип синдромного анализа в раскрытии структурной организации психической деятельности. Онтологические основы формирования психологических синдромов при патологии и аномалиях развития. Категория “фактора” как синдромообразующего радикала. Синдром как структурная организация системы измененных психических процессов и свойств, обнаруживающих общие звенья – факторы – в своем строении. Синдромный анализ психической деятельности как путь к преодолению функционализма в психологии.

Первые психологические диагностические приемы - в клинике умственно отсталых детей. Интенсивное развитие методов психологической диагностики, в области клинической психологии. Основные принципы диагностики в клинической психологии: синдромный анализ, прогностическая ориентация, индивидуально-качественный подход. Принципы построения диагностических исследований. Клинико-психологический эксперимент как моделирование различных видов психической деятельности. Принцип “функциональной пробы”. Границы стандартизации и формализации диагностических методов.

Приемы и методы клинической психотерапии и их использование в разработке теории психологического воздействия. Психологическая коррекция, как исправление устойчивых свойств психики, являющихся факторами риска заболеваемости или инвалидизации. Этические проблемы психологической коррекции (“не навреди”). Принципы психологической коррекции и их общепсихологическое значение.

Проблема взаимодействия биологического и социально-средового факторов в развитии и распаде психической деятельности. Анализ патологии психической деятельности, обнаружение конкретных взаимоотношений биологических и средовых факторов в формировании и функционировании психики. Патологические состояния: разнообразные варианты моделей изменения тех или иных биологических факторов. Соотнесение эффектов их проявлений с наблюдаемыми средовыми влияниями - одна из возможностей решения рассматриваемой общепсихологической проблемы. Биологически детерминированные варианты патологически измененной психической деятельности (локальные поражения мозга, олигофрении, наследственные психические заболевания и т.д.) - естественный эксперимент, позволяющий выявить взаимодействие и реальный вклад конкретных биологических факторов и социальных влияний в процессы формирования и функционирования психической деятельности.

Бессознательное. Неосознаваемые формы психической деятельности. Патология психики как исходный материал для разработки проблемы бессознательного З.Фрейдом. Психоанализ и психоаналитические методы лечения. Пограничные нервно-психические расстройства, гипнотические состояния, варианты патологии сознания, психосоматические недуги. Неврозы, реактивные состояния, психосоматозы - проявления неосознаваемых форм мотивационной и эмоциональной сферы психической жизни человека. Бессознательные механизмы психотерапевтических воздействий.

Личность. Проблема психической “нормы”. Разнообразие психологических концепций личности. Многоаспектность понятия “личность”. Разное значение категории “личность” в структуре различных наук (клиническая психология, психиатрия, медицина, социология, педагогика и т.д.). Значение понятий “личность больного человека”, “преморбидная личность”, “измененная личность” в медицине и клинической психологии.

Операциональное использование понятия “личность” в патопсихологии. Проблема нарушений личности в нейропсихологии.

Проблема “нормы” в психологии. Анализ существующих критериев определения “нормы”. Клинико-психологический и общепсихологический аспекты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...