2. Характерные черты принципов нотариального права. 3 страница
- сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению (ч. 2 ст. 54 введена Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты" ); - соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака; - соглашение об определении долей в общем имуществе супругов (данное соглашение является разновидностью брачного договора либо соглашения о разделе имущества супругов). Кроме того, сохранена обязательная нотариальная форма следующих сделок: - брачные договоры; - соглашения об уплате алиментов; - договоры ренты и договоры пожизненного содержания с иждивением; - сделки по отчуждению долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью; - договоры о залоге долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью. Нотариусы также наделены полномочиями в делах о банкротстве умершего гражданина или гражданина, объявленного умершим. В случае если на дату открытия наследственного дела в отношении наследодателя возбуждено производство по делу о банкротстве, нотариус осуществляет полномочия в деле о банкротстве со дня открытия наследственного дела. В случае если в отношении наследодателя производство по делу о банкротстве возбуждено после открытия наследственного дела, нотариус осуществляет полномочия в деле о банкротстве со дня получения соответствующего уведомления от финансового управляющего. Такое доверие нотариату обусловлено прежде всего особой природой нотариального акта. Нотариальный акт направлен на официальное подтверждение права или факта, а в случаях, предусмотренных законом, он обеспечивается принудительным исполнением в частноправовых отношениях. Закрепление на законодательном уровне обязательного нотариального удостоверения сделок, направленных на реализацию и обеспечение семейного интереса участников гражданского оборота, а также сделок, направленных на обеспечение и реализацию интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан, гарантирует предупреждение возможных злоупотреблений правом.
Представляется, что существование подобного правового регулирования будет способствовать повышению эффективности охраны прав и свобод граждан и организаций, включая право частной собственности, поскольку нотариусом проводится тщательная правовая экспертиза сделки, что значительно повышает уровень правовых гарантий и защиты участников гражданского оборота. Нотариус наделен полномочиями по комплексному оказанию юридической помощи (консультирование, сбор необходимых документов для регистрации прав и юридических лиц, присутствие на заседаниях органов управления юридических лиц по вопросам избрания (назначения) органов управления), по сопровождению исполнения условий нотариальных договоров и других нотариальных актов. Нотариус для совершения нотариального действия должен самостоятельно запрашивать необходимые ему сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Закреплены доказательственная сила и публичное признание нотариально оформленных документов в виде нормы об освобождении от доказывания обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе, если эти обстоятельства и (или) данное нотариальное действие нотариуса не подлежат оспариванию или обжалованию при рассмотрении другого гражданского дела. В ч. 5 ст. 61 ГПК РФ и ч. 5 ст. 69 АПК РФ закреплена презумпция достоверности нотариального акта, что является крайне логичным и фундаментальным решением.
Признание особой доказательственной силы нотариальных актов направлено прежде всего на защиту участников гражданского оборота, гарантирует их правовую безопасность, а также делает более предсказуемыми результаты судебной деятельности. На это обстоятельство совершенно справедливо обращают внимание Ж. Ягр и Ж. -Ф. Пиепу. Они пишут, что если задача судьи - разрешить спор, то цель нотариуса - обеспечить выполнение публичной службы (функции) создания доказательств < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Пиепу Ж. -Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право / Пер. с фр. И. Г. Медведева. С. 205.
Наделение нотариальных документов повышенной доказательственной силой в части сведений о фактах, свидетельствование которых составляет компетенцию нотариуса, является общепризнанным стандартом для законодательства большинства стран континентальной правовой системы и латинского нотариата и свидетельствует о движении российского права в сторону признания доктрины аутентичного акта < 1>. -------------------------------- < 1> Особой доказательственной и исполнительной силе нотариальных актов и концепции аутентичности были посвящены диссертации И. Г. Медведева, А. В. Грядова, Е. М. Батухтиной, подготовленные на кафедре гражданского процесса УрГЮУ. См. книги, изданные по результатам исследований: Медведев И. Г. Письменные доказательства в частном праве России и Франции. СПб., 2004; Грядов А. В. Доказательственная сила нотариального акта в праве России и Франции. М., 2012; Батухтина Е. М. Исполнительная сила нотариального акта в праве России и Франции. М.: Статут, 2016.
Закреплена возможность проведения государственной регистрации прав на основании нотариально удостоверенных документов, представленных в форме электронных документов, электронных образов документов и поданного нотариусом в электронной форме заявления о государственной регистрации прав. В случае передачи нотариусом на регистрацию документов в электронной форме государственная регистрация прав на недвижимость должна будет проводиться не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем приема документов. Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ) установлено, что нотариус вправе самостоятельно вносить сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, а также в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), при условии что они подписаны квалифицированной электронной цифровой подписью нотариуса.
Начала действовать единая информационная система нотариата (ЕИСН). В Основы была введена гл. VII. 1 " Единая информационная система нотариата". ЕИСН - автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате (ФНП), предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного обмена. Пользователями ЕИСН являются все нотариусы России. Нотариусы получили доступ к публичным реестрам. Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ были внесены изменения в Основы. Нотариусы получили право на бесплатное получение сведений из ЕГРЮЛ и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) в форме электронного документа. Кроме того, нотариусы получили законодательно закрепленную возможность принимать для совершения нотариальных действий электронные документы, формат которых соответствует требованиям новой редакции Основ и других законодательных актов Российской Федерации и которые могут быть воспроизведены программно-техническими средствами, имеющимися в распоряжении нотариуса. Получение нотариусом доступа к сведениям, содержащимся в публичных реестрах, необходимо для обеспечения нового порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при котором нотариус фактически выступает гарантом достоверности сведений, предоставленных при регистрации. Нотариусы также получили законодательно закрепленную возможность принимать для совершения нотариальных действий электронные документы, формат которых соответствует требованиям новой редакции Основ и других законодательных актов Российской Федерации и которые могут быть воспроизведены программно-техническими средствами, имеющимися в распоряжении нотариуса.
Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ установлено, что при совершении нотариального действия нотариус вправе использовать средства видеофиксации в порядке, установленном ФНП. Федеральная нотариальная контора утвердила Порядок использования нотариусами средств видеофиксации и хранения материалов видеофиксации (далее - Порядок). Материалами видеофиксации признаются любые фото-, видео- и аудиоматериалы, полученные при использовании средств видеофиксации при совершении нотариального действия. Они представляют собой сведения, составляющие нотариальную тайну, и подлежат защите в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о нотариате и законодательством в области персональных данных. Так, просмотр материалов видеофиксации нотариусом, помощником нотариуса, работниками нотариуса, имеющими право доступа к материалам видеофиксации, должен осуществляться с соблюдением тайны совершения нотариального действия. Передача нотариусом материалов видеофиксации допускается только по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по запросу нотариальной палаты в связи с возбуждением дисциплинарного производства. Видеофиксация важна как для нотариусов, так и для граждан. Первые смогут с помощью записи доказать соблюдение всех требований, предъявляемых к их работе, а у вторых будет возможность защитить свои права, если кто-то будет оспаривать совершение того или иного нотариального действия. Практика применения видеофиксации развивается в российском нотариате с 2003 г. (на основании ст. 77 ГПК), но последние новеллы ввели новые элементы регулятивного характера в данной сфере. Усилены имущественные гарантии возмещения вреда, который может быть причинен ошибками нотариуса. В частности, в Основы была введена ст. 18. 1 " Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты"; данный фонд будет выполнять роль гаранта четвертого уровня для возмещения вреда, причиненного нотариусами при осуществлении ими нотариальной деятельности. В настоящее время существует три уровня возмещения вреда: первый - личное страхование имущественной ответственности нотариусом, второй - коллективное страхование имущественной ответственности нотариуса, третий - возмещение нотариусом вреда за счет собственных средств.
Компенсационный фонд позволит возмещать вред после исчерпания возможностей на первых трех уровнях. Формирование компенсационного фонда ФНП за счет отчислений нотариальных палат началось с 1 января 2016 г. Сами компенсационные выплаты ФНП начнет производить из компенсационного фонда ФНП с 1 января 2018 г. Таким образом, история пореформенного российского нотариата еще не дописана и предстоит вписать много новых страниц в ее хроники.
§ 4. Место нотариата в правовой системе Российской Федерации
1. Основные подходы. Система нотариата независимо от способа своей организации (государственный или небюджетный нотариат) является публично-правовой по организации и содержанию своей деятельности и является частью, пусть и особым образом действующей, государственной системы. Публично-правовой характер нотариальной деятельности отмечается в настоящее время практически всеми авторами, занимающимися исследованием доктрины нотариата < 1>. -------------------------------- < 1> См., например: Ярков В. В. Публично-правовой характер нотариальной деятельности // Российская юстиция. 1997. N 6. С. 31 - 32; Тарбагаева Е. Б. Нотариат в Российской Федерации. С. 25.
До судебной реформы начала 90-х гг. XX в. и становления концепции судебной власти место нотариата определялось в одном ряду с судами. Так, многие специалисты в свое время поддержали точку зрения Н. Б. Зейдера, обосновавшего так называемый широкий предмет гражданского процессуального права < 1>. Н. Б. Зейдер включал в предмет гражданского процессуального права деятельность не только суда, но и других органов, осуществляющих защиту гражданских прав, включая нотариусов, исходя из общности ряда принципов и других критериев. Нотариат традиционно также включается и в предмет гражданского процессуального права как учебной дисциплины, поскольку другое место среди учебных дисциплин ему найти сложно. -------------------------------- < 1> См.: Зейдер Н. Б. Предмет и система советского гражданского процессуального права // Правоведение. 1962. N 3. С. 69 - 82.
Нотариат и концепция разделения властей. В настоящее время такой подход вряд ли плодотворен. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Теперь суд в связи с реализацией принципа разделения властей занял совершенно иное место в правовой системе, поэтому включать нотариат в судебную систему вряд ли возможно. Задачи судов в системе разделения властей сводятся к осуществлению правосудия в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому суды не могут осуществлять непосредственное организационное руководство системой нотариата < 1>. Они осуществляют свое воздействие на деятельность нотариусов путем оценки правомерности их действий в связи с рассмотрением жалоб на действия нотариусов, а также при рассмотрении споров в исковом порядке, связанных с оспариванием нотариальных сделок. -------------------------------- < 1> Хотя такие предложения высказывались в литературе. См.: Черемных Г. Г. В России должен быть единый нотариат, подконтрольный государству // Юридический мир. 1998. N 1. С. 13. См. также: Нотариальный вестник. 1998. N 9. С. 12.
Приводимые иногда доводы в пользу организационного руководства нотариатом со стороны судебной системы со ссылкой на дореволюционный опыт несостоятельны, поскольку государственному устройству Российской империи не было известно разделение властей. Такой же опыт имел место и в советский период, когда, например, по Положению о государственном нотариате РСФСР, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г., ряд организационных функций по руководству нотариатом осуществляли Верховный Суд РСФСР и краевые, областные и приравненные к ним суды < 1>. Однако понятно, что в тот период разделения властей как принципа организации осуществления государственной власти не существовало и суды занимали одно место в общем ряду правоохранительных органов. -------------------------------- < 1> Следует учитывать, что в тот период в СССР не было вообще Министерства юстиции. Казалось бы, нонсенс, но это вполне соответствует пониманию места права в тот период.
2. Общие черты судебной и нотариальной деятельности. Конечно, вряд ли правильно отрицать сходство многих составляющих судебной и нотариальной деятельности: - во-первых, суд и нотариат действуют в публично-правовой сфере, осуществляя свои полномочия от имени государства. Суды осуществляют правосудие именем Российской Федерации (например, ст. 194 ГПК РФ). Нотариусы также осуществляют нотариальные действия от имени Российской Федерации (ст. 1 Основ); - во-вторых, имеется ряд общих принципов организации и деятельности судов и органов нотариата (см. подробнее гл. 4). Например, как нотариусы, так и судьи руководствуются при осуществлении своих полномочий Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме того, они независимы по самому статусу своей юридической профессии. Судья и нотариус должны быть беспристрастны в отношении участников судопроизводства либо нотариального производства, в равной степени действуют правила соблюдения языка судопроизводства; - в-третьих, важным является общегосударственный статус судебной и нотариальной систем. Процессуальное законодательство прямо отнесено в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации, а нотариат согласно ст. 72 Конституции РФ - к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Вместе с тем преимущественным и в нотариате является правовое регулирование на федеральном уровне. Такой единый подход в правовом регулировании судебной и нотариальной деятельности крайне важен, поскольку две указанные системы являются одним из факторов сохранения единого правового пространства, обеспечивающего общий стандарт юридической защиты прав граждан и организаций. Отличия суда от нотариата. Вместе с тем между судебной и нотариальной деятельностью имеются существенные различия. Так, судебная деятельность представляет собой по содержанию правосудие, которое может осуществляться только судом. Судебные функции носят исключительный характер и согласно ст. 118 Конституции РФ могут осуществляться только судами. Правосудие есть форма осуществления судебной власти, которая во взаимосвязи с законодательной и исполнительной властью объективирует государственную власть Российской Федерации. Что касается деятельности нотариуса, то она является предупредительным правосудием в широком социально-правовом контексте. Различна степень обязательности судебных и нотариальных актов. Судебные решения, постановления и определения имеют общеобязательный характер, обязательны для исполнения всеми органами и лицами, а в случае необходимости их принудительная реализация обеспечивается системой исполнительного производства и службой судебных приставов. Нотариальные акты обладают более узкой исполнительной силой, ею наделены нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и исполнительные надписи. В остальных случаях нотариальные акты исполнительной силы не имеют, и принудить к их исполнению другую сторону нотариального действия может только суд. Кроме того, судебная деятельность полностью финансируется за счет государства. Нотариальная деятельность финансируется государством только в части деятельности государственных нотариусов. Что касается небюджетного нотариата, то он строится на принципе самофинансирования и отсутствия дотаций со стороны государства. 3. Нотариат как орган бесспорной гражданской юрисдикции. Таким образом, нотариальная деятельность не является судебной, не является обслуживающей и не может быть осуществлена другими лицами. На наш взгляд, точнее определить в современных условиях место нотариата как органа, наделенного публичной властью и входящего в систему гражданской юрисдикции. Под гражданской юрисдикцией понимается деятельность всех органов, которые наделены полномочиями по разрешению юридических дел спорного или бесспорного характера в сфере гражданского оборота. При этом важным признаком органов гражданской юрисдикции является то положение, что их деятельность происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности < 1>. Обоснование необходимости и целесообразности сохранения нотариуса именно в системе гражданской юрисдикции позитивно, поскольку тем самым отделяется обычная гражданско-правовая процедура от системы нотариального производства. Конечно, нотариальное производство несводимо к гражданскому или арбитражному процессу, да в этом и нет необходимости, однако достаточно большое число общих признаков связывают гражданское и нотариальное производство, подчеркивают качественное отличие нотариального производства от гражданско-правовых процедур, используемых в рамках взаимодействия участников гражданского оборота. -------------------------------- < 1> См. подробнее: Решетникова И. В., Ярков В. В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. С. 1 - 26.
Спорная часть гражданской юрисдикции осуществляется в основном судами, а значительная часть органов бесспорной гражданской юрисдикции, осуществляющих удостоверительные, правореализационные и регистрационные полномочия (нотариат, система принудительного исполнения, органы регистрации актов гражданского состояния, прав на недвижимое имущество, юридических лиц и т. д. ), - в рамках органов юстиции и других федеральных органов исполнительной власти. Поэтому вполне логично и правомерно относить нотариат к ведению органов юстиции, которые осуществляют организацию деятельности значительной части органов бесспорной юрисдикции. Другое дело, что формы и порядок такой организации зависят от целого ряда различных обстоятельств, конкретных политико-правовых решений, способов регистрационно-удостоверительной деятельности. Так, формы воздействия органов юстиции на государственный нотариат совершенно иные, нежели формы воздействия на нотариусов, работающих вне рамок государственной службы.
§ 5. Нотариат и другие формы юридической помощи
Юридическая помощь оказывается населению самыми разными представителями самых разных юридических профессий России: частными юристами, работающими самостоятельно либо в составе юридических фирм, адвокатами, нотариусами. Общее между ними заключается в работе на одном " правовом поле" - в сфере гражданского оборота - и наличии многих принципиально единых методов работы - правовое консультирование, составление проектов документов, отражение в них воли участников сделки. Однако при этом между всеми представителями юридических профессий России, оказывающими правовую помощь населению, имеется ряд существенных различий. 1. Сходство адвокатуры и нотариата. Наиболее близки между собой такие правовые институты, как адвокатура и нотариат. В отличие от других субъектов, оказывающих правовую помощь (частнопрактикующих юристов), деятельность адвокатов и нотариусов не является предпринимательством. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, должна оказываться бесплатно. В рамках действующей правовой системы России именно на адвокатуру и нотариат возложены функции по оказанию бесплатной либо на льготных условиях правовой помощи населению. Адвокат или нотариус не вправе отказать в правовой помощи лицу, имеющему право на ее бесплатное получение в соответствии с законом, в отличие от частнопрактикующих юристов, занимающихся предпринимательской деятельностью и поэтому произвольно отбирающих клиентов для своей работы. Оказание бесплатной юридической помощи частнопрактикующими юристами основывается только на их собственном решении. Следует отметить восприятие в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ) многих оправдавших себя конструкций и положений нотариального законодательства. Например, согласно ст. 1 приведенного Закона адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе в порядке, установленном данным Законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Кроме того, в организации адвокатуры воспринята идея организации палат. Закон об адвокатуре по образу нотариальных палат предусмотрел создание единых адвокатских палат субъектов РФ, а также создание федеральной палаты адвокатов России. 2. Отличия нотариата от адвокатуры. Вместе с тем имеются существенные различия между адвокатурой и нотариатом. Прежде всего деятельность адвоката и клиента строится на основе договора поручения и имеет в этом смысле частноправовой характер. Адвокат является в известной мере " слугой клиента" и защищает только его интересы. Именно на этом основывается состязательное начало судопроизводства, когда адвокаты каждой из сторон представляют доказательства в обоснование правоты своего клиента. Деятельность нотариуса в силу ее публично-правового характера происходит в рамках нотариального производства и жесткой связанности рамками закона. Нотариус обеспечивает для всех участников нотариального производства при совершении конкретного действия равные правовые условия, исполняя обязанность по обеспечению соблюдения закона в отношении всех лиц, в том числе и не обратившихся к нему, но права которых затрагиваются совершением нотариального действия. Поэтому взаимоотношения нотариусов и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют публично-правовую, а не договорную основу. Наиболее наглядно публично-правовая основа деятельности нотариата проявляется на примере наследственных дел. Если бы ведение наследства происходило на состязательной основе, то наследство бы доставалось наиболее богатым и ловким наследникам, способным нанять лучшего юриста и завладеть большей его частью, не поставив в известность оставшихся наследников. Ведение наследственного дела независимым от сторон и беспристрастным нотариусом обеспечивает учет интересов всех наследников, выявление полного их круга, обеспечение равных на основе закона условий доступа к наследству в соответствии с волей наследодателя. Размер оплаты услуг адвоката в силу договорного ее характера определяется соглашением с клиентом и во многом успехом ведения дела. Нотариус в отличие от адвоката взимает тариф за совершение нотариального действия, распределяемый соглашением лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. Тем самым закон как бы заранее гарантирует объективность нотариуса, который не имеет никакой заинтересованности в решении вопроса в пользу одной из сторон. В силу публично-правового характера института нотариата число нотариусов ограниченно и определяется совместно государственными органами юстиции и нотариальными палатами как публично-правовыми объединениями. Адвокаты самостоятельно регулируют свою численность. Кроме того, нотариус не имеет права совершения нотариальных действий за пределами своего нотариального округа, т. е. не может, в отличие от адвоката, работать там, куда приглашают его клиенты. Изложенное не дает оснований принижать или преувеличивать значение нотариата либо адвокатуры в правовой системе России. Каждый из этих правовых институтов занимает свое собственное место. Если деятельность адвоката происходит преимущественно в суде, путем отстаивания в состязательной форме интересов клиента, то деятельность нотариуса происходит в рамках бесспорной юрисдикции, поскольку нотариус является представителем и государства, и всех лиц, обратившихся к нему за юридической помощью. Отличия адвокатуры от нотариата в решении Верховного Суда РФ. Проанализированные выше различия между адвокатурой и нотариатом были положены в основу решения Верховного Суда РФ о признании частично недействительным абз. 3 п. 5. 1 инструктивных указаний Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1983 г. " О применении законодательства о государственном нотариате к иностранным гражданам, лицам без гражданства, к иностранным предприятиям и организациям, а также о применении законодательства иностранных государств и международных договоров о правовой помощи в нотариальной практике". Оспариваемое положение данных указаний предусматривало возможность принятия наследства на территории России иностранными гражданами, в том числе путем обращения к адвокатам Иностранной юридической коллегии с просьбой об оказании юридической помощи. Верховный Суд РФ отметил в решении, что коллегии адвокатов не наделяются полномочиями нотариальных органов < 1>. -------------------------------- < 1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 12. С. 3, 4.
Глава 2. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА НОТАРИАЛЬНОГО ПРАВА
§ 1. Понятие нотариального права: его предмет, метод и система
1. Значение и критерии выделения нотариального права. Вопрос о выделении нотариального права России поставлен совсем недавно < 1>, и в случае положительного ответа на него возникает целый ряд других: какова природа нотариального права и на основании каких критериев оно выделяется? Положительное либо отрицательное решение данного, казалось бы, сугубо доктринального вопроса весьма значимо, поскольку тем самым определяются перспективы кодификации законодательства в данной сфере. Сообразно сложившейся классификации отраслей российского права их системообразующим признаком является наличие собственного предмета правового регулирования, метода, специфического правового режима, а также принципов права как дополнительного индивидуализирующего признака. Кроме того, важным является наличие одноименной отрасли законодательства. -------------------------------- < 1> См. подробнее: Ярков В. В. Основные вопросы становления нотариального права России // Нотариальный вестник. 2003. N 1. С. 42 - 47. Вопрос об автономии нотариального права дискуссионный и на родине классического нотариата - во Франции. См. подробнее: Пиепу Ж. -Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право / Пер. с фр. И. Г. Медведева. С. 31.
По своим юридическим признакам нотариальное законодательство представляет собой комплексную отрасль российского законодательства, объединяющую нормы, регулирующие нотариальную деятельность, а также особенности ее осуществления в отдельных правовых сферах. Как отмечал С. С. Алексеев, комплексная отрасль законодательства позволяет объединить по тому или иному юридическому признаку юридически разнородный материал < 1>. На базе комплексных отраслей законодательства возникают комплексные правовые образования в структуре права, образуя собой новое измерение в системе права. Развитию комплексных отраслей права способствует и специализация законодательства, поскольку оно все чаще регулирует по сугубо рациональным признакам отдельный круг правовых вопросов, объединяя в едином нормативном акте нормы различной отраслевой принадлежности. Тем самым достигается более эффективное и целостное правовое регулирование. При этом комплексная отрасль права складывается чаще всего на основе определенной кодификации определенной группы отношений и действий их участников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|