2. Характерные черты принципов нотариального права. 4 страница
-------------------------------- < 1> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. М.: Юрид. лит., 1981. Т. 1. С. 253.
Рациональное начало комплексной отрасли права заключается в регуляции в едином правовом акте определенного вида юридической деятельности, носящего целостный характер. При отраслевом регулировании не будет достигнут столь необходимый эффект. В последнее время можно говорить о возникновении в системе права целого ряда комплексных отраслей: права ценных бумаг, банковского, страхового права, нотариального права и др. Признаки нотариального права как комплексной отрасли. В пользу того вывода, что нотариальное право представляет собой объективно существующую правовую общность, можно привести следующие доводы: - во-первых, имеется правовой акт - Основы законодательства РФ о нотариате, который объединяет в себе основные правовые предписания в данной сфере, содержит при этом достаточно развитую общую часть; - во-вторых, юридическую целостность нотариальному праву придает то обстоятельство, что оно не только имеет единую нормативную основу, но и обладает общим предметом регулирующего воздействия - отношения, связанные с совершением нотариальных действий; - в-третьих, комплексный характер нотариального права подчеркивается тем обстоятельством, что оно включает в себя юридические нормы гражданского, административного, процессуального и иных отраслей российского права, которые, по образному выражению С. С. Алексеева, сохраняют свою " прописку" в основных отраслях < 1>; -------------------------------- < 1> См.: Алексеев С. С. Общая теория права. М.: Юрид. лит., 1981. Т. 1. С. 254.
- в-четвертых, нотариальное право имеет ряд особых принципов, общих положений, приемов и способов регулирования, образующих особый правовой режим, характеризующийся высокой степенью процессуально-процедурной регламентации поведения его участников, никак не совпадающей по своей правовой модели со взаимодействием участников гражданского оборота.
Нотариальное право - публичное или частное право? Это теоретически значимый вопрос, поскольку от ответа на него зависят и подходы к практическому решению многих современных проблем. Если нотариат - это публично-правовой институт, выполняющий от имени государства функции по оказанию квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ), то логично предусмотреть и его обязательную компетенцию, регулирование тарифов, возложение обязанности по предоставлению бесплатной юридической помощи, особый статус нотариальных палат, регулирование численности нотариусов и т. д. Если же рассматривать нотариат как сугубо частноправовой институт, то в этом случае следует снять с нотариусов какую-либо обязательную компетенцию, отменить регулирование тарифов (как и у адвокатов), численности и, конечно же, освободить от обязанности по оказанию бесплатной либо на льготных условиях юридической помощи. Нотариальное право в силу публично-правового статуса нотариуса логичнее включать в семью публичного права, исходя из того что большинство нормативных предписаний нотариального права, обращенных к нотариусу, по своей природе носят административно-правовой характер, а сами полномочия нотариуса суть государственные, публично-правовые по содержанию. Составляя нотариальный акт, затем удостоверяя его, нотариус действует исключительно в рамках предписанных законом императивных процедур, т. е. публичного права. В то же время отдельные элементы нотариальной деятельности, например правила о договорном тарифообразовании по нотариальным действиям, не относящимся к обязательным, носят частноправовой характер. Кроме того, исходя из диспозитивного характера гражданских прав в нотариальном праве проявляются частноправовые начала, отражающие волю участников отношений гражданского оборота, например при обращении к нотариусу за совершением нотариального действия, выборе формы сделки, включении в ее состав факультативных условий и т. д. Эта двойственность нотариальной функции, сочетание в ней частноправовых и публично-правовых начал неоднократно отмечались в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
Таким образом, нотариальное право относится к числу комплексных отраслей права, объединяющих в себе нормы самой разной отраслевой принадлежности - как материально-правовые, так и организационные и процедурно-процессуальные. Кроме того, нотариальное право одновременно относится как к сфере публичного, так и к сфере частного права, находясь на их стыке. Публично-правовая природа нотариального права проистекает из характера нотариальной деятельности и публичности нотариальных функций, делегирования нотариусу части полномочий государственных органов. Частноправовая природа нотариального права определяется тем, что оно регулирует порядок совершения юридически значимых действий в сфере гражданского оборота и квалифицированную форму их закрепления. 2. Предмет регулирования нотариального права. Предмет регулирования - юридическая деятельность участников определенных правовых отношений. При этом наличие специального предмета является одним из системообразующих признаков отрасли права, включая и вторичные правовые образования в его нормативной ткани. Для нотариального права таким специфическим предметом (объектом) регулирования, который характерен именно для него, являются нотариальные действия, за совершением которых обращаются физические и юридические лица к нотариусам. Для нотариусов нотариальные действия представляют собой одновременно содержание их деятельности и ее результат. На наш взгляд, правомерно говорить о первичности нотариального действия как основного элемента предмета регулирования нотариального права. Именно потребность общества в особой юридической процессуально-процедурной деятельности для закрепления наиболее значимых юридических фактов гражданского оборота потребовала и особого субъекта, уполномоченного на его совершение, - нотариуса.
Поэтому независимо от лица, совершающего нотариальное действие, - нотариуса, а также, к примеру, банка (на которых такие функции возложены по ст. 185. 1 ГК РФ), регламент совершения нотариального действия и его процедура, а также гарантии для их участников должны быть едиными. В противном случае может происходить размывание нотариальных функций и правил, когда право на совершение нотариальных действий передается органам и лицам, которые не могут обеспечить обратившимся за совершением нотариальных действий лицам тех гарантий, которые предоставляются нотариусом. Нотариальное действие в силу своей специфики требует и особого способа оплаты. Связь нотариального тарифа и государственной пошлины носила временный характер в период принятия Основ, когда сохранялось параллельное действие государственного и нового нотариата. В настоящее время осуществляется специальное регулирование нотариальных тарифов, учитывающее специфику нотариального производства и необходимость самофинансирования нотариальной деятельности. 3. Методология нотариального права. Под методом правового регулирования обычно понимается совокупность юридических способов и приемов регулирования, воздействия на отношения и деятельность, которые являются предметом данной отрасли права. Метод правового регулирования субъективен в том смысле, что определяется законодателем в нормах права. Но сам по себе он объективен в том смысле, что к отношениям определенного рода применим только определенный метод регулирования. Неправильный выбор метода правового регулирования приводит к неэффективному регулированию конкретных групп отношений. Выделяются три основных метода правового регулирования: дозволение, запрет и предписание, - которые сочетаются в различных вариантах. Методология правового регулирования в нотариальном праве производна от отраслей права, в которых находятся ее нормативные истоки, а именно права частного и публичного. Поэтому в нотариальном праве можно говорить о сочетании и одновременном действии элементов императивного (властных предписаний) характера с диспозитивным (дозволительным) началом. Одновременное сочетание в методе правового регулирования нотариального права публично-правовых и частноправовых начал объясняется правовой природой нотариального права.
С одной стороны, нотариальное право достаточно жестко регламентирует деятельность нотариуса по реализации норм материального и процедурно-процессуального права, что предполагает, соответственно, и властное начало в механизме процессуального регулирования. С другой стороны, в рамках отношений, регулируемых нотариальным правом, находят осуществление субъективные права в основном тех отраслей права (прежде всего гражданского и семейного права), которые строятся на равенстве, диспозитивности их субъектов. Императивные начала метода нотариального права проявляются в основном в следующем. 1. Правовые нормы обеспечивают положение нотариуса как представителя публичной власти. 2. В качестве основных юридических фактов выступают нотариальные действия. 3. Деятельность нотариуса и других лиц при совершении нотариального действия происходит в рамках нотариального производства, основанного на строго определенном процессуальном порядке, нарушение которого может привести к утрате им признака бесспорности. Нотариальное производство представляет собой сложный комплексный фактический состав, который характеризуется связанностью всех входящих в него элементов, и имеет один конечный результат - совершение нотариального действия. Формализм в нотариальном праве имеет большую собственную ценность, поскольку его соблюдение обеспечивает законность и объективность. Диспозитивные начала метода нотариального права заключаются в основном в следующем. 1. Равенство сторон нотариального производства при совершении нотариального действия. 2. Свобода обращения к нотариусу за совершением нотариального действия, проистекающая из диспозитивного характера гражданских прав. 3. Наличие системы гарантий прав участников нотариального производства, обязанность соблюдения которых возложена по общему правилу на нотариуса. 4. Система нотариального права. Она образуется различными элементами и подразделяется на общую и особенную части. Нотариальное право является процессуально-процедурным правом, поскольку в него входят как вопросы организации профессии, так и нотариальное производство, в рамках которого осуществляется нотариальная деятельность.
В Общую часть нотариального права входят следующие институты: - во-первых, это общие правила: понятие, принципы организации нотариата и нотариального производства, функции нотариата в правовой системе, источники нотариального права; - во-вторых, правила доступа к нотариальной профессии; - в-третьих, организация профессии и органов нотариального сообщества; - в-четвертых, нотариальная этика; - в-пятых, субъекты нотариального права (нотариус, другие лица, уполномоченные на совершение нотариальных действий, участники нотариального действия) и их взаимоотношения; - в-шестых, система зарубежного нотариата и деятельность российского нотариата в рамках Международного союза нотариата. В Особенную часть входят институты, отражающие общие правила нотариального производства, особенности совершения отдельных видов нотариальных действий и экономика нотариальной деятельности, а также вопросы международного частного права и международного гражданского процесса в нотариальной деятельности. Вопрос о выделении Особенной части является дискуссионным: входят ли в предмет нотариального права правила нотариального производства, отражающие его процедуры применительно к отдельным видам нотариальных действий? Так, французские нотариусы Жан-Франсуа Пиепу и Жан Ягр полагают, что под нотариальным правом понимается только совокупность правил, которые применяются по отношению к самим нотариусам при исполнении ими своих обязанностей, в особенности в роли удостоверителей, а также при взаимоотношениях нотариусов с клиентами < 1>. Они отмечают, что вопросы частного права, обычно включаемые в круг нотариального права, интересуют также других юристов - судей, адвокатов и т. д. Однако такой подход к предмету нотариального права сужает его понимание и не способствует комплексному усвоению нормативного и практического материала. Поэтому более оправданным является включение в предмет нотариального права как вопросов понятия и организации нотариата и нотариального производства, так и вопросов специфики их совершения во взаимосвязи с реализацией норм гражданского, корпоративного, семейного, процессуального и иного права, включенного в сферу нотариальной деятельности. -------------------------------- < 1> См.: Пиепу Ж. -Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право / Пер. с фр. И. Г. Медведева. С. 31.
Такое включение правил совершения отдельных видов нотариальных действий в предмет нотариального права является правомерным, поскольку в рамках нотариального производства происходит не только свободное взаимодействие участников гражданского оборота, но и их деятельность под контролем и при активном содействии нотариуса.
§ 2. Соотношение нотариального права с другими отраслями права
При характеристике соотношения нотариального права с другими отраслями права, равно как и нотариального законодательства с другими отраслями законодательства, возникает два вопроса. Первый - о связи нотариального права с другими отраслями права. Второй - о месте нотариального права (и законодательства) в системе российского законодательства, которое согласно Конституции РФ подразделяется на предметы ведения Российской Федерации, сферу совместного ведения и предметы ведения субъектов Федерации. Связи гражданского процессуального и нотариального права. Генетически нотариальное право как право процедурное возникло в российской доктрине из гражданского процессуального права, в семью которого оно входит по определению многих специалистов < 1>. В такой связи проявляется отличие подходов российского от подходов зарубежного нотариального права. Если, например, во Франции и Швейцарии нотариальное право имеет больше связей с гражданским правом как возникшее из потребностей гражданского оборота, то в советский период в России традиционно делался акцент на нотариате как форме правовой защиты. Поэтому в России доктрина нотариата традиционно разрабатывалась не цивилистами, а больше специалистами по гражданскому процессу. -------------------------------- < 1> Такое мнение высказано М. К. Юковым. См.: Юков М. К. Теоретические проблемы системы гражданского процессуального права: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1982.
Многие тесные связи гражданского процессуального и нотариального права отражены в общности ряда принципов и составляющих нотариального производства. Например, наиболее тесная взаимосвязь нотариального и процессуального права в части межотраслевого института доказательств. В ст. 60 ГПК РФ и ст. 68 АПК РФ закреплено правило допустимости доказательств, согласно которому обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться другими средствами доказывания. В ст. 61 ГПК РФ и ст. 69 АПК РФ закреплено особое доказательственное значение нотариальных актов. Тем самым процессуальное законодательство стимулирует участников гражданского оборота к фиксации и закреплению их юридических действий в установленной законом правовой форме, прежде всего - нотариальной. Связи гражданского и нотариального права. Нотариальное право тесно взаимосвязано с гражданским правом, поскольку именно в гражданском праве определяются форма сделок и правила совершения ряда нотариальных действий с точки зрения их гражданско-правовой характеристики, определяющих существенные условия сделок. Например, в ст. 163 ГК РФ даются понятие и основные элементы содержания нотариального удостоверения сделок, согласно чему " нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности". Такие же взаимосвязи у нотариального права с семейным, поскольку в этой части целый ряд норм Семейного кодекса РФ входит в нотариальное законодательство. Например, согласно ст. 100 СК РФ " соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению".
§ 3. Источники нотариального права
1. Понятие и иерархия источников. Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой следует руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия. Поскольку само нотариальное законодательство, как и нотариальное право, носит комплексный характер, то следует выделять источники как организации нотариальной деятельности, так и самого нотариального производства. Круг источников нотариального производства очерчен в ст. ст. 1 и 5 Основ, которые должны применяться с учетом Конституции РФ 1993 г., принятой после Основ. К их числу относятся Конституция РФ, международные договоры, Конституции и уставы субъектов РФ, Основы законодательства о нотариате, федеральные законы и законы субъектов РФ. Конституция России. Основной источник любого законодательства - Конституция РФ. В отношении нотариата можно говорить о целом ряде статей Конституции, но наиболее значимы ст. 48 (закрепляющая право граждан на квалифицированную юридическую помощь) и ст. 72 (относящая нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ). Федеральные законы. Основы законодательства РФ о нотариате были приняты Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. и определили современное лицо российского нотариата. Основы являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса. Вопросам содержательного характера в Основах уделяется незначительное внимание. Ставки государственной пошлины по нотариальным действиям и льготы по их уплате установлены в Налоговом кодексе РФ. Гражданский кодекс РФ как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий. Вместе с тем отметим как позитивное явление наличие множества процедурных норм нотариального производства в разд. V " Наследственное право" ГК РФ, что отражает его роль как источника норм нотариального права и законодательства. Такое же значение имеют Семейный кодекс РФ, НК РФ, Федеральные законы " Об обществах с ограниченной ответственностью", " О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и целый ряд других федеральных законов. Международные соглашения и договоры. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г. ), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г. ), целый ряд других международных соглашений и договоров. Например, договоры о правовой помощи с Италией и Польшей устанавливают правила о трансграничном действии нотариальных актов в отношении денежных обязательств, придавая им силу, фактически равную с судебным решением. Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы человека, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное правоприменительное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения. Например, ст. 14 Конвенции запрещает дискриминацию в каких-либо форме и виде, что распространяется и на участников нотариального производства. 2. Судебная практика. Источником права в современных условиях становится судебная практика в самых разнообразных ее формах. При всей противоречивости высказанных по вопросу о месте судебной практики суждений большинство специалистов разделяют вывод о том, что судебная практика имеет как правообразующее, так и правореализационное значение < 1>. Она может быть выражена как в форме судебных актов международных органов правосудия, так и в форме постановлений Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Верховного Суда РФ. В условиях осуществления государственного устройства России на принципе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) совершенно иначе можно поставить вопрос о правотворческих возможностях суда и роли судебной практики в правовом регулировании и правоприменении. Концепция судебного прецедента оказывается весьма плодотворной. Судебная практика не только выступает в современных условиях в качестве предварительной ступени к последующему нормативному регулированию, но и сама становится непосредственным источником такого регулирования. -------------------------------- < 1> См., например, дискуссию: Судебная практика как источник права. М.: Юристъ, 2000.
Причин тому несколько: - во-первых, суды оказывают воздействие на законодательную и исполнительную власть путем принятия своих актов, контролируя акты иных органов власти. Судебная практика является ориентиром для последующего правотворчества и правоприменения, особенно позитивна в этих процессах роль Конституционного Суда РФ; - во-вторых, усложняется правовая система. Есть определенные границы детализации законодательных актов, за пределами которых она теряет смысл и закон становится сборником казусов. Гегель справедливо замечал, что " в частном праве так называемое совершенство есть постоянное приближение" < 1>. В настоящее время невозможно дать в федеральных законах и иных нормативных правовых актах полную и исчерпывающую кодификацию всего законодательного материала, решить все возможные вопросы, особенно вопросы взаимодействия с другими правовыми актами. -------------------------------- < 1> Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 254.
Поэтому судебный прецедент выполняет важнейшие функции, ориентируя субъектов гражданского оборота и нотариусов на вполне определенные варианты правопонимания и правоприменения < 1>. -------------------------------- < 1> См. обобщение судебной практики по вопросам нотариата: Судебная практика и нотариат / Авт. -сост. Е. Ю. Юшкова. 3-е изд. М.: Статут, 2015.
Практика международных органов правосудия. Важное значение имеет международная судебная практика, выраженная в судебных актах Европейского суда по правам человека. В Федеральном законе от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ " О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" содержится заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции ЕСПЧ, так и решений этого Суда, а также заявлений о праве российских граждан на обращение в названный Суд за защитой своих нарушенных прав в течение шести месяцев после того, как исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав. При этом обязательное значение имеют не только те решения, которые были вынесены против Российской Федерации, но и в целом вся практика ЕСПЧ независимо от того, кто выступал в качестве заявителя - российские либо иностранные лица, в которой выражена его правовая позиция по тем либо иным вопросам толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Не имеет также значения и сфера решения - касается ли оно результатов правоприменительной деятельности судов общей юрисдикции либо арбитражных судов < 1>. -------------------------------- < 1> На данное обстоятельство справедливо обратила внимание Т. Н. Нешатаева. См.: Нешатаева Т. Н. Первое решение Европейского суда по правам человека по имущественному спору против России: размышления, некоторые выводы // ВАС РФ. 2002. N 8. С. 141.
Например, для нас значима позиция такого международного органа правосудия, как ЕСПЧ, касающаяся нотариата. В решении ЕСПЧ от 3 апреля 2001 г. по вопросу приемлемости жалобы N 44319/98, поданной О. В. Романовской против Российской Федерации, Суд отметил, что конвенционные органы последовательно не признавали исполнительно-регулятивные органы профессиональных структур, создаваемых лицами так называемых свободных профессий, в качестве ассоциаций (объединений) по смыслу ст. 11 Конвенции (см.: Постановление ЕСПЧ по жалобе " Ле Конт, Ван Левен и Де Мейер против Бельгии" (Le Compte, Van Leuven and De Meyere v. Belgium) от 23 июня 1981 г. (серия A, N 43. С. 26 - 27, 64 - 65), касающееся Ордена врачей, а также Постановления по жалобам N 14331/88 и 14332/88 " Ревер и Легаллэ против Франции" (Revert and Legallais v. France) (D. R. 62. С. 309) относительно Ордена архитекторов; N 13750/88 " А. и другие против Испании" (A. and Others v. Spain) (D. R. 66. С. 188) по вопросу коллегий адвокатов). Цель этих предусмотренных законодательством органов - осуществление контроля и содействие развитию профессиональной деятельности. При этом данные органы выполняют важные публично-правовые функции, преследующие цель защиты прав других лиц. В связи с этим их нельзя отождествлять с профессиональными союзами, но они тем не менее интегрированы в государственную структуру. Принимая во внимание положения Основ и законодательно закрепленные функции нотариальных палат, Суд придерживается мнения о том, что такие палаты не могут рассматриваться в качестве объединений по смыслу ст. 11 Конвенции < 1>. -------------------------------- < 1> СПС " Гарант".
В данном решении ЕСПЧ подчеркнуты публично-правовая природа и особый характер функций нотариальных палат, которым делегированы государственные функции и на которые возложены обязанности по регулированию нотариальной деятельности. Практика Конституционного Суда РФ. Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ характеризуется тем, что они обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений (ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ " О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ о Конституционном Суде РФ)). Признание не соответствующими Конституции РФ федерального закона, нормативного акта Президента РФ, нормативного акта Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. Признание не соответствующими Конституции РФ нормативного акта субъекта РФ, договора субъекта РФ или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов РФ положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными. Положения указанных выше нормативных актов либо договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ст. 87 ФКЗ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ о Конституционном Суде РФ). В этом плане можно привести два Постановления Конституционного Суда РФ: от 24 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 г. " О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" < 1> и от 19 мая 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате < 2>. -------------------------------- < 1> СЗ РФ. 1998. N 10. Ст. 1242. < 2> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2491.
Практика Верховного Суда РФ. Важное значение имеют решения Верховного Суда РФ, когда указанный судебный орган реализует свои полномочия по проверке соответствия федеральным законам актов Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, а также разрешает гражданские дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Например, Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 13 августа 2015 г. N АПЛ15-312 было оставлено без изменения решение Верховного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. N АКПИ15-140, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующим Приказа Минюста России от 1 июля 2011 г. N 254 " Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации о нотариате в Российской Федерации".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|