Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периодизация развития человека как субъекта труда




 

Е.А.Климов Д.Сьюпер   Сходство характеристик этапа Различие характеристик этапа
Название этапа Характеристика этапа Название этапа Характеристика этапа
             

 

Задание 3. Охарактеризуйте уровни профессионализма (по А.К.Марковой).

Задание 4. Назовите и охарактеризуйте конкретные этапы освоения профессией (по А.К.Марковой).

Задание 5. Укажите, в чем специфика выделения этапов (стадий) профессионального пути человека.

Задание 6. Перечислите отечественных и зарубежных авторов, выделяющих этапы (стадии) профессионального пути.

Задание 7. Приведите определение и опишите различные варианты структуры личностного профессионального плана.

Задание 8. Укажите способы и стратегии преодоления кризисов профессионального становления личности.

Задание 9. Изобразите на схеме уровни «допрофессионализм», «непрофессионализм», «псевдопрофессионализм», «послепрофессионализм», «суперпрофессионализм», если уровень «профессионализм» представлен в центре треугольника.

     

Задание 10. Заполните пробелы:

Основные характеристики профессии:

1) это вид трудовой деятельности;

2) это … … деятельность;

3) это деятельность, предполагающая … …;

4) это деятельность, выполняемая за … …;

5) это деятельность, дающая человеку … … ….

  Профессия   а Любая фиксированная работа и профессия
  Специальность б Степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности
  Квалификация в Отдельная отрасль науки, техники, искусства, в которой кто-нибудь работает
  Должность г Основной род занятий, трудовой деятельности

Задание 11. Найдите правильное соотношение понятиям, обозначенным цифрами 1-4 и их значениям (а-г):

 

Задание 12. В классификации профессий расшифруйте сокращения и укажите, по какому признаку выделяются типы, классы, отделы, группы профессий

Типы профессий (выделяются по … труда):

П – …

Т – …

Ч – …

З – …

Х – …

Классы профессий (выделяются по … труда):

Г – …

Пр – …

И – …

Отделы профессий (выделяются по … труда):

Р – …

М – …

А – …

Ф – …

Группы профессий (выделяются по … труда):

Б – …

О – …

Н – …

Мо – …

Э – …

Задание 13. Прокомментируйте приведенный ниже текст с точки зрения понятий, изученных в курсе психологии труда:

"Очевидно, что сценическое искусство, за редким исключением, воспроизводит континуум интенсивностей человеческих переживаний в его реальном жизненном диапазоне. Иначе обстоит дело со временем. Сценическое время всегда условно по отношению к реальному. Суть преобразований реального времени в условное сценическое состоит, в частности, в "сжатии", увеличении информативности "сценического сообщения". Это обстоятельство предъявляет особые требования к скоростным характеристикам эмоциональных реакций, к формально-динамической стороне эмоциональной реактивности актера. Возникает предположение, что индивидуальные особенности саморегуляции динамики эмоциональной реактивности, обеспечивающие соответствие сценического переживания меняющейся сценической ситуации, с одной стороны, и возможность управления эмоциональными реакциями в соответствии с задачей, стоящей перед актером как субъектом деятельности, – с другой, и являются в первую очередь теми признаками, которые характеризуют предрасположенность к сценической деятельности".

Задание 14. Постройте формулу профессии: Наладчик машин и технологического оборудования.

Это общее название. На самом деле есть многие и разные специаль­ности наладчиков во всех отраслях хозяйства – начиная от производства конфет, шитья одежды и кончая постройкой космических кораблей.

Благодаря наладчику машины, аппараты работают четко и бесперебойно.

На заводах и фабриках то и дело устанавливают все новое оборудо­вание, осваивают новые технологии. Наладчику важно интересоваться, в каком направлении идет техническое развитие его отрасли, ориентиро­ваться в технических новинках. Ведь ему приходится не только налажи­вать, регулировать, поддерживать в порядке имеющееся оборудование, но и участвовать в монтаже, опробовании, пуске, наладке нового, непри­вычного.

Наладчик должен уметь практически работать на налаживаемом обору­довании (скажем, на швейной спецмашине или на станках с числовым про­граммным управлением – смотря по тому, какую технику он обслуживает). Без этого не узнаешь некоторые важные тонкости труда и технологии соот­ветствующего производства.

Наладчик с интересом и бдительно наблюдает за машинами, предвидит и предупреждает возможные неполадки, проявляет инициативу, самостоя­тельность, умелость при их устранении.

Причины неисправностей часто скрыты. Их надо мысленно найти, пра­вильно определить, чтобы не разбирать всю машину «до шайбочки».

Наладчику приходится разбираться в технических документах (чер­тежах, технологических картах, схемах), т.е. по условным знакам, по на­чертаниям мысленно представлять себе устройство и работу оборудо­вания.

Деятельность такого рода и требует от человека важных умственных качеств, и развивает их у него (речь идет о техническом мышлении, смекал­ке, пространственном воображении, изобретательности).

Если наладчик обслуживает механическое оборудование (например, металлорежущие, ткацкие станки, горные машины), то от него требуется хорошее физическое развитие. Приходится оперировать слесарными инст­рументами, перемещать иной раз тяжелые детали, механизмы. Это, кстати, также развивает физическую силу, выносливость.

Если наладчик работает на предприятии медицинской, пищевой, микро­биологической промышленности, то от него требуется еще и особая чис­топлотность, аккуратность.

При любом уровне развития техники эта профессия останется нужной и важной.

Задание 15. Опираясь на приведенное в задании 14 описание профессии наладчика, постарайтесь выделить схему этого описания (составьте профессиограмму):

а) Доминирующий способ мышления;

б) Область базовых знаний и их уровень;

в) Межличностное взаимодействие;

г) Доминирующий интерес;

д) Дополнительный интерес;

е) Условия работы в помещении;

ж) Доминирующие виды деятельности;

з)Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности;

и)Качества, препятствующие выполнению профессиональной деятельности.

Постарайтесь критически отнестись к схеме приведенного описания и подумайте, что важное в этом описании упущено, а что, быть может, излишне. Например, не сказано, где можно выучиться на наладчика, как повышать квалификацию, продолжить образование и т. п. Разработав, таким образом, более совершенный план описания про­фессии (профессиограммы), составьте краткую профессиограмму спе­циальности, профессии из числа тех, которые, на Ваш взгляд, сейчас пользуются наибольшим спросом. Позаботьтесь, чтобы описание было не только правильным, информирующим, но и побуждающим, мотивирующим, чтобы, далее, оно предполагало или выражало уважительное отношение к соответствующим работникам. Придется, конечно, собрать некоторый информационный материал профессии.

Задание 16. Составить психологический словарь по основным терминам и понятиям курса «Психология труда».

Задание 17. Конспект статей:

1. Дмитриева, М. А. Цели профессиографии и структура профессиограммы / М.А.Дмитриева // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общ. редакция Л. В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 84 – 91.

2. Зайцев, С.А. К 80-летию создания в Беларуси психотехнической лаборатории. История создания и деятельности психотехнической лаборатории в Беларуси / С.А. Зайцев // Псiхалогiя. – 2005. – № 3. – С. 57-59.

3. Зеер, Э.Ф. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления личности педагога / Э.Ф.Зеер, Э.Э. Сыманюк. // Мир психологии. – 2002. – №4.– С. 194-202.

4. Иванова, Е. М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров / Е.М. Иванова // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общ. редакция Л. В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 92 – 102.

5. Козловская, С.Н. Конфликты профессионального самоопределения студентов в университете и пути их решения / С.Н. Козловская // Мир психологии. – 2005. – № 2. – С. 160-164.

6. Пиняева, С.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / С.Е. Пиняева, Андреев Н.В. // Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 3-10.

7. Поваренков, Ю.П. Основные тенденции профессионального развития студентов педагогического вуза / Ю.П.Поваренков // Псiхалогiя. – 2006. – № 3. – С. 3-11.

8. Толочек, В. А. Профессиональный отбор персонала организаций / В.А. Толочек // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общ. редакция Л. В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 281 – 292.

9. Филина, С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы / С.О. Филина // Школьный психолог. – 2003. – № 36. – С.18-19.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...