Концепция социально-экономического развития страны до 2015 г.
Главной целью стратегии долгосрочного развития является радикальное улучшение качества жизни населения: обеспечение приемлемых жизненных стандартов для всех категорий населения; формирование сильного демократического государства и обеспечение суверенитета личности; создание эффективной конкурентоспособной экономики, обладающей диверсифицированной структурой производства и экспорта и обеспечивающей достойное место России в мировом сообществе. Достижение глобальной цели связано с рядом этапов. На первом этапе (2001-2003 гг.) экономический курс будет направлен на углубление структурных реформ, укрепление рыночного начала в экономике, преодоление диспропорций и завершение переходного периода (2015г.). Экономическая политика реализуется по следующим направлениям: · стабилизация развития социальной сферы на основе восстановления реальных доходов населения, роста уровня его жизни и платежеспособного спроса; · реализация программы структурных преобразований, прежде всего реформирования инфраструктурных монополий и развития частного сектора; · создание условий для развития экономически эффективных производств; · осуществление бюджетной политики, совершенствование управления налогово-бюджетной сферой, реструктуризация госдолга; · снижение доли неплатежей, бартера и задолженности; · сдерживание инфляции, в т. ч. путем оптимизации политики цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и стабилизации курса рубля по отношению к твердым валютам; · содействие социально-экономическому развитию регионов. Среднегодовые темпы роста ВВП должны составлять более 4,5%, реальные доходы населения должны вырасти на 25%.
Второй этап (2004-2007 гг.) характеризуется ускоренным развитием, что является результатом произошедших ранее структурных сдвигов. Главная задача – максимально возможное обновление материально-технической базы экономики и резкое повышение эффективности и конкурентоспособности экономики. Для выхода РФ на адекватные ее потенциалу позиции, необходимо достижение темпов экономического развития, вдвое превышающих среднемировые – т. е. не менее 6% в год. На третьем этапе (2008-2015 гг.) приоритетом является достижение долгосрочного равновесия, которое характеризуется стабильными темпами роста и постоянным обновлением производственной и технологической структур экономики. Это станет основой для достижения главной цели – ускоренное повышение уровня жизни всех слоев населения. Стратегическое развитие до 2015 года (материал послания президента федеральному собранию в апреле 2007 года): Приоритетные направления в структуре национальной экономики:
Стратегическое региональное планирование
Стратегия развития региона – способ достижения намеченных целей, форма управления хозяйственной деятельностью и территориальной организацией жизни общества. В ходе ее разработки выявляется место, роль и функции региона в национальной экономике, обосновываются экономические, финансовые и организационные механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде. Первичный документ в системе разработки стратегии – концепция развития региона. В ней в обобщенном виде определяются масштабы, темпы, пропорции и основные направления социально-экономического развития региона, его отдельных подсистем, проблемных территорий; дается обоснование системы мер, направленных на повышение эффективности управления производством, методов устранения отраслевых и территориальных диспропорций; обосновывается рост уровня жизни населения региона. На основе концепции разрабатываются различные территориальные и отраслевые программы, в которых позиции и концепции получают конкретное обоснование, а также согласование проблемных вопросов. Одним из важных методологических принципов разработки концепции является ее зависимость от иерархического ранга региона. Высшее звено иерархии – социально-экономическая система страны, затем идет экономический район, округ, субъект РФ, муниципальное образование. Чем выше ранг объекта, тем устойчивее и предсказуемее тенденции его развития, меньше зависимость от внешних случайных факторов и больше опоры на собственные ресурсы.
При разработке концепции развития региона необходимо учитывать роль внешних условий и факторов развития, наиболее значимыми из которых являются: - совокупность централизованных ресурсов; - возможности привлечения иностранных инвестиций; - особенности геополитического положения региона; - государственная стратегия социально-экономического развития.
Структура концепции. 1. Целевой блок. Здесь исследуются «стартовый» уровень социально-экономического развития, выявляются тенденции и основные проблемы региона. В процессе ранжирования выделяются главные проблемы, определяющие характер и направления развития региона. Логическим завершением целевого блока является формирование системы целей. По итогам выполнения этого целевого блока формируются основные положения концепции, т.е. изложение представлений об основных проблемах, целях и методах социально-экономического развития региона, возможностях ресурсного обеспечения, механизмов прямого и косвенного управления всеми процессами региона. В ходе обсуждения уточняется круг проблемных ситуаций, формируются основные приоритеты, совершенствуется механизм ресурсо-обеспечения, таким образом целевые положения являются основой для содержательной части концепции социально-экономического развития региона. 1. Прогнозно-аналитический блок. Здесь обобщаются результаты предварительно разработанных прогнозов развития регионов, обеспечивается взаимоувязка всех видов прогнозов: 1) прогноз социально-демографического развития региона. Строится на следующих моделях: а) модели прогнозирования численности и занятости населения; б) модели прогнозирования уровня жизни и социального обеспечения населения. 2) прогноз природно-ресурсного потенциала региона: а) модели прогнозирования природно-ресурсной базы; б) модели прогнозирования освоения и использования природных ресурсов. 3) прогноз экономического развития региона: а) однопродуктовая макромодель развития региона; б) модель регионального межотраслевого баланса производства и распределения продукции.
Все эти прогнозы являются основой оптимизационных межотраслевых и межрайонных моделей экономического и социального развития региона. Прогноз основан на оценке экономического потенциала, включающего в себя следующую совокупность элементов производительных сил: 1) топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы. 2) основные производственные фонды, их технический уровень.3) производственную и социальную инфраструктуру. 4) демографический потенциал. 5) научно-технический и образовательный потенциал. 6) финансово-инвестиционный потенциал. 7) рыночный потенциал, который определяется на основе анализа оптового рынка, сети розничной торговли, функционирования товарно-фондовых бирж, банковской системы, информационной системы, рынка ценных бумаг. Эти элементы рыночного потенциала анализируются и прогнозируются как по отдельности, так и в совокупности. Здесь происходит увязка системы целей и системы прогнозов. 3. Учет внешних факторов. Здесь происходит окончательное согласование целей и ресурсов. Разработка завершается взаимоувязкой экономического, социального и экологического аспектов развития региона. 4. Концептуальный, сводный блок. Формируется на основе системы прогнозов, скорректированных с учетом внешних факторов, в соответствии с системой целей. Некоторые разделы этого блока переходят в разряд целевых комплексных программ. В концепции предусматривают одновременно 3 разноуровневых, но взаимоувязанных аспекта: 1) макроструктурный аспект, направлен на выработку подходов к таким общим проблемам как прекращение депрессии, стабилизация и подъем экономики региона, поддержка предпринимательства, соответствие социальных структур социальным целям региона. 2) межотраслевой, т.е. на уровне агрегированных отраслей (ТЭК, лесная,…). Здесь выявляются проблемные ситуации, альтернативные пути их разрешения и даются рекомендации по ресурсному обеспечению отраслевого развития. 3) территориальный аспект. Здесь формируется перечень объектов, по которым целесообразна разработка целевых комплексных программ, обосновываются размещение объектов нового строительства, совершенствование административно-территориального устройства региона, проблемы, связанные с охраной среды обитания; региональной демографической обстановки и выравниванием уровня жизни в территориальном разрезе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|